СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Опорные системы растений и животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исслледовательский урок по теме "Опорные системы растений и животных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Опорные системы растений и животных"»

Тема урока: Опорные системы растений и животных.

Лабораторная работа № 5 «Разнообразие опорных систем животных».

Цель: создать благоприятные условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности учащихся, обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса при изучении темы «Опорные системы».

Задачи урока:

    1. Расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов.

    2. Продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.

    3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой.


  1. Актуализация знаний


-Какую тему мы с вами изучали на прошлых уроках? (обмен веществ)

-Что такое обмен веществ?

( Обмен веществ – процесс образования сложных веществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии.)

- Из каких процессов складывается обмен веществ? (Из процессов питания, дыхания и выделения.)

- Каково значение обмена веществ? (Обмен веществ обеспечивает рост, развитие, размножение и постоянную связь организма с окружающей средой.)

- Каковы особенности обмена веществ у растений? (Растение, в отличии от животных, усваивая энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества).

- Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (Корень, стебель, лист)

- Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? (Пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная).

Найдите соответствие между органом и системой органов.

А. Кровеносная система.

Б. Выделительная система.

В. Пищеварительная система.

Г. Дыхательная система.

а) кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце;

д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок; и) артерии; к) бронхи.

Ответ:

А.

Кровеносная система.


Б.

Выделительная система.


В.

Пищеварительная система.


Г.

Дыхательная система.


г и

в

а б з

д к

Вопросы учителя?

К какой системе органов относятся органы, расположенные под буквами е и ж?

Какой системы не хватает в вашем списке?(опорной системы)


-Любой организм представляет собой целостную систему, где всё взаимосвязано. Кроме названных систем, в организме есть ещё одна – система опоры и движения.

Учитель: Ребята сформулируйте тему нашего урока (Запишите в мыслительном листе).

Тема урока «Опорные системы животных и растений».

- У нас сегодня не простой урок. К нам пришло письмо из журнала «Почемучка» с просьбой написать статью по теме «Опорные системы животных и растений».

-Как вы думаете, можем ли мы прямо сейчас приступить к написанию статьи? (нет…)

-Почему? (У нас нет знаний по этой теме)

ИТАК, чтобы написать статью нам необходимо исследовать тему, по которой будем писать статью.

Давайте вспомним этапы исследования: (устно)

Проблема

Цель (зачем?)

Задача (что?)

Гипотеза

Методы и способы (как?)

Результат (как решение проблемы)

Мы будем работать на «мыслительных листах» и по ходу урока отвечать на вопросы, требующие размышления.

Все ответы обязательно оцениваются следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;
+? (плюс со знаком вопроса) – идея есть, но недостаточно четко сформулирована, не совсем правильное пояснение и т.д.;
+! (плюс с восклицательным знаком) – «Блеск!», оценка приравнивается к полутора плюсам.
• (точка) – неверный ответ, оценивается не минусом, а точкой , которая как бы предполагает возможность дальнейшего развития мысли.

Если в сумме набирается больше плюсов с восклицательным знаком, ученик получает заслуженную «мыслительную пятерку»; плюсов - 4, плюсов с вопросительным знаком – 3.

Редакторы журнала «Почемучка» также отправили нам некоторые подборки фактов и фотографию. Которые по возможности мы должны объяснить.

Проблема

31 октября отмечается Международный день Черного моря. В этот день в 1996 году в Стамбуле был подписан «Стратегический план действий по восстановлению и защите Черного моря». А какие проблемы есть у Черного моря? Ну, например, проблема с… медузами!

В Черном море, оказывается, 700 миллионов тонн медуз. Много это или мало? Конечно, много. Все люди на земле, вместе взятые, весят почти в два раза меньше. Когда прибой выносит медуз к пляжу, никто не входит в воду. Большинство видов этих созданий совершенно безвредны: не жалят и не кусают, но никому не нравится находиться в тесном соседстве с холодными беловатыми студенистыми кружками, похожими на чайный гриб, причем взрослые особи в диаметре достигают метра.


Один учёный сказал, что при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8—9 кг. Но если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама медленно. Ей приходится ждать течения или сильной волны, которая унесла бы её на большее расстояние?

-Найдите противоречия в данных фактах.

Примерные ответы:

  1. Форма медузы на суше и в воде.

  2. Если человек был бы похож на медузу то, он бы погиб, а медузы успешно существуют.

На основе данных противоречий сформулируйте проблему.

Проблема: Для чего живым организмам нужны опорные системы? Зависит ли строение опорных систем от образа жизни?

Гипотеза: Живые существа должны иметь опорные системы. Без опорных систем жить можно, но только в определённых условиях.

Цель: изучить опорные системы различных организмов.

Работа с мыслительным листом. Заполнить кластер.

Если бы вы могли взять интервью у живых организмов о опорных системах, чтобы вы у них спросили? (Заполнить кластер).

2 Этап формирование новых знаний.

Что такое опора? (То, на что можно встать, опереться, помощь, поддержка).

-Что выполняет роль опоры в организме человека и животных? (скелет)

-Когда мы произносим слово скелет, что возникает в нашем представлении?

(Скелет какого-нибудь позвоночного животного-рыбы, птицы или скелет человека)

Шкатулка с предметом.

-В шкатулке – скелеты существ, которые помогают нам стать умнее. (Мел.)

Прочитайте дополнительный текст. Скажите, что находится в шкатулке и как этот предмет связан с опорными системами (работа с мыслительным листом).

Работа с натуральными объектами.

Распределить предложенные опорные системы на группы.



Используя, учебник составите схему

_________________

_________________ _______________________

-В каую группу отнесли черепаху?

Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета

1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 – черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек.

Скелет

наружный внутренний

1,3,8,10 2,4,6,7,12

Обсуждение результатов.

Проблемная ситуация. Куда отнести дождевого червя и пиявку?

Работа с текстом №2 (Информация о гидроскелете).

К какому типу скелетов относится гидроскелет?

Дополнить схему.

Задание: Отличительные признаки наружных опорных систем.

Используя текст № 3, найдите недостающее звено в цепи логического рассуждения.

1.Скелет речного рака состоит из хитина, минеральных солей, прочный и …….., поэтому что рак ведет …….. образ жизни.

2.Скелет беззубки состоит из извести и рогоподобного вещества, он прочный и ……, поэтому моллюски ведут ……..образ жизни.

  

Демонстрируется скелет птицы и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? Ответ необходимо пояснить.

Вывод: опорные системы есть не только у животных но и у растений.

Проблемный вопрос: Отличаются ли функции опорных систем растений и животных? (работа в парах)

Задание 1. Заполните таблицу, используя опорные слова:

а) парение в толще воды

б) защита от врагов

в) характерная форма тела

г) крепление внутренних органов

д) защита от повреждений

е) прикрепление мышц.

При затруднении обратитесь к материалам учебника.

Таблица №3

Биологическое значение опорных систем организмов, живущих в разных условиях, имеющих разный уровень организации.

Примеры животных

Значение скелета

Радиолярии


Фораминиферы


Членистоногие


Позвоночные


Задание 2.

Заполнить пропущенные места в кластере используя текс учебника стр.

Скелет растения

Механическая ткань



Корень Стебель Лист

В центре Подобие цилиндра В составе жилок

Сопротивление на разрыв Прочность на изгиб Каркас, форма



Пользуясь сведениями, полученными вами в ходе работы, Заполним обобщающую таблицу.

Функции скелета.

животных

растений

1. Форма тела

2. Каркас, устойчивый к сжатию

3. Защита от повреждений

4. Опора для внутренних органов

5. Движение.

1. Выносят листья к свету.

2. Каркас, устойчивый на изгиб

3. Опора

4. Форма тела

-Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются? (мыслительный лист). (Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение)

– Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

(У животных образ жизни более активный и разнообразный).

Дидактическая игра «Мозаика» Из набора слов выложите определение «опорная система»

Вниманию учащимся предлагают внутренние скелеты скелеты и просят их найти общие черты в строении скелета и результаты зафиксировать в виде таблицы "Основные отделы скелета" знаком "+" или "-"

Отделы скелета 

Млекопитающие

Лягушка

Пресмыкающиеся

Скелет головы

+

+

+

Скелет конечностей

+

+

-

Скелет туловища

+

+

+

Вывод: у этих животных одинаковые отделы скелета, но разного строения.

-Почему? (Это зависит от условий среды обитания).

- Ребята посмотрите внимательно на задачи урока (кластер), на какой вопрос мы не ответили? (из чего состоят опорные системы?).

Вы помните, что нам нужно написать статью на тему разнообразие опорных систем, а какая же статья без раздела «Знаете ли вы, что...», «Это интересно...»,. Выберете из текста № 4 несколько таких информационных подборок о составе опорных систем.



Вывод по теме: Ребята, нам необходимо отбить телеграмму в которой мы ответим редакции журнала о чём будет наша статья.



Телеграмма:

Опорные системы ________________ живым организмам так как выполняет важные функции:…………., …………… , …………….

Различают ……….. и ……….. скелеты. Опорную функцию у растений выполняет ………. ткань. Опорные системы живых организмов различные, так как __________________________ .



- Подтвердилась ли наша гипотеза?

-С помощю каких методов мы получили новые знания?


РЕФЛЕКСИЯ


Игра «Ты мне – я тебе»

Назовите как можно больше новых понятий, с которыми вы встретились на уроке (опорная система, внутренний и наружный скелет, известковый, хитиновый рогоподобный скелеты, моллюски, членистоногие, морские одноклеточные животные, скелет, хрящевая, костная ткани).



Д/З: написать тетрадях для лабораторных работ статью на тему Опорные системы живых организмов.





























ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Мыслительный лист.


Задание 1:

Найдите соответствие между органом и системой органов.

Органы

Системы органов:

а) кишечник;

б) глотка;

в) почка;

г) сердце;

д) трахеи;

е) панцирь хитиновый;

ж) раковина;

з) желудок;

и) артерии;

к) бронхи.


А. Кровеносная система.

Б. Выделительная система.

В. Пищеварительная система.

Г. Дыхательная система.


А

Б

В

Г







ТЕМА УРОКА

………………………………………………………………………………………………………..

ГИПОТЕЗА

…………………………………………………………………………………………………………



ИНТЕРВЬЮ: Чтобы вы спросили у живых организмах о их опорных системах?

Заполнить кластер.



Используя, учебник (стр 98-99) составите схему



_________________

_________________ _______________________





Задание 2: Распредели живые организмы на 2 группы

1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 – черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек.







Задание 3

1. Заполните таблицу, используя опорные слова:

а) парение в толще воды

б) защита от врагов

в) характерная форма тела

г) крепление внутренних органов

д) защита от повреждений

е) прикрепление мышц.

При затруднении обратитесь к материалам учебника, текст № 4.

Таблица

Биологическое значение опорных систем организмов, живущих в разных условиях, имеющих разный уровень организации.

Примеры животных

Значение скелета

Радиолярии


Фораминиферы


Молюски


Позвоночные








2. Используя текст учебника (стр. 100) заполните схему.

Скелет растения.

_____________________ ткань



_____________ ________________ Лист

В центре -------------------------- В ставе жилок

__________________ Прочность на изгиб Каркас, форма



Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются? (мыслительный лист)

Общие –_____________, _____________, _____________.

Отличия –________________________________________________________________.

– Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

Задание 4. Найти общие черты в строении скелета и результаты зафиксировать в виде таблицы "Основные отделы скелета" знаком "+" или "-"



Отделы скелета 

Млекопитающие

Лягушка

Пресмыкающиеся

Скелет головы




Скелет конечностей




Скелет туловища








Дополнительное задание.

Найдите недостающее звено в цепи логического рассуждения.

1.Скелет речного рака состоит из хитина, минеральных солей, прочный и …….., поэтому что рак ведет …….. образ жизни.

2.Скелет беззубки состоит из извести и рогоподобного вещества, он прочный и ……, поэтому моллюски ведут ……..образ жизни.













Телеграмма:

Опорные системы ________________ живым организмам так как выполняет важные функции:…………., …………… , …………… .

Различают ……….. и ……….. скелеты. Опорную функцию у растений выполняет ………. ткань. Опорные системы живых организмов различные, так как _______________________________________________ .















































ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Текст №1

Проходят миллионы лет, - миг в жизни земного шара, - и там, где бушевали морские волны, возникает суша и выносит на поверхность известковые отложения океанов. Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения. Мел состоит из скелетов и ракушек мельчайших морских организмов. Это останки морских организмов, вымерших около 65 млн. лет назад и создавших за время своего вымирания мощные отложения, со временем преобразовавшиеся в разновидность осадочной породы. Поскольку морской планктон состоял в основном из мелких моллюсков в кальцитовом панцире (наподобие современных ракушек), для мела характерно высокое содержание соединений кальция (главным образом - карбонат кальция).

Мел состоит из множества маленьких ракушек фораминифера. Без микроскопа красоту этих миленьких ракушек невозможно рассмотреть.

А под увеличением микроскопа, кажется, что мы видим целый сказочный мир.









ТЕКСТ 2

У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры, начиная от плотных палочковидных образований у простейших до сложных скелетных структур у членистоногих и позвоночных. Опорные системы, как правило, обеспечивают характерную форму тела, а она, в свою очередь, определяется потребностями организма. Поэтому опорные системы у животных, обитающих на суше или в воде, передвигающихся на двух, четырех или шести ногах, по земле или по воздуху, неизбежно должны иметь разное строение, но выполняют основные функции скелета (опора, защита, движение). Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление.























































ТЕКСТ 3

В процессе эволюции животные осваивали всё новые и новые территории., виды пищи, приспосабливались к изменяющимся условием жизни. Для того чтобы выжить нужно было активнее искать пищу, лучше прятаться и или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.

У радиолярии внутриклеточный скелет состоит из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает от врагов. У устрицы и рака наружный скелет. Раковина устрицы состоит из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжёлые, поэтому устрицы ведут малоподвижный образ жизни. По мере роста моллюски достраивают свои раковины. 

 Скелет рака состоит из хитина, который выделяется клетками кожи. У многих он пропитывается минеральными солями и становится ещё прочнее, превращаясь в панцирь, но лёгкий. Поэтому раки более подвижны.

У членистоногих процесс роста происходит сложнее - они растут при линьках. В определённой время под старым панцирем у них образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, животное быстро растёт. Этот период для него очень опасен: животное в этот период малоподвижное, слабое и может стать добычей хищников.

   В первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 - 20 лет и достигают величины 20 - 25 см. 3-4 минуты.    Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.

   Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы - костный. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая разновидность костей скелета и уменьшение его массы.

   У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Скелет млекопитающих.















ТЕКСТ 4

Кости в скелете соединяются неодинаково. Большинство костей соединяются подвижно, что обеспечивает широкий диапазон движения. Такое соединение называется сустав. Кости в суставе удерживаются сухожилиями. 120 костей, которые образуют кисти рук и ступни ног (это больше половины всех костей скелета), обеспечивают огромное многообразие сложных движений. В позвоночнике, грудной клетке кости соединяются друг с другом с помощью желеобразных хрящевых дисков. Это полуподвижное хрящевое соединение. Оно обеспечивает гибкость и некоторую амортизацию при движении. Кости черепа, таза, которые обеспечивают защиту и опору, соединяются неподвижно. Они срастаются, образуя соединение костный шов.

Кость – это сложный живой орган. Он состоит из нескольких слоёв. Снаружи кость покрыта надкостницей, клетки которой обеспечивают рост костей в толщину. Глубже располагается слой плотного вещества, которое состоит из клеток, пропитанных солями фосфора и кальция, обеспечивая тем самым большую прочность костей. Следующий слой - слой, образованный перекрещивающимися костными пластинками. Они уменьшают вес костей, не уменьшая их прочности. Это губчатый слой. По принципу строения этого слоя, т.е. по принципу расположения костных пластинок, построена знаменитая Эйфелева башня в Париже.

Кости, которые выполняют разные функции, должны иметь разное строение. В скелете позвоночных животных различают длинные трубчатые кости, плоские губчатые и смешанные кости. К трубчатым костям относят кости конечностей, например, плечевую, бедренную и другие. Они выполняют функцию опоры. Лопатка, рёбра, кости черепа – это плоские кости. К их большой поверхности прикрепляются мышцы. Позвонки – это смешанные кости, они имеют неопределённую форму. К костям смешанного типа относят самые маленькие кости в организме – это слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Их общий вес не превышает 1,5 грамм.


В состав клеток костной ткани входят вещества двух групп – органические и минеральные. Минеральные – это соли кальция и фосфора. Они придают костям большую прочность. К примеру, бедренная кость человека может выдержать вес плиты в 1800 килограмм. Органические вещества придают костям упругость, способность сжиматься, но не деформироваться при нагрузках. Без органических веществ кость становиться хрупкой, быстро рассыпается на мелкие осколки (например, при обжигании её на огне). Без минеральных веществ кость становится гибкой, легко скручивается и сгибается (можно проверить это, положив кость на время в концентрированный раствор уксусной кислоты). Тем самым прочность и упругость костей – это заслуга всех веществ, входящих в состав костной ткани.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!