СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Показательные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения" предназначен для студентов 1 курса. В данной разработке представлены материалы в виде текстовых заданий по теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Показательные уравнения"»

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Показательные уравнения»

Цель: систематизировать знания о способах решения показательных уравнений, подготовить студентов к сдаче ЕГЭ.

Оборудование: КИМы, ЕГЭ, таблицы по темам «Показательная функция», «Показательные уравнен

^ Ход урока.


  1. Организационный момент (1 минута).


Комментарий учителя: во всех вариантах тестов ЕГЭ имеются задания с использованием показательных функций, неравенств, уравнений и систем уравнений. Сегодня мы восстановим представление о смысле понятия «показательное уравнение», систематизируем алгоритмы решения показательных уравнений. Все показательные уравнения, какой бы степ решаются по единым алгоритмам. Их всего пять. Рассмотрим и решим на уроке показательные уравнения в заданиях разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с подробным решением. При этом надо помнить о теоремах равносильности. Ведь основная идея решения уравнений – идея равносильности уравнений.



  1. Устные упражнения (3 минуты).



  1. На одном из рисунков изображен график функции . Укажите этот рисунок.



  1. Найти множество значений функции:


а) ; б)  


  1. Упростить выражения: 


а) 2х·23,5 ; б)  ; в) ; г) 2х·3х


  1. Решить уравнения: 


а) 2х = 4 ; б) 5х = 1 ; в) πх = 0 ; г) 9х = -81 ; д) 2х = х+1


  1. Выяснить, сколько корней имеет уравнение?


16|х| = 4 


  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (14 минут).

    Ученики записывают в тетрадях тему «Способы (алгоритмы) решения показательных уравнений». Общеклассная работа – разбор заданий у доски. Работа идет фронтально. Ученики называют каждый способ, записывают его название и совместно с учителем решают соответствующие уравнения, условия которых записаны заранее на доске.
    ^ I. Уравнивание оснований:
    ах = ау

    х = у
    1) Задание с выбором ответа.



    Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

    а) (0;1) ; б) (1;2) ; в) (2;3) ; г) (3;4)

    2) Решить уравнение:

    81·2х - 16·3х = 0 ;

    34·2х = 3х·24 ;

    ;

    х = 4. 

    Ответ: 4.
    ^ II. Логарифмирование обеих частей уравнения.
    aх = b

    х = logab (b0, a0, a≠1)
    Пример. Решить уравнение:
    5х-8 = 9 

    х-8 = log59
    х = 8+ log59

    Ответ: 8+ log59

    III. Вынесение общего множителя за скобки.
    Примеры. Решить уравнения:


  1. 2х + 2х-1 + 2х-2 = 5х + 5х-1 + 5х-2


2х-2(22 + 2 + 1) = 5х-2(52 + 5 + 1)

2х-2·7 = 5х-2·31



x - 2 =  

х = 2 + 

Ответ: 2 + 
IV. Введение вспомогательной переменной

(задания с кратким ответом и с развернутым ответом)


  1. Записать корень уравнения или сумму корней: 5 - 4·5х – 5 = 0.


Пусть 5х = t (t0), тогда уравнение примет вид:

t2 – 4t – 5 = 0

t1 = 5 ; t2 = -1 – посторонний корень, так как t0.

Вернемся к переменной «х»: 5х = 5 ; х = 1.

Ответ: 1


  1. 0,5 ·4+2 - 35·2+12=0


Преобразим уравнение: 0,5 ·22(+ 2) – 35 · 2+12 = 0


  1. 0,5 · 22· 24 – 35 · 2 + 12 = 0


Введем замену: 2t, (t  0).

8 t2 – 35 t + 12 = 0

Вычислим корни при помощи дискриминанта, получим t1 = 4; t2 = 

Вернемся к замене:

1) 2= 4 2) 2

2= 22 Прологарифмируем эти части уравнения при 

 = 2 основании 2:

х = 4 = log2

т.к. log2 
основании 2 значение логарифма для чисел, меньших единицы, будет отрицательным), то уравнение решений не имеет.

Ответ: 4.
^ V. Функционально-графический метод.


  1. Решить уравнение: 2х  (ответ: корней нет)


б) 2х+1 =  (ответ: х = 1)

в) 3х + 4х = 5х (ответ: х = 1)

4. Применение обобщенных знаний. Самостоятельная работа (15 минут).
Образцы вариантов.

Во время выполнения работы, учитель, если необходимо, помогает учащимся низкого уровня при решении примеров наводящими вопросами. 


  1. Решить уравнение: 33х+4 = 


  2. Решить уравнение: 32х-1 = 


  3. Найти корни уравнения: 49х·74-х = 


  4. Найти меньший корень уравнения: 


1) -1 2) - 3) 1 4)


  1. Найти наибольший корень уравнения: 


  1. 0 2) 2 3) -2 4) 1



6) Найти значение выражения: (х1 – х2)2, где х1 и х2 – корни уравнения 


  1. Найти сумму корней уравнения:


49·7 - 50·7х +1 = 0

1) 1 2) 2 3) -2 4) 50





Во время самостоятельной работы учитель берет по одному, наиболее подготовленному ученику, из первой и из второй группы и предлагает выполнить им подобные варианты заданий на доске по карточкам. 

По истечению времени учащиеся сдают работы. 
5. Обсуждение решений задач представленных на доске (6 минут).
Учащиеся выполнявшие задания у доски, комментируют свои решения, а остальные вносят, при необходимости коррективы. 

6. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока (2 минуты).
Для домашнего задания предлагается решить уравнения, цель которого – закрепить умения и навыки решать показательные уравнения. Прокомментировать некоторые задания.


  1. Решить уравнение: 2х-1 + 2х+1 = 20



  2. 5 + 4·5х – 5 = 0


  3. 2·5х = 1600


  4. 29х+9·37х+3·5 = 720х+3



    Разбор заданий (д/з)


  1. 2х-1 + 2х+1 = 20


2х-1(1 + 22) = 20

2х-1 = 4

x – 1 = 2

x = 3

Ответ: 3.

2.


Корней нет, так как  при любых х

3.
5 + 4·5х – 5 = 0


5х = -5 или 5х = 1

Корней нет, т.к. 5х0 х = 0 

Ответ: х = 0.

4.
2·5х = 1600


8х·5х = 1600

40х = 402

x = 2

Ответ: 2.

5.
29х+9·37х+3·5 = 720х+3


29х+9·37х+3·5 = 







5х – 3 = 0

5х = 3

x = 0,6

Ответ: 0,6.