Урок математики по теме «Прямая пропорциональность», 6 класс.
Ф.И.О. учителя – Клёус Елена Николаевна
Место работы – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательные: создать для учащихся условия, способствующие
самостоятельному формулированию новых понятий: прямо и обратно пропорциональных величин;
развитию умения приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин, устанавливать вид зависимости между величинами;
формированию умения применять приобретенные знания в жизни.
Развивающие: создать для учащихся условия, способствующие
развитию у учащихся умения ставить перед собой новые учебные задачи, планировать пути решения поставленных задач;
формированию умения определять, объяснять и сравнивать понятия;
развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа;
совершенствованию умения работать самостоятельно, соотносить свои действия с планируемыми результатами, обобщать и делать выводы
развитию навыков самоконтроля, адекватной самооценки.
Воспитательные: создать для учащихся условия, способствующие
воспитанию средствами урока уверенности в своих силах;
развитию у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
развития у учащихся рефлексивной деятельности;
формированию личностных качеств, таких как: самостоятельность, трудолюбие;
УМК: Математика, учебник для 6 класса, В.В. Козлов, А.А. Никитин
Рабочая тетрадь №4, В.В. Козлов, А.А. Никитин
Книга для учителя к учебнику «Математика» для 6 класса, В.В. Козлов, А.А. Никитин
Текущий и итоговый контроль по курсу «Математика» 6 класс, В.В. Козлов, А.А. Никитин
Программное и техническое обеспечение урока:
программа Microsoft PowerPoint;
видеопроектор;
интерактивная доска;
документ-камера;
Методическое обеспечение урока:
компьютерная презентация;
таблицы целеполагания;
листы самооценки;
бланки самостоятельной работы.
Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение),
наглядные (демонстрация презентации, работа с интерактивной доской),
проблемно-поисковый,
метод рефлексии (деятельностный метод).
Формы организации работы:
парная;
коллективная;
индивидуальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), осознание значения математики в повседневной жизни, формирование представлений о пропорциональных величинах. Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, точно и грамотно выражать свои мысли.
Метапредматные:
Познавательные - Овладение умениями работать с учебником
(анализировать , обобщать факты, группировать ).
Коммуникативные - Умение эффективно сотрудничать в группе, паре.
Строить монологическое контекстное высказывание.
Регулятивные - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Личностные: Формирование мотивации к изучению нового. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Структура урока:
1. Мотивационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (4 мин.)
3. Проблемное объяснение нового знания (20 мин.)
4. Физкультминутка (1 мин.)
5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.)
7. Итог урока. Рефлексия (7 мин.)
Перечень универсальных учебных действий: личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), регулятивные (Р).
Приложение 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока | Деятельность | УУД |
Назва ние | Цель | Учителя | Учащихся |
1.Мотивационный момент (1мин) | Создать условия, для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Обратите внимание, помимо оговоренных принадлежностей, у каждого из вас для работы на сегодняшнем уроке имеются лист самооценки и бланк самостоятельной работы. | Учащиеся выполняют команды учителя. | |
2.Актуа лизация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (4 мин) | Актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания Мотивировать к пробному учебному действию и самостоятельному его осуществлению Организовать фиксацию каждым учащимся затруднения в выполнении пробного учебного действия. | 2.Прежде всего давайте вспомним, что нам известно по теме «Отношения и пропорции». Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта: («+» верные высказывания, «-» неверные) Верно ли, что… 1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое? 2)Верное равенство двух отношений называют пропорцией? 3)Разность крайних членов пропорции равна произведению её средних членов? 4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию? 5)В пропорции a:b = c:d числа a и d называют средними, а числа b и c называют крайними членами пропорции? 6)Является пропорцией данное равенство: 12:6=9:4,5? 7)Можно составить пропорцию из чисел 7,9,36 и 28? 8)Пройденный путь пропорционален времени движения, когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? 3. Слайд 2. Проверка диктанта: - + - + - + + + - 4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. | 2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные. 3. Учащиеся выполняют самопроверку диктанта. В результате проверки выясняется, что многие дети не смогли верно ответить на вопросы №8 и №9. 4. По итогам проверки заполняют лист самооценки. | выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); структурирование знаний, подведение под понятие (П); умение аргументировать свою точку зрения (К); самооценка (Л). |
3.Проблемное объяснение нового знания (20 мин) | Организовать учащихся провести анализ возникшей ситуации и на его основе подвести их к выявлению места и причины затруднения, то есть «чего они не знают» Построить проект выхода из сложившегося затруднения. Построить новое знание в соответствии с проектом. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. (сравнение с эталоном) Организовать фиксацию преодоления затруднения. | 1.Как думаете, почему многие не смогли ответить на последние 2 вопроса диктанта? 2.Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока? Слайд 3. 3.А теперь давайте заполним таблицы целеполагания: Слайд 4 Знаете ли вы: Можете ли вы: | Знаю | Не знаю | Хочу знать | Умею | Не умею | Хочу нау читься | Понятие прямо и обратно пропорциональных величин | | | | | | | Всегда ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью | | | | | | | Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин | | | | | | | Устанавливать вид зависимости между величинами | | | | | | | Применять в жизни знания о пропорциональности величин | | | | | | | 4.Опираясь на результаты работы с таблицами давайте определим задачи нашего урока. 5. Говорить о пропорциональности величин можно на примере движения. Давайте вспомним формулу, которой описывается движение. Слайд 5 6.Какой формулой можно записать движение со скоростью 60 км/ч? 7.Как будет меняться пройденный путь, если время будет увеличиваться, а скорость останется постоянной? 8.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните следующее задание. (Задача про школьный автобус). 9.Итак, какой вывод можно сделать? Слайд 6 10.Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и пути? 11.Рассмотрим теперь случай движения транспорта с разной скоростью между двумя населенными пунктами (с.Койгородок и г.Сыктывкар), расстояние между которыми 200 км, какой формулой запишем такое движение? Слайд 7 12.Что будет происходить с t, если V будет увеличиваться? 13.Давайте проверим ваши предположения, для этого решим данную задачу. Какой вывод можно сделать? Слайд 8 14. Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и скорости? А что можно сказать об отношении значений скорости и отношении соответствующих им значений времени? Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий выполнили верно. 15.Как вы думаете, какую из пар величин: время и путь или время и скорость можно назвать прямо пропорциональными, а какую обратно пропорциональными величинами и почему? Попробуйте сформулировать свойства, которыми обладает каждая из пар величин. Слайд 9 16.Сверьте свои предположения с учебником. 17.А теперь вернёмся к началу нашего разговора о пропорциональных величинах, заданиям №8 и №9 математического диктанта. Верно ли, что 8)Пройденный путь пропорционален времени движения, когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? Объясните почему? | 1.Не знаем, как определять пропорциональность величин. 2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь. 3.Отмечают в таблицах целеполагания то, что уже знают, что умеют делать, что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться. (галочкой) 4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок. 5.S=V*t 6.S=60*t 7.Тоже увеличится. 8.Работают в парах. 9.При увеличении времени в несколько раз, путь увеличивается во столько же раз. 10. Да, например, = ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/12/s_5a0840fd453d7/740317_2.png) 11.200=V*t 12.Время будет уменьшаться. 13.Дети выполняют задание и формулируют вывод: при увеличении скорости в несколько раз, время уменьшается во столько же раз. 14. Нет. Это взаимно-обратные числа, т.к. * =1 Заполняют лист самооценки. 15. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам. 16. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно. 17. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человек не пропорциональны. Объясняют почему. | фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); самоопределение (Л); Постановка целей занятий, планирование деятельности (Р); умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К). |
4.Физ культ минутка (1 мин) | Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание. | Звучит песня «Три хлопка над головой» | Дети выполняют движения, озвученные в данной композиции. | |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин) | Организовать усвоение детьми новых правил при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально, - в парах. | 1.Вернемся к теме нашего урока. Проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными? 2.Выполните устно №5, №3, №4 стр.257 3. А теперь придумайте свои примеры пар величин, являющихся прямо пропорциональными, обратно пропорциональными и которые не являются ни теми, ни другими. 4. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами. | 1.Проговаривают 2. Цепочкой друг за другом отвечают на вопросы задания. 3.Работают в парах и озвучивают классу свои примеры, класс соглашается или оспаривает неверные примеры. 4. Заполняют лист самооценки. | структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); оценивание усваиваемого материала (Л). |
6.Самос тоятель ная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | Организовать самопроверку учащимися на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | 1. Слайд 11. Наступило время проверить уровень усвоения нового знания. Для этого выполним самостоятельную работу: Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими: А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене), Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади), В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности), Г) рост человека и его возраст, Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости), Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета. Проверка Слайд 12. 2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно. 3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся. | 1.Выполняют и проверяют. 2. Заполняют лист самооценки. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); формирование готовности к самообразованию (Л); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р). |
7.Итог урока (7 мин) | Организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности на уроке. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать сравнение поставленных в начале урока целей с полученными результатами. Организовать проведение учениками самооценки работы на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин? 2.Давайте возьмем таблицу целеполагания и проанализируем, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке? 3.Поставьте друг другу баллы за работу в паре, впишите их в лист самооценки. А теперь оценим свою работу на уроке, сосчитав общее количество баллов. Слайд 13 Набрано баллов | Оценка деятельности на уроке | 20-23 | Я работал (а) отлично | 15-19 | Я работал (а) хорошо | 10-14 | Я работал (а) удовл | Менее10 | Нужно ещё поработать над темой | 4.Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь №4 занятие 10, стр.20. Учебник, задания №2 (а), №7, №9 стр.257; контрольные вопросы и задания 1-5, стр.256 Тем, кто работал отлично на уроке выполнить задание №9, кто хорошо – задания №7 и №9, остальным все - задания. | 1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин. 2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей. 3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке. 4.Записывают дом. задание, задают уточняющие вопросы. | формирование позитивной самооценки (Л);
управление поведением партнёра, умение слушать и понимать речь других (К); умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р); построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П). |