Урок математики.
6 класс. Учебник Зубарева И. И. , Мордкович А. Г.
Разработчик Ускова Нина Николаевна, АСШИ г. Ачинска.
Тема: Пропорция.
Ожидаемый результат: каждый учащийся знает и проговаривает определение пропорции, основное свойство пропорции, умеет читать пропорцию, называет крайние и средние члены пропорции, умеет доказать, что равенство является пропорцией.
Ход урока
Припоминание:
Учитель дает инструкцию:
1.Повернитесь и поочередно задайте друг другу вопрос из карточки.
2. Выслушайте ответ напарника. Если напарник на вопрос ответил неправильно, скажите ему верный ответ и объясните почему.
( карточки на партах)
- Что такое отношение?
- С помощью какого знака можно записать отношение?
- На какие вопросы отвечает отношение?
- Как можно записать отношение двух чисел?
- Чем можно заменить знак деления?
Запишите в тетради отношения: а к в и 10 к 15.(двумя способами)
Восприятие:
Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений.
4:0,5; 2/12; 5:10; 7/42; 8:1; 2,5:5
Что вы заметили? Составьте соответствующие равенства.
Такие равенства называются пропорциями.
Подумайте и дайте определение пропорции. Клише: Пропорция –это… (проговорить в парах)
Пропорцию можно прочитать так:.. Клише: ---- относится к ----, как ---- относится к ---- . (проговорить в парах)
А теперь выполните № 997(а) каждый самостоятельно (из данных отношений составьте пропорции: 2:5; 6:15; 7:2; 8:20; 21:6)
Проверяем фронтально.
Объяснение учителя: В пропорции а:в=с:d числа а и d называют крайними, а числа в и с – средними членами пропорции. Объясните почему? Учитель на доске, а дети в тетрадях обводят красным цветом крайние члены пропорции, синим цветом средние члены пропорции.
Далее выполните №1001 (1) устно (назовите крайние и средние члены пропорций а) 12:8= 0,9:0,6; б) 9/6=12/8; в) 12/8=15/10; г) 0,9/0,6=1,2/0,8.)
Учитель дает инструкцию:
Заполните таблицу, работая и обсуждая в парах
Пропорция | = | 72 : 9 = 16 : 2 | a : b = c : d |
Запишите крайние члены | | | |
Запишите средние члены | | | |
Запишите произведение крайних членов | | | |
Запишите произведение средних членов | | | |
Какой вывод можно сделать?
В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов
Клише: В пропорции произведение … равно … (повторить в парах)
Осознание:
На доске записаны равенства
Учитель дает инструкцию:
Перед вами пять равенств. Подумайте, все ли они являются пропорциями? Обсудите ответ на вопрос друг с другом и выпишите в тетрадь те равенства, которые являются пропорциями
= ; 7 + 11 = 36 : 2; 72 : 9 = 16 : 2; = 20 : 4; 5 • 40 = 100 • 2
Сколько пропорций? Как можно доказать, что равенство является пропорцией? (или используя свойство крайних и средних членов пропорции, или найти отношения) Проверяем фронтально.
Применение:
Выполните № 1002(в, г) каждый самостоятельно ( используя свойство крайних и средних членов пропорции, проверьте, является ли пропорциями следующие равенства: в) 1:0,25=0,6:0,15; г) 0,1:0,01=0,2=0,02.)
Проверяем фронтально.
Домашнее задание: знать определение, свойство, №998, 1002 (а,б)
Итог урока:
Что вы узнали сегодня на уроке? (что такое пропорция, из чего состоит пропорция, пропорции бывают верными и неверными, основное свойство пропорции)
Повернитесь и поочередно проговорите друг другу что такое пропорция, основное свойство пропорции, при этом используйте клише.
Чему вы научились сегодня на уроке? (определять крайние и средние члены пропорции, выяснять является пропорция верной или неверной)
Составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Докажите, что ваша пропорция верная (работа в парах), несколько ответов проверяем фронтально.