Конспект урока «Пропорции»
Тема урока: Пропорции.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Класс: 6 класс
Формируемые результаты:
Предметные – познакомить учащихся с понятием пропорции, крайних и средних членов пропорции, с основным свойством пропорции.
Личностные – формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения. Воспитывать уважение к труду, учить работе в коллективе.
Метапредметные – формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты: учащийся научится читать пропорции, определять их средние и крайние члены, составлять пропорции из данных отношений.
Основные понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие.
Постановка формируемых результатов и задач урока (слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете фразу, сказанную математиком А. Нивеном?
Слушаем ответы учеников
Подводим итог:
Занятия математикой тренируют память
Ученые из Стэнфордского университета в США изучили процесс решения человеком математических задач и выяснили, что взрослые люди используют для этих целей мышление и доведенный до автоматизма навык «доставать» из памяти уже имеющиеся там ответы.
Дети до 7 лет часто прибегают к помощи пальцев рук и ног, а также различных заменителей (реальных предметов, счетных палочек). В «переходный период», в возрасте от 7 до 9 лет, у школьников формируется «взрослый» навык «думания», осмысления и запоминания информации.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». А. Нивен.
Сегодня на уроке продолжаем изучение большого раздела курса математики. Мы закончили изучение темы «Отношения». Теперь приступаем к изучению новой темы в этом разделе.
Актуализация знаний.
Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что знаем про отношения.
Ответьте на вопросы:
Что называют отношением двух чисел?
Как можно записать отношение двух чисел?
Найдите и прочитайте отношения: (слайд 2)
10+5,2 3,8:2 125*8
25:31 180-15 21:45
a:b = c:d 14*94 5:1,2
А теперь необходимо заполнить таблицу на доске, устно решив примеры. Вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)
(таблица нарисована на доске).
Итак, тема сегодняшнего урока «Пропорции». (слайд 4)
Мы познакомимся с понятиями – пропорция, члены пропорции, изучим основное свойство пропорции.
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам решать уравнения, задачи. Позже задачи с помощью пропорций вы будете решать по геометрии, алгебре, физике, химии. Задачи на пропорции встречаются и в повседневной жизни человека (в кулинарии, в архитектуре, в медицине, в технологии, в географии)
Что же такое пропорция? Очень скоро мы узнаем, что это такое. А сначала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка домашнего задания - № 579.
Ученики устно отвечают на вопросы учителя.
Изучение нового материала. (слайд 5).
Вычислите устно отношения, которые даны в таблице
Назовите равные отношения и запишите их.
Равенство двух отношений называют пропорцией. (слайд 6)
Пропорция (от лат. proportio - «соизмеримость»)
В буквенном виде пропорцию можно записать так: а : в = с : d или (слайд 7)
Пропорцию читают: «отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b как с относится к d» (слайд 8)
Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и с – средними членами пропорции
Прочитайте пропорцию, назовите её крайние и средние члены: (слайд 9)
, , ,
Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в IV веке до нашей эры в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, различными ремёслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. ( Слайд 10-11)
Пропорции начали изучать в древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составленные из натуральных чисел. В IV в. до н.э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
Немного истории – сообщение ученика об истории возникновения пропорций.
Ученики делают вывод: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов – это
ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ (слайд 12)
Первичное закрепление нового материала (слайд 13-14)
Фронтальная работа (устно)
Вычислите отношения. Можно ли составить из данных отношений пропорцию? Назовите в пропорции крайние и средние члены:
100 : 20 и 60 : 12
2:6 и 3:9
1,6 : 4 и 24 : 0,6
3,6 :0,9 и 1,2 : 0,3
3:5 и 24:80
Не вычисляя данные отношения, установите, можно ли из них составить пропорцию:
1) 8:16 и 2:4
2) 1,8 : 4 и 0,9 : 2
3) 50 :16 и 30 : 8
4) 1,2 : 7 и 3 : 5
5) 0,6 : 5 и 3,6:30
На основании полученных данных сделайте выводы (слайды 15-16)
Закрепление изученного материала.
Работа на доске и в тетрадях.
Учебник стр. 119, № 602, 604, 606
Самостоятельная работа обучающего характера. (Карточки)
Вариант 1
1) Запишите в виде пропорции утверждение: отношение трёх к девяти равно отношению четырёх к двенадцати.
2) Составьте пропорцию, если известно, что:
1) крайние члены 3 и 16, средние члены 12 и 4;
2) средние члены 10 и 15, крайние члены 25 и 6.
3) Используя данные числа, составьте пропорцию: 1) 12; 7; 42; 2. 2) 1; 0,8; 3,6; 4,5.
Вариант 2
1) Запишите в виде пропорции утверждение: отношение семи к пятнадцати равно отношению четырнадцати к тридцати:
2) Составьте пропорцию, если известно, что:
1) крайние члены 4 и 17, средние члены 34 и 2;
2) средние члены 11 и 16, крайние члены 22 и 8.
3) Используя данные числа, составьте пропорцию: 1) 1,2; 0,7; 4,2; 0,2. 2) 2; 16; 7,2; 0,9.
Информация о домашнем задании.
Стр.116, §20 вопросы 1- 4
№ 603, 605, 607