ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ПРОЦЕНТЫ»
Цель урока: сформировать понятие процента, умение записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки
Задачи урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “процент”; научить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; научить учащихся находить 1% от числа; совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: развивать умение осмысленного быстрого чтения информации, её группировки по заданному основанию; формировать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать способность к взаимопониманию, навыки сотрудничества и коммуникативные умения при работе в группах.
План урока
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
3. Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока
4. Открытие новых знаний
5. Физкультминутка
6. Включение нового знания в систему
7.Домашнее задание
8. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Надеюсь, он будет для нас с вами плодотворным. Желаю вам успешной работы!
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
2. Мотивация к учебной деятельности
Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.
Сегодня мы будем решать с вами задачи, которые ставит перед нами сама жизнь.
А начнём мы с повторения изученного материала.
Фронтальный опрос (Слайд-1):
№1. 200 1500 0,5 7 16 30
Найдите одну сотую часть от каждого числа. Как это сделать?
№2. Некоторые дроби в повседневной жизни получили особые названия. Какие? (Слайд 2)
1/2 - … (половина)
1/3 - … (треть)
1/4 - … (четверть)
1/100 - … ??? (Слайд-3)
(Слайд-4)
Как называется сотая часть рубля? (копейка)
Как называется сотая часть метра? (сантиметр)
Как называется сотая часть центнера? (килограмм)
3. Актуализация знаний. Определение темы и постановка целей урока
А есть ли общее название для сотой части любого числа или любой величины?
Попытайтесь сформулировать тему урока. Я думаю вы встречались с этим словом в жизни. Я вам подскажу.
В переводе с латинского «на сто (сотню)» слово «procentum» означает «процент».
Как вы думаете, какая тема урока?
Тема сегодняшнего урока – «Проценты». (записываем в тетрадь)
Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке? (Чтобы вы хотели узнать?)
Примерные ответы учащихся: узнать, как находить процент от числа, узнать, что такое процент…
Итак, какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с понятием «процент», научиться находить проценты от числа)
Где в повседневной жизни вы встречались с этим понятием?
Примерные ответы учащихся:
(По телевизору, в газетах, в банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов, на этикетках продуктов, акции в магазинах и др.).
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию кислоты в растворе), физике (КПД), географии (% сельского и городского населения). А также при сдаче экзамена по математике.
4. Открытие новых знаний
(Слайд-5)
Итак, Сотая часть любой величины называется процентом.
1 копейка - 1% от рубля, 1 сантиметр – 1% от метра, 1 килограмм – 1% центнера.
Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%»
Итак, 1%=1/100 величины, то вся величина 100%. Запишите в тетрадях:

Итак мы сейчас поделимся на две группы. У меня на столе карточки разных цветов. Подойдите и выберите ту карточку, которая вам нравится.
Кто выберет зеленую карточку, знакомится с историей возникновения процентов
Из истории возникновения процентов (Слайд-6)
Первые таблицы процентов были составлены вавилонянами. В Индии проценты были уже известны уже V веке. Особенно проценты были распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые должник платил заимодавцу за каждую сотню.
Кто выберет красную карточку, знакомится с тем, где встречаются проценты в современной жизни.
Как мы уже сказали, проценты встречаются в повседневной жизни. (На слайде представлено, где встречаются проценты в повседневной жизни) (Слайд-7)
На молочных продуктах указывают процент жирности, на одежде процентный состав ткани и т.д.
Прочитайте и ответьте на мои вопросы
Так как в жизни часто выражают величины в процентах, то умение находить процент от числа необходимо в нашей жизни
Если мы можем найти 1% , значит, сможем найти и 2% и 3%,10% и т.д. Как?

3% -? (0,03)
10% -? (0,1)
Молодцы!
Сформулируем правило:
Как перевести проценты в десятичную дробь?
Правило: чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо число процентов разделить на 100.
56%=56:100=0,56
А если перед нами будет поставлена обратная задача?
Десятичную дробь перевести в проценты. (0,33 перевести в проценты)
Как вы думаете, что для этого надо сделать?
(Обратная операция для умнождения какая? (Деление) Значит что нужно сделать?)
Правило: чтобы обратить(перевести) десятичную дробь в проценты, её нужно умножить на 100
0,13=0,13*100=13%
(Слайд-8)
Откройте учебник. Проверим, как вы усвоили то, о чем мы сейчас говорили.
Сделаем номер 1561.
(Выполняют номер 1561 с взаимопроверкой) (правильные ответы написаны на доске или в презентации)
Встаньте те, у кого все правильно. Молодцы. Вы можете рассчитывать в дальнейшем на хорошую оценку.
Встаньте те, у кого одна ошибка. Тоже молодцы. Тема новая, поэтому я думаю, что вы исправите свои ошибки. А теперь встаньте те, у кого больше одной ошибки. Вам надо обратить внимание на данную тему. На следующих уроках, я думаю, вы исправите свои ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Номер 1562 (один ученик выполняет у доски)
5. Физкультминутка
6. Включение нового знания в систему
А теперь перейдём к конкретным задачам.
Работа с учебником (с.236). Откройте учебники на стр. 236 и прочитайте задачу 1.
На её примере посмотрите, как находить процент от числа? (Всё ли понятно?)
№1567
Тому, кто выполнит задание раньше остальных, предлагается несколько задач.
Решите задачи устно:
1. Группе художников надо расписать 1200 фарфоровых чайников. 1% они уже расписали. Сколько чайников расписали художники? (12 шт.)
2. В магазин привезли 2300 кг овощей. До обеда продали 1% всех овощей. Сколько килограммов овощей было продано до обеда? (23 кг)
3. В новом доме 900 квартир. 1% квартир заселили жильцы. Сколько квартир заселено? (9 квартир)
Д/з: п.40, № 1598,1599,1600.
7. Рефлексия
Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели?
Назовите тему урока.
Что называется процентом?
Как перевести проценты в десятичную дробь?
Как перевести десятичную дробь в проценты?
Как найти процент от числа?
Оцените свою деятельность на уроке…
-Мне всё удалось (сделайте один хлопок в ладоши)
-У меня остались вопросы (сделайте два хлопка)
-Мне было интересно (сделайте один хлопок)
-Мне было скучно (сделайте два хлопка)
Поблагодарим друг друга за урок! (все дружно похлопайте в ладоши)
Всем спасибо! До новых встреч!