СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Решение задач действием деления: деление на части и деление по содержанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: Решение задач действием деления: деление на части и деление по содержанию»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Решение задач действием деления: деление на части и деление по содержанию»»

10



Тема урока: «Решение задач действием деления: деление на части и деление по содержанию»

Цели урока:

деятельностные:

  • формирование способностей детей к анализу задач, к выделению основных частей задачи;

  • формирование способностей детей к пониманию возможности различных вариантов решения задач и умению осуществлять систематический перебор вариантов;

  • формирование способностей детей к анализу математических действий, к обобщению и сравнению при решении задач действием деления;

  • формирование способностей детей к пониманию смысла задач, решаемых действием деления /задач на деление на равные части и деления по содержанию/;

  • формирование способностей детей к правильному оформлению записи задач;

  • формирование математической грамотности – умения читать и понимать написанное и прочитанное в определенных пределах – в частности – в случаях, связанных с действием деления, в случаях, связанных с решением задач действием деления: деления на части и деления по содержанию;


образовательные:

  • научить детей на основе ранее полученных знаний о действии деления понимать и объяснять смысл выполняемого действия деления на части и деления по содержанию;

  • научить детей правильной записи решения задач, решаемых действием деления;

  • научить детей правильно определять тип задач на деление: деление на равные части и деление по содержанию;

  • научить детей правильно выбирать и записывать наименования в ответе задач, решаемых действием деления;


воспитательные:

  • воспитывать у детей понимание того, что каждый должен внести максимальный вклад в общую деятельность при решении задач разных типов, решаемых действием деления;

  • воспитывать авторов и понимающих;

  • воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности.

Материал к уроку:

Учебник «Математика» (2 кл., ч.2) Л.Г.Петерсон;

опорные таблицы- схемы по теме урока;

счетный материал,

иллюстрированный материал,

тетради, ручки, карандаши цветные;

г/з песни Вл.Шаинского «Дважды два – четыре»;

фрагмент музыкальной записи к физминутке.



  1. Организационный момент (1-2 мин.)



Содержание деятельности учителя Деятельность учащихся


1.


2.

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест на уроке.

Упражнения на внимание:

(Звучит мелодия песни В.Шаинского «Дважды два – четыре»)

1)Сесть за парту, поставить локти на крышку, растереть ладони с силой, пока не почувствуете сильное тепло. Развести руки в стороны и затем двигать навстречу друг другу, пока не почувствуете тепло рук.







Дети выполняют упражнение 2-3 раза.


3.



Общий план действий.

Вспомните, чем мы занимались на уроках математики?













Из большого багажа ваших знаний мы сегодня выберем необходимые для работы на сегодняшнем уроке. Продолжим изучение этой точной науки – математики.


Познакомились с действием умножения, с действием деления;

с названием чисел при умножении и делении;

решали задачи на нахождение площади прямоугольника;

составляли алгоритмы работы с уравнениями;

использовали переместительное свойство умножения.


  1. Актуализация знаний (5 мин.)



1.

(Звучат две первые строчки из песни В.Шаинского «Дважды два – четыре».

- «Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре.

Это всем известно

В целом мире …»

- О какой математической операции поется в

этой песне?

Запишите слова песни с помощью математических знаков.


Прочитайте, какое вы записали выражение.


Как можно назвать это выражение?

- Что такое умножение?



Как называются компоненты действия умножения?

- Что обозначает I множитель?


- Что обозначает II множитель?


Что обозначает произведение?

Назовите операцию обратную умножению.

- Составьте новое равенство, в котором произведите операцию обратную умножению.

- Что вы находили, выполняя деление?







Об умножении.


2 x 2 = 4 /один из учащихся пишет на доске/

Два умножить на два получится четыре.

Равенство.

/Сложение одинаковых слагаемых. Это сумма одинаковых слагаемых/.

Множители, произведение.

Какое слагаемое складывали.

Сколько раз это слагаемое повторяли.

Значение выражения.

Деление.

4 : 2 = 2



Один из множителей.

2.

На доске записаны числа 6, 2, 3.

Используя эти числа, составьте равенство на деление.


По данному выражению: 6 : 2 = 3

составьте задачу.

Условие задачи и вопрос учитель записывает на доске.



Было 6 карандашей.

Раздал поровну 2 ученикам.

Сколько карандашей получил каждый?


Запишите решение этой задачи.

Какую еще задачу можно составить по этому выражению?

(Если дети не смогут, то предлагает учитель).


У Васи было 6 карандашей. Он раздал своим друзьям по 2 карандаша. Сколько друзей получили карандаши?

На доске: Было 6 карандашей. Раздал по 2 карандаша. Сколько друзей получили карандаши?

Запишите решение этой задачи.

Что получилось у вас в ответе?

Какое наименование вы записали в ответе?


Почему в ответе задачи вы записали разные наименования или не смогли вообще записать?

6 : 2 = 3

6 : 3 = 2 /Записать на

доске и в тетради/


У Васи было 6 карандашей. Он раздал их поровну двум ученикам. Сколько карандашей получил каждый?





6 : 2 = 3 (к.)(уч.)(?)











6 : 2 = 3 (др.)(к.)(?)

3

(кар.), (др.) (?)


  1. Постановка проблемы (5 мин.)


1.

Почему же у нас возникли разные мнения?

Давайте разберемся.

- Посмотрите на решения этих задач.

Делить мы умеем?

Решать задачи на деление умеем?

Какие числа записаны в решении задачи?

Какие результаты?

А почему же тогда наименования разные?

Вот в этом нам и предстоит разобраться.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Каким действием?


На доске: Задачи на деление …

- Зачем в конце этого предложения стоит многоточие?


Сообщение темы урока.

Чтобы мы могли продолжить это предложение, понять его смысл, разобраться в том, какие писать в ответе задачи наименования, мы будем решать задачи на деление.





Да.

Да.

Одинаковые.

Тоже одинаковые.




Решать задачи.


Делением.



Предложение не закончено. Наверное, оно будет как-то продолжено.



  1. Открытие нового знания (10 мин.)



1.

Вернемся к тексту наших задач.

Приготовьте счетный материал и, работая в группах, выполните то действие, которое предлагает вам условие задачи.

Прочитайте условие первой задачи.




Выполните действие.


Прочитайте вопрос задачи.


Как мы решали эту задачу?

Прочитайте решение.

Назовите делимое.

Что обозначает делимое?


На доске табличка:

предметы


Назовите делитель.

Что обозначает делитель?



На доске:


предметы : на равные части



Что обозначает частное?


На доске:


предметы : на равные части =


предметы

Итак: что мы делили?

Как делили?


Что получили в ответе?

Значит, какие же наименования напишем в условии задачи?

- Запишите или исправьте наименования.

А если вы записали правильно, поставьте плюс рядом с решением.


В предложение в тему урока добавить запись на равные части

Прочитайте предложение.


- Почему предложение еще не закончено?



Значит, нам надо понять смысл и второй задачи.







У Васи было 6 карандашей. Он раздал их поровну своим двум друзьям.

Дети по группам раздают карандаши (палочки).

Сколько карандашей у каждого друга?

6 делили на 2. (Делением).

6 : 2 = 3

6

Сколько делили предметов.




2

Делили между двумя друзьями поровну, т.е. на 2 равные части.






Сколько получилось предметов.







Предметы.

На равные части.

3 карандаша, т.е.

3 предмета.


Карандаши.



6 : 2 = 3 (кар.) +





«Задачи на деление на равные части …»

Мы разобрали решение только одной задачи, а у нас их две.



2.

Прочитайте условие второй задачи и выполните действие, которое вам предлагает условие.



Прочитайте вопрос задачи.


Встаньте Васины друзья.

Сколько их? Посчитайте.

Как мы решали эту задачу?

Прочитайте решение.

Действие то же самое, ответ тот же, а будет ли наименование одинаковым – посмотрим.

Назовите делимое.

Что обозначает делимое?


На доске табличка:


предметы

Назовите делитель.

Что обозначает делитель?


На доске:


предметы : по несколько предметов

Что обозначает частное?


На доске:


предметы : по несколько предметов =


части


Итак: Что мы делили?

Как делили?


Что получили?

- Какое же наименование надо было записать в решение второй задачи?

Те, у кого были затруднения или неправильно записано, исправьте.

Те, у кого написано правильно, поставьте плюс рядом с решением.

- Как мы делили предметы?

- Такое деление предметов по несколько предметов называется делением по содержанию.

На доске в тему урока добавить запись

по содержанию.

Прочитайте предложение.

У Васи 6 карандашей. Он раздал по 2 карандаша.


Дети в группах раздают по 2 карандаша.

Сколько друзей получили карандаши?



Делением.

6 разделить по 2 равно

6 : 2 = 3 ( )


6

Сколько делили карандашей (предм.).





2

По сколько предметов раздавали (делили).





Сколько частей (друзей) получилось.







Предметы.

По несколько предметов (по 2 карандаша).

Части (друзей).

(друзья)

(др.)





По несколько предметов.






«Задачи на деление на равные части и по содержанию».

3.

- Так какие задачи мы будем решать на уроке?

- Вспомните, где мы испытывали затруднение, решая задачи?

От чего зависит, какие писать наименования?

- На что же надо обратить внимание, работая над задачей?





- Какой же новый шаг в работе мы совершаем?

Что происходит с алгоритмом работы над задачей?

В какой части задачи?

В зависимости от условия и вопроса задачи мы решаем, что записывать в ответе задачи (какое писать наименование).

Какое слово помогает определить тип задачи?







Физминутка под музыку.

Делить на части и по содержанию.

- В ответе не знали, какие писать наименования.

От типа задач на деление.


На условие, на предлог в условии задачи;

На вопрос, в котором надо выделить слово, которое показывает, о чем спрашивается.

Определяем тип задачи на деление.

Ветвление.


В условии.




Предлог «на» или «по»

Если деление на части, то в наименовании пишем предметы.

Если деление по содержанию, то пишем части.


  1. Первичное закрепление (5 мин.)

(с громким проговариванием в речи)


1.

Откройте учебники на стр.103.

Найдите задачу № 1(а).

Прочитайте задачу.

Каким действием решается эта задача?

- Определяем тип задачи, чтобы правильно записать наименование.









Читайте задачу № 1(б).




Делением.

Чтобы узнать, сколько клубничек в каждой части, надо

12 : на 4 = 3 (клубнички)

Это задача деление на равные части, значит в ответе получатся предметы – клубнички.

12 : 4 = 3 (кл.)

Ответ: 3 клубнички.

Чтобы решить эту задачу, надо выполнить действие деления.

12 клубничек надо разложить по 4 клубнички.

Надо найти, сколько получилось частей.

Это задача деления по содержанию, значит, в ответе пишу части.

12 : 4 = 3 (ч)

Ответ: 3 части.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (5 мин.)


1.

На карточке 2 задачи:

  1. Маша вымыла 16 яблок и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько яблок лежало на каждой тарелке?


۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵

۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵


  1. Маша вымыла 16 яблок и разложила их по 2 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобилось Маше?

۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵

۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵ ۵


Прочитайте текст задачи.

Используя рисунок, решите эту задачу.


На доске заготовка решения.

16 : 2 = 8 (ябл.)

16 : 2 = 8 (тар.)


Прочитайте 1 задачу.

Кто из вас ее решил так же и те же наименования записал?

Кто ошибся? Где было затруднение?

Объясните смысл первой задачи:

Что обозначает делимое 16?

Что обозначает делитель 2?


Что обозначает частное 8?


Прочитайте 2 задачу.

Кто из вас ее решил так же и те же наименования записал?

Кто ошибся? Где было затруднение?

Объясните смысл второй задачи:

Что обозначает делимое 16?

Что обозначает делитель 2?


Что обозначает частное 8?


Обобщение:

Какие задачи мы решали?

Что общего в этих задачах?

Чем отличаются?

































Сколько делили яблок.

Сколько было тарелок (частей).

Сколько яблок на тарелке.






Было 16 яблок.

По сколько яблок было на каждой тарелке.

Сколько надо тарелок.



Простые. На деление.

Числа, ответы.

Разные наименования в ответах.

Это разные типы задач:

1 задача – деление на равные части;

2 задача – деление по содержанию.


  1. Повторение (5 мин.)


1.

Вы работали очень интенсивно. Те знания, которые вы получили сегодня на уроке, надеюсь, сможете применить на практике, решая задачу:

(условие на доске или на карточках).


У Пети было 7 солдатиков. Папа подарил ему еще 3 солдатика. Петя расставил их по 5 солдатиков в отряде. Сколько отрядов у Пети?


Прочитайте задачу.

Чем эта задача отличается от других, которые решали на уроке?


Решите эту задачу, правильно выберите действие.


- Что вы узнали в 1 действии?


Что вы узнали, выполняя деление?

Какой тип задачи на деление нам встретился как составная часть задачи?













Это составная задача. Ее будем решать в 2 действия.

  1. 7 + 3 = 10 (с.)

  2. 10 : 5 = 2 (отр.)

Ответ: 2 отряда.

Сколько солдатиков стало у Пети.

Сколько отрядов у Пети.

Задача на деление по содержанию.


  1. Итог занятия (2-3 мин.)


1.

Чем вы занимались на уроке?



Какие встретились затруднения?


Удалось ли нам с этим затруднением справиться?

Как вы можете оценить свою работу на уроке?

А работу всего класса?

Решали задачи на деление на равные части и по содержанию.

Как писать в ответе наименование.

Да.