УРОК ПО ЗООЛОГИИ в 7 классе с применением экологических задач:
Разработала :Кузнецова Г.М. МОШ № 60 г. Макеевка
Тема :Отряд Хищные .Семейство Волки
Цели урока:
Образовательные:
-Ознакомление с внешним видом, поведением и местообитанием отряда Хищных животных.
Развивающие:
-Развитие у учащихся познавательных способностей;
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, к животным.
Предметные:
-Определение семейства по конкретным признакам животных;
-Расширение представлений учащихся об особенностях и многообразии хищных животных.
Метапредметные:
Развитие навыков применения дополнительной информации, изучаемых сведений о животных.
Личностные:
Формирование готовности к восприятию нового материала;
Развитие мышления у учащихся.
Задачи урока:
-Изучить особенности взаимосвязи внешнего строения животных с их поведением, средой обитания;
- расширить знания о млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни,
-определить значение волков в природе и для человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа,задания на обдумывание, подведение итогов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент урока
2.Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин.)
3.Изучение нового материала
4.Закрепление изученного материала.
5. Заключение.
У вас было задание подготовить рисунки и фото волков. .Подготовленный материал развешивается на стенде класса.
Учитель обращает внимание на подготовленный учениками материал. Ребята как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке ?
Ученики отвечают.
Рассказ учителя об особенностях семейства Волков
Волк- хищник. Так ,как волчата рождаются слепыми и несамостоятельными. Волчица кормит их молоком примерно до 1,5 месяцев И поэтому относится к классу млекопитающих. Обитают волки почти на всей территории России .Кроме этого их можно встретить в Азии, Польше, в Финляндии, Италии, Северной Америке .Волки в длину достигают – до 160 см, высота в холке – до 100 см. Вес может доходить до 60 кг. Волк является представителем псовых и внешне напоминает крупную собаку Их окраска зависит от мест обитания от того, к какому подвиду относятся
Демонстрация слайдов « Разновидности волков»
. Волки бывают серого оттенка, черные, и, наоборот светлые и рыжие
Демонстрация слайда Разновидности внешнего вида.
.Живут волки стаями, состоящими из нескольких сбившихся семей. Семьи у них очень дружные...Волкам свойственна забота о потомстве. Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней. Мать вынашивает своего детеныша. Млекопитающим присуще живорождение Скажите, почему нельзя забирать от родителей маленьких детенышей?
Дети:
Родители с детства учат своих детенышей определенным навыкам. Эти навыки, в дальнейшем помогают зверям выжить, прокормить себя и свою будущую семью. А если забрать малыша от матери, а потом взрослого снова вернуть в лес, то он, лишенный этих навыков, быстро погибнет
Учитель: Волк –отец добывает пищу как для волчицы так и для подросших детенышей. Волки селятся под корягами деревьев. Норы они роют редко. Могут занимать чужие жилища. Живут волки примерно 20 лет. После объяснения учителем материала. Предлагается составить самостоятельно таблицу « Данные о животном» например.
Внешние признаки. Место обитания Приспособленность к жизни.
4. Закрепление материала.
Применение на уроке интересных экологических задач.:
С помощью которых учащиеся делают вывод о приспособленности волков к окружающей среде, обдумывают и закрепляют знания о семействе волков.
Ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы.
Задача 1. Волки, ау!
Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.
Предложите другой, более современный способ решения этой задачи. Как вы думаете чем питаются волки ? Запишите в тетрадях .
жертвы волка _______ _____ __________ _______ ______________
УЧИТЕЛЬ :А теперь давайте проверим.
Задача
Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.
Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?
Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?
Задача
В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?
Задача 5. Кто оленю друг?
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? .
Ø Кстати
Говорят, что волки воют на луну. В действительности же волки воют в любое время суток, но чаще всего - в вечерние часы, в период своей наивысшей активности. И воют они, когда им нужно обозначить свои владения, или собрать членов своей стаи на охоту, или чтобы найти потерявшегося собрата, - независимо от того, светит луна или нет.
.Рассказ учителя., Красная книга называет волка редким и исчезающим видом во многих странах. Причем относится эта информация не только к красному или гривастому волку (численность этих видов повсеместно мала), но и к обычному для России русскому волку.
На заметку
Русский волк являет одним из подвидов волка серого. Встречается, в основном, на северных территориях. В России его общая численность довольно велика, а вот в европейских государствах таких волков практически не осталось. Это стало причиной, по которой волк занесен в Красную книгу ряда стран Европы. Соответственно, на волка не только запрещено охотиться, но даже принимаются меры по спасению вымирающих видов и подвидов.
5.Заключение. подведение итогов урока.
Молодцы ребята. Вы сегодня принимали активное участие на уроке.
Запишите домашнее задание. Прочитать параграф учебника
И ответить на вопрос.
1. Напишите 2-3 вида волков которые :
а) многочисленны;
б) малочисленны
2..Какие хищные животные обитают в нашей местности?
Рекомендовано: просмотреть видеофильм «Живая энциклопедия –ВОЛКИ»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Семейство Волки.»
УРОК ПО ЗООЛОГИИ в 7 классе с применением экологических задач:
Разработала :Кузнецова Г.М. МОШ № 60 г. Макеевка
Тема :Отряд Хищные .Семейство Волки
Цели урока:
Образовательные:
-Ознакомление с внешним видом, поведением и местообитанием отряда Хищных животных.
Развивающие:
-Развитие у учащихся познавательных способностей;
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, к животным.
Предметные:
-Определение семейства по конкретным признакам животных;
-Расширение представлений учащихся об особенностях и многообразии хищных животных.
Метапредметные:
Развитие навыков применения дополнительной информации, изучаемых сведений о животных.
Личностные:
Формирование готовности к восприятию нового материала;
Развитие мышления у учащихся.
Задачи урока:
-Изучить особенности взаимосвязи внешнего строения животных с их поведением, средой обитания;
- расширить знания о млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни,
-определить значение волков в природе и для человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа,задания на обдумывание, подведение итогов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент урока
2.Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин.)
3.Изучение нового материала
4.Закрепление изученного материала.
5. Заключение.
У вас было задание подготовить рисунки и фото волков. .Подготовленный материал развешивается на стенде класса.
Учитель обращает внимание на подготовленный учениками материал. Ребята как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке ?
Ученики отвечают.
Рассказ учителя об особенностях семейства Волков
Волк- хищник. Так ,как волчата рождаются слепыми и несамостоятельными. Волчица кормит их молоком примерно до 1,5 месяцев И поэтому относится к классу млекопитающих. Обитают волки почти на всей территории России .Кроме этого их можно встретить в Азии, Польше, в Финляндии, Италии, Северной Америке .Волки в длину достигают – до 160 см, высота в холке – до 100 см. Вес может доходить до 60 кг. Волк является представителем псовых и внешне напоминает крупную собаку Их окраска зависит от мест обитания от того, к какому подвиду относятся
Демонстрация слайдов « Разновидности волков»
. Волки бывают серого оттенка, черные, и, наоборот светлые и рыжие
Демонстрация слайда Разновидности внешнего вида.
.Живут волки стаями, состоящими из нескольких сбившихся семей. Семьи у них очень дружные...Волкам свойственна забота о потомстве. Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней. Мать вынашивает своего детеныша. Млекопитающим присуще живорождение Скажите, почему нельзя забирать от родителей маленьких детенышей?
Дети:
Родители с детства учат своих детенышей определенным навыкам. Эти навыки, в дальнейшем помогают зверям выжить, прокормить себя и свою будущую семью. А если забрать малыша от матери, а потом взрослого снова вернуть в лес, то он, лишенный этих навыков, быстро погибнет
Учитель: Волк –отец добывает пищу как для волчицы так и для подросших детенышей. Волки селятся под корягами деревьев. Норы они роют редко. Могут занимать чужие жилища. Живут волки примерно 20 лет. После объяснения учителем материала. Предлагается составить самостоятельно таблицу « Данные о животном» например.
Внешние признаки. Место обитания Приспособленность к жизни.
4. Закрепление материала.
Применение на уроке интересных экологических задач.:
С помощью которых учащиеся делают вывод о приспособленности волков к окружающей среде, обдумывают и закрепляют знания о семействе волков.
Ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы.
Задача 1. Волки, ау!
Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.
Предложите другой, более современный способ решения этой задачи. Как вы думаете чем питаются волки ? Запишите в тетрадях .
жертвы волка _______ _____ __________ _______ ______________
УЧИТЕЛЬ :А теперь давайте проверим.
Задача
Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.
Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?
Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?
Задача
В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?
Задача 5. Кто оленю друг?
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? .
Ø Кстати
Говорят, что волки воют на луну. В действительности же волки воют в любое время суток, но чаще всего - в вечерние часы, в период своей наивысшей активности. И воют они, когда им нужно обозначить свои владения, или собрать членов своей стаи на охоту, или чтобы найти потерявшегося собрата, - независимо от того, светит луна или нет.
.Рассказ учителя., Красная книга называет волка редким и исчезающим видом во многих странах. Причем относится эта информация не только к красному или гривастому волку (численность этих видов повсеместно мала), но и к обычному для России русскому волку.
На заметку
Русский волк являет одним из подвидов волка серого. Встречается, в основном, на северных территориях. В России его общая численность довольно велика, а вот в европейских государствах таких волков практически не осталось. Это стало причиной, по которой волк занесен в Красную книгу ряда стран Европы. Соответственно, на волка не только запрещено охотиться, но даже принимаются меры по спасению вымирающих видов и подвидов.
5.Заключение. подведение итогов урока.
Молодцы ребята. Вы сегодня принимали активное участие на уроке.
Запишите домашнее задание. Прочитать параграф учебника
И ответить на вопрос.
1. Напишите 2-3 вида волков которые :
а) многочисленны;
б) малочисленны
2..Какие хищные животные обитают в нашей местности?
Рекомендовано: просмотреть видеофильм «Живая энциклопедия –ВОЛКИ»