СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Семейство Волки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО ЗООЛОГИИ  в 7 классе с применением экологических задач:

 Разработала :Кузнецова Г.М. МОШ № 60 г. Макеевка

Тема :Отряд Хищные .Семейство Волки

 Цели урока: Образовательные: -Ознакомление с внешним видом, поведением и местообитанием  отряда Хищных животных. Развивающие: -Развитие у учащихся познавательных способностей; Воспитательные: -воспитание любви к природе, к животным.

Предметные: -Определение семейства по конкретным признакам животных; -Расширение представлений учащихся об особенностях и многообразии хищных животных.

Метапредметные: Развитие навыков применения дополнительной информации, изучаемых сведений о животных. Личностные: Формирование готовности к восприятию нового материала; Развитие мышления  у учащихся. Задачи урока: -Изучить  особенности взаимосвязи внешнего строения животных с их поведением, средой обитания; - расширить знания о  млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, -определить значение  волков  в природе и для  человека. Тип урока: урок изучения нового материала. Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа,задания на обдумывание, подведение итогов.  

ХОД УРОКА

1.Организационный момент урока 2.Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин.) 3.Изучение нового материала

4.Закрепление изученного материала.

5. Заключение. У вас было задание подготовить  рисунки и фото волков.  .Подготовленный материал развешивается на стенде класса.

Учитель обращает внимание на подготовленный учениками материал. Ребята как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке ?

 Ученики отвечают.

 Рассказ учителя об особенностях  семейства Волков

Волк- хищник. Так ,как  волчата рождаются слепыми и несамостоятельными. Волчица кормит их молоком примерно до  1,5 месяцев  И поэтому относится к классу млекопитающих. Обитают волки почти на всей территории России .Кроме этого их можно встретить в Азии, Польше, в Финляндии, Италии, Северной Америке .Волки в длину достигают – до 160 см, высота в холке – до 100 см. Вес может доходить до  60 кг. Волк является представителем псовых и   внешне напоминает крупную собаку  Их окраска зависит от мест обитания  от того, к какому подвиду относятся

 Демонстрация слайдов « Разновидности волков»

. Волки бывают серого оттенка, черные,  и, наоборот светлые и рыжие

Демонстрация слайда Разновидности внешнего вида.

.Живут волки стаями, состоящими из нескольких сбившихся семей. Семьи у них очень дружные...Волкам свойственна забота о потомстве. Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней. Мать вынашивает своего детеныша. Млекопитающим присуще живорождение Скажите, почему нельзя забирать от родителей маленьких детенышей? Дети: Родители с детства учат своих детенышей определенным навыкам. Эти навыки, в дальнейшем помогают зверям выжить, прокормить себя и свою будущую семью. А если забрать малыша от матери, а потом взрослого снова вернуть в лес, то он, лишенный этих навыков, быстро погибнет Учитель: Волк –отец добывает пищу как   для волчицы  так и для подросших детенышей.  Волки селятся под корягами деревьев. Норы они роют редко. Могут занимать чужие жилища. Живут волки  примерно 20 лет. После объяснения учителем материала. Предлагается составить самостоятельно таблицу « Данные о животном» например.  

 

Внешние признаки.  Место обитания  Приспособленность к жизни.

 

4. Закрепление материала.

 Применение на уроке интересных экологических задач.:

С помощью которых учащиеся делают вывод о приспособленности волков к окружающей среде, обдумывают и закрепляют знания о семействе волков.

Ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы.

Задача 1. Волки, ау!

Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.

Предложите другой, более современный способ решения этой задачи.  Как вы думаете чем питаются волки ? Запишите в тетрадях .           

 жертвы волка  _______      _____    __________      _______   ______________

УЧИТЕЛЬ :А теперь давайте проверим.

Задача

Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.

Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?

Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?

Задача

В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?

Задача 5. Кто оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? .

Ø  Кстати

Говорят, что волки воют на луну. В действительности же волки воют в любое время суток, но чаще всего - в вечерние часы, в период своей наивысшей активности. И воют они, когда им нужно обозначить свои владения, или собрать членов своей стаи на охоту, или чтобы найти потерявшегося собрата, - независимо от того, светит луна или нет.

.Рассказ учителя., Красная книга называет волка редким и исчезающим видом во многих странах. Причем относится эта информация не только к красному или гривастому волку (численность этих видов повсеместно мала), но и к обычному для России русскому волку.

 

На заметку

Русский волк являет одним из подвидов волка серого. Встречается, в основном, на северных территориях. В России его общая численность довольно велика, а вот в европейских государствах таких волков практически не осталось. Это стало причиной, по которой волк занесен в Красную книгу ряда стран Европы. Соответственно, на волка не только запрещено охотиться, но даже принимаются меры по спасению вымирающих видов и подвидов.

 5.Заключение. подведение итогов урока.

 Молодцы ребята. Вы сегодня принимали активное участие на уроке.

Запишите домашнее задание. Прочитать параграф учебника

 И ответить на вопрос. 1. Напишите 2-3 вида волков которые :

а) многочисленны;

б) малочисленны

2..Какие хищные животные обитают в нашей местности?

Рекомендовано: просмотреть видеофильм «Живая энциклопедия –ВОЛКИ»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Семейство Волки.»

УРОК ПО ЗООЛОГИИ в 7 классе с применением экологических задач:

Разработала :Кузнецова Г.М. МОШ № 60 г. Макеевка

Тема :Отряд Хищные .Семейство Волки

Цели урока:
Образовательные:
-Ознакомление с внешним видом, поведением и местообитанием отряда Хищных животных.
Развивающие:
-Развитие у учащихся познавательных способностей;
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, к животным.

Предметные:
-Определение семейства по конкретным признакам животных;
-Расширение представлений учащихся об особенностях и многообразии хищных животных.


Метапредметные:
Развитие навыков применения дополнительной информации, изучаемых сведений о животных.
Личностные:
Формирование готовности к восприятию нового материала;
Развитие мышления у учащихся.
Задачи урока:
-Изучить особенности взаимосвязи внешнего строения животных с их поведением, средой обитания;
- расширить знания о млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни,
-определить значение волков в природе и для человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа,задания на обдумывание, подведение итогов.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент урока
2.Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин.)
3.Изучение нового материала

4.Закрепление изученного материала.

5. Заключение.

У вас было задание подготовить рисунки и фото волков. .Подготовленный материал развешивается на стенде класса.

Учитель обращает внимание на подготовленный учениками материал. Ребята как вы думаете о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке ?

Ученики отвечают.

Рассказ учителя об особенностях семейства Волков

Волк- хищник. Так ,как волчата рождаются слепыми и несамостоятельными. Волчица кормит их молоком примерно до 1,5 месяцев И поэтому относится к классу млекопитающих. Обитают волки почти на всей территории России .Кроме этого их можно встретить в Азии, Польше, в Финляндии, Италии, Северной Америке .Волки в длину достигают – до 160 см, высота в холке – до 100 см. Вес может доходить до 60 кг. Волк является представителем псовых и внешне напоминает крупную собаку Их окраска зависит от мест обитания от того, к какому подвиду относятся

Демонстрация слайдов « Разновидности волков»

. Волки бывают серого оттенка, черные, и, наоборот светлые и рыжие

Демонстрация слайда Разновидности внешнего вида.

.Живут волки стаями, состоящими из нескольких сбившихся семей. Семьи у них очень дружные...Волкам свойственна забота о потомстве. Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней. Мать вынашивает своего детеныша. Млекопитающим присуще живорождение Скажите, почему нельзя забирать от родителей маленьких детенышей?
Дети:
Родители с детства учат своих детенышей определенным навыкам. Эти навыки, в дальнейшем помогают зверям выжить, прокормить себя и свою будущую семью. А если забрать малыша от матери, а потом взрослого снова вернуть в лес, то он, лишенный этих навыков, быстро погибнет
Учитель: Волк –отец добывает пищу как для волчицы так и для подросших детенышей. Волки селятся под корягами деревьев. Норы они роют редко. Могут занимать чужие жилища. Живут волки примерно 20 лет. После объяснения учителем материала. Предлагается составить самостоятельно таблицу « Данные о животном» например.

Внешние признаки. Место обитания Приспособленность к жизни.


4. Закрепление материала.

Применение на уроке интересных экологических задач.:

С помощью которых учащиеся делают вывод о приспособленности волков к окружающей среде, обдумывают и закрепляют знания о семействе волков.

Ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы.

Задача 1. Волки, ау!

Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.

Предложите другой, более современный способ решения этой задачи. Как вы думаете чем питаются волки ? Запишите в тетрадях .

жертвы волка _______ _____ __________ _______ ______________

УЧИТЕЛЬ :А теперь давайте проверим.

Задача

Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.

Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?

Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?

Задача

В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?

Задача 5. Кто оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? .

Ø  Кстати

Говорят, что волки воют на луну. В действительности же волки воют в любое время суток, но чаще всего - в вечерние часы, в период своей наивысшей активности. И воют они, когда им нужно обозначить свои владения, или собрать членов своей стаи на охоту, или чтобы найти потерявшегося собрата, - независимо от того, светит луна или нет.

.Рассказ учителя., Красная книга называет волка редким и исчезающим видом во многих странах. Причем относится эта информация не только к красному или гривастому волку (численность этих видов повсеместно мала), но и к обычному для России русскому волку.

 

На заметку

Русский волк являет одним из подвидов волка серого. Встречается, в основном, на северных территориях. В России его общая численность довольно велика, а вот в европейских государствах таких волков практически не осталось. Это стало причиной, по которой волк занесен в Красную книгу ряда стран Европы. Соответственно, на волка не только запрещено охотиться, но даже принимаются меры по спасению вымирающих видов и подвидов.


5.Заключение. подведение итогов урока.

Молодцы ребята. Вы сегодня принимали активное участие на уроке.

Запишите домашнее задание. Прочитать параграф учебника

И ответить на вопрос.
1. Напишите 2-3 вида волков которые :

а) многочисленны;

б) малочисленны

2..Какие хищные животные обитают в нашей местности?

Рекомендовано: просмотреть видеофильм «Живая энциклопедия –ВОЛКИ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!