СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сказуемое" (технология РКМ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Сказуемое" с использованием технологии РКМ. Обобщение изученного материала проводится с привлечением поэтических и литературоведческих материалов, связанных с творчеством А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сказуемое" (технология РКМ)»

Тема. Виды сказуемого. Обобщающее повторение

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация сведений о видах сказуемого;

  2. формирование грамматических навыков: профилактика речевых и грамматических ошибок ;

  3. работа по развитию речи: работа над выразительным чтением, выявление взаимосвязи типов сказуемого с типом и стилем речи

  4. Закрепление орфографических навыков.



Оборудование:

  1. презентация по теме «Виды сказуемого»;

  2. мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

  3. дидактический материал, тесты



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Прослушивание аудиофрагмента.

III. Фронтальное повторение.Виды сказуемого и способы его выражения.

СКАЗУЕМОЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Сказуемое обычно поясняет подлежащее и обозначает то, ч т о говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о подлежащем? Этот вопрос можно уточнить вопросами: Что делает предмет? Каков он? Кто он такой? Что такое предмет?

Сказуемые бывают простые глагольные и составные (глагольные и именные).

Простое глагольное сказуемое выражается формой какого-либо наклонения.

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями, так как им присуще единое цельное значение: задел за живое, поднял тревогу, пришёл к убеждению, вышел из себя и т. п.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются:

  1. фазовые глаголы (начать, продолжить, прекратить)

  2. модальные глаголы со значением желания, возможности, намерения совершить действие (надеется поправиться, может помочь)

  3. глаголы, выражающие эмоции (бояться, опасаться, любить)

  4. краткие формы прилагательных (рад встретиться, должен прийти, готов помочь)

  5. фразеологическое сочетание (иметь желание, гореть нетерпением)

Составное именное сказуемое состоит из глагола – связки, выражающего

грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и т. д.), выражающей его основное смысловое значение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.)

В роли связки могут выступать:

1) глагол быть в различных формах времени и наклонения, выполняющий чисто

грамматическую функцию: Пехота есть пехота. Грамматика и арифметика

суть науки.

  1. глагол с ослабленным лексическим значением, частично выражающий вещест-

венное значение сказуемого: Уж в роще огонёк становился огнём.

  1. глагол со значением действия, состояния, движения, способный выступать в

качестве глагольного сказуемого: Онегин жил анахоретом (П.) Анисья не нарядная сидит за станом (Л. Т.)

  1. нулевая связка, материально не выраженная и служащая показателем настоя –

щего времени изъявительного наклонения: Жизнь прекрасна и удивительна.

Помимо указанных видов сказуемого, есть и сложное сказуемое: Она не могла

согласиться выйти за него замуж. Его суждение продолжало быть справедливым.

    1. Творческий диктант.

Подберите подходящие по смыслу сказуемые и востановите текст( см. слова для справок).

Стихотворение «Осень»_____________ Пушкин…м в "болд…скую осень" 1833 г.

Это реал…стическое произведение ____________________к п…йзажной лирик… .

Однако _________________ тема рождения творчества: возн…кая в заключительных стр…фах стих….творения, она _________________ всё п…вествование.

Эпигра… __________ из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская", где автор _________________ покой и уед….нение на лон… сельской пр…роды. Пушкин, однако, ___________________ на мотиве уед…нения, но ____________________ пышной красотой осен…, своего любимого времен… года:

Унылая п…ра! Очей оч…рованье! _________________мне твоя прощальная краса - _____________я пышное пр…роды ув…данье, В б…грец и в золото одетые леса...







Слова для справок: написа(н,нн), созда(н,нн)о, было написано, было сочинено; можно отнести, можно назвать, можно определить, можно ох…рактеризовать; является главной, основной является, ведущей является, главной становится; охватывает, об(?)емлет, об(?)единяет, воссоединяет, связует, связывает, во(с,сс)оед…няет, во…производит; взят, позаимствован, был заимствован, был взят; прос…авляет, восхваляет, благосл…вляет, восхищается, умиляется; делает упор, ставит акцент, акц…нтирует внимание, сосредоточивает внимание, не останавливается, не ограничивается; восторгается, восхищается, умиляется; мила, приятна, вдохнове(н,нн)а, чудесна, уп…ительна; во…хищаюсь, во…торгаюсь, ум…ляюсь, оч…рован, люблю.

Задание 2. Охарактеризуйте вставленные сказуемые

Текст для самопроверки

Стихотворение написано (СИС)Пушкиным в "болдинскую осень" 1833 г.

Это реалистическое произведение можно отнести(СГС) к пейзажной лирике.

Однако основной является(СИС) тема рождения творчества: возникая в заключительных строфах стихотворения, она связывает(ПГС) все повествование.

Эпиграф был взят(СИС) из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская", где автор прославляет(ПГС) покой и уединение на лоне сельской природы. Пушкин, однако, не акцентирует внимание(ПГС) на мотиве уединения, но восторгается(ПГС) пышной красотой осени, своего любимого времени года:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна (СИС)мне твоя прощальная краса – Люблю(ПГС) я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...






V.Филологическое исследование Проанализировать текст стихотворения «Осень»: подобрать примеры употребления простого глагольного(гр.1), составного глагольного (гр.2), составного именного (гр.3), сделать выводы и предположения о взаимосвязи типов сказуемого со стилем текста и типом речи. Обобщить наблюдения и выводы

Группа 1.

В данном стихотворении преобладает простое глагольное сказуемое, что делает речь более живой и динамичной. Описание наполняется движением (см.1строфу или 11). Подобный тип сказуемого позволяет автору вести непринуждённый доверительный разговор с читателем.

Группа 2.

Составное глагольное сказумое встречается крайне редко. Преимущественно при рассуждении. При этом речь несколько замедляется. Данный вид сказуемого встречается чаще всего в научных текстах, эпистолярной прозе.Для данного текста нетипичен.

Группа 3.

Составное именное сказуемое встречается в высоких,торжественных описаниях(см.5-7). В отличие от описания в 1строфе этот пейзаж лишен движения. Он статичен, отличается высокопафосностью. Много составных именных сказуемых в рассуждениях.

VI.Обобщение и закрепление изученного.

Материалы для наблюдений. Определить виды сказуемых(выборочный графический диктант – по вариантам – выписать предложения в ПГС, СГС, СИС). Объяснить постановку тире.

1. Лирика Пушкина – явление чрезвычайное (Н.Гоголь)

2. Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность, «лелеющую душу гуманность» (В.Г.Белинский), богатство, глубину и ясность мысли, гармонию формы и образует союз «волшебных звуков, чувств и дум».

3. Н.В.Гоголь восхищался необычайной многомерностью, многогранностью, бесконечным разнообразием творчества Пушкина: «Что ж было предметом его поэзии? Всё стало её предметом, и ничто в особенности…»

4. Лирика Пушкина рассчитана на непосредственное, мгновенное сопереживание, а сам автор этих совершенных творений был живым человеком, размышляющим, влюбляющимся, постоянным в дружбе и непримиримым во вражде. (С.Джанумов)

5. Каждое новое поколение читает Пушкина по-своему. Попробуем и мы прочесть одно из стихотворений поэта.

6. «Осень» - один из первых лирических образцов нового лирического метода(реализма) Пушкина.

7. Стихотворение «Осень» датировано 1933 годом.

8. В «Осени» поэт свёл и заставил служить друг другу две великие силы эстетического воздействия: традиционнные формулы, уже окружённые поэтическим ореолом, и непдедвидимые прозаизмы, бесконечной чередой поступающие из запаса самой действительности. (Л.Гинзбург)

9. Нагое слово Пушкина – это слово непредрешённых заранее ассоциаций.

10. Сравнение с чахоточной девой раскрывает внутренний смысл того, что было так значимо для Пушкина в осенней природе. В природе нет борьбы, схватки жизни и смерти. По-доброму, тихо и незаметно человек и природа уходят из жизни, склоняясь перед неизбежностью её законов. (К.И.Соколова)

11. «Осень» глубоко умиляет поэта красотой умиротворённой, тихой, смиренной, не возбуждающей страстных тревог. Пушкин любит осень не «тщеславной любовью», к которой всегда примешивается субъективный, чувственный порыв, ревнивое стремление к обладанию. Красота осени просветляет и одухотворяет человеческие чувства. Любовь поэта к осени возвышенна и духовна:свободна от всего тяжёлого, замутняющего чистые источники. Она не скована бременем чувственных желаний и эгоистических страстей. Такая красота взывает к созерцательной любви-умилению, требует забвения себя, полной самоотдачи. Она пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновениядаёт ему радость плавания в люьую сторону, в какую поэтическая душа пожелает.

12. Пушкин остро чувствует, что всё на земле подвержено исчезновению, но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте, молодости с её улыбками, с её радостями.

13. В 1833 году, завершая поездку по местам пугачёвского восстания, Пушкин вновь приезжает в Болдино. Ему хотелось снова, как в 1830-м, вдохновенно работать в деревне. В первых числах ноября в Болдино была завершена «История Пугачёва». Здесь же он пишет поэму «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке»,стихотворения, работает над «Медным всадником» и «Пиковой дамой». В первых числах ноября была завершена «История Пугачёва». Осень – любимое время года поэта.

14.Гимном этой поре становится отрывок «Осень»

Безупречное единство формы и содержания позволяет назвать это стихотворение шедевром пейзажной лирики.

15 . Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить.

Из письма А.Пушкина Н.Раевскому-сыну от второй половины июля 1825 года

VII. Домашнее задание. Составить тесты по теме «Виды сказуемого», используя текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!