Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 7 города Мценска
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
по теме «Словосочетание»
Учитель Миронюк О.Н.
2013 г.
г. Мценск
Цели урока: образовательная: повторить и обобщить тему: «Словосочетание», что называется с/с, из каких частей состоит, какие виды бывают, каким образом связаны между собой слова в словосочетании, дать представление о важности словосочетаний в предложениях, чем могут быть выражены, повторить орфограммы;
Развивающая: развивать мышление, любознательность, память, наблюдательность, внимание;
Воспитательная: воспитывать чувство бережности к природе.
Оборудование: карточки на каждого АОЕИ, иллюстрация Великой Китайской стены, листья клена и березы, напечатанный лист осины, тесты по вариантам, листы для ответов.
Ход урока
I Организационный момент.
- Посмотрите на парты, все ли у вас готово к уроку русского языка? Если да, то садитесь за парты. Начинаем занятие.
II Сообщение темы и целей.
- Ребята, на прошлом уроке мы изучали тему «Словосочетание». На этом уроке мы закрепим и обобщим свои знания и узнаем еще немного о данной теме. Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число, классная работа и «Словосочетание».
III Проверка домашнего задания.
- Пока вы записываете, я пройду проверю как вы справились с домашним заданием.
IV Орфографическая минутка.
- Для разминки проведем устный диктант на правило «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Достаньте буквы АОЕИ. Я называю слово, а вы показываете ту букву, которую необходимо вставить при написании и называете проверочное слово. По цепочке.
Стена, холмы, сосна, новинка, местечко, тащить, дожди, зонты, небесный, удивляться, ловить, роса, столбы, поля, стрела, висит, вода, цвета, летит.
- Молодцы! Отложите буквы.
V Повторение и обобщение пройденного материала
1. -Назовите первое слово диктанта. (Стена). Запишем его.
-Назовите последнее слово с новой строчки. (Летит).
-С этими словами составьте словосочетания. (стена холодная, высокая, красивая…) А кто-нибудь слышал о Великой Китайской стене? Это название достопримечательности, которое тоже состоит из словосочетания. Великая Китайская стена проходит по северному Китаю. Ее протяженность 8 тыс. км. Строительство 1-х участков датируется началом 4 в. до н.э. для защиты от врагов. Ее строили около 1 миллиона человек. 10 лет. Слова пишутся с большой буквы. Это допускается в названиях.
- Вернемся к нашим словам. Какие словосочетания мы запишем? Полина, запиши на доску словосочетания. И мы расскажем все, что знаем о словосочетаниях.
стена высокая – граммат., именное
летит над землей – граммат., глагольн.
летит низко – по смыслу, глагольн.
-Почему эти слова можно назвать словосочетаниями? (Здесь слова, которые объединены по смыслу и грамматически. Первое словосочетание объединено грамматически с помощью окончания, второе грамматически с помощью предлога и падежного вопроса, третье объединено по смыслу).
- Почему? (Так как зависимое слово наречие, которое является неизменяемой частью речи, нет окончания).
-Из каких частей состоит словосочетание? (из главного и зависимого слова)
- Где в наших словосочетаниях главные слова, а где зависимые слова? Давайте поставим вопросы.
-К каким видам относятся эти словосочетания? (1 – именное, 2 и 3 - глагольное). Почему?
Учитель стирает с доски, оставляя стена, летит над.
-Можно ли это назвать словосочетанием? (Нет, ни слово, ни слово с предлогом не являются словосочетаниями)
2. Упражнение № 132 1 человек у доски.
Обращаем внимание на правописание слов в рамочке. Они встретятся вам в упражнении. Виолетта, произнеси нам четко эти слова. Первое разбираю я.
Единственное, мы будем внизу подписывать какой частью речи выражены слова.
Начало урока
Сущ.+сущ.
(Дополнительный вопрос: что изучает синтаксис?)
3. Физминутка. Присядьте возле своих парт, и представьте, что вы прекрасный цвет роза. На улице ночь, и бутончики закрыты, а теперь представим, что наступает утро. Постепенно вставайте и раскрывайте свои лепесточки, тянитесь к солнышку. Вот такие цветочки у меня выросли. Присаживайтесь.
4. Запишем текст про розу, но необычную. Запишите «Объяснительный диктант». Одну строчку отступаем для заглавия
Мы медленно шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты шиповника. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник – родной брат садовой розы. Мы остановились у большого куста. Каждая веточка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту.
6. Работа с текстом.
- Объяснить орфограммы (по цепочке)
- Прочтем выразительно текст. Федоровская Софья читает. Какова тема текста, а какое мы придумаем заглавие? «Брат розы»
1. –А может нам и не нужны словосочетания, дополнения, определения и другое. А просто будем употреблять грамматическую основу, лаконично будет. Давайте попробуем прочитать в этом тексте подлежащие и сказуемые, что получится.
Название у нас было бы «Брат». Мы шли. Мы заметили. Был шиповник. Цвета. Шиповник – родной брат розы. Мы остановились. Веточка встретила. Мы не стали губить.
- Видите, у нас не получится даже понять смысла данного текста. Картину происходящего мы можем понять благодаря словосочетаниям, служебным частям речи, второстепенным членам предложения.
Из 2 предложения найти все словосочетания, назвать их.
Вдали заметили
Заметили кусты
Кусты большие
Кусты шиповника
- А грамматическая основа почему не с/с?
- А можно ли в 3 предложении однородные члены предложения назвать словосочетанием? (Нет, т.к. в с/с должно быть обязательно главное и зависимое слово).
VI Творческое задание
- Сегодня я шла в школу и подняла такие листочки. Угадайте какой это лист?
Учитель достает:
Кленовый лист
Березовый лист
Осиновый лист напечатан на листе. А это бумажный лист.
-А как называются слова, у которых много значений? (многозначные слова)
-Напротив осиновый лист запишите с/с осиное гнездо. Разберем по составу. 1 человек. Как называются такие слова? (паронимы, частично схожие по звучанию и написанию, ложные братья)
-Ниже составьте по образцу словосочетания Сущ.+сущ.
Лист клена
Лист березы
Лист осины
Лист бумаги
Домашнее задание подобное тому, которое мы только что сделали упр. 134, + узнать какие еще существуют достопримечательности нашего мира, названия которых состоят из словосочетаний (типа Великая Китайская стена), и чем они знамениты. (3-5 названий)
VIII Итог урока
- Ребята, мы сегодня за урок очень хорошо поработали, обобщили тему «Словосочетание». И в дальнейшем на уроках знания о словосочетаниях нам пригодятся.
- Еще раз скажем что называется словосочетанием и перечислим признаки.
VII Тест
- Все знания, полученные за 2 урока вам помогут справиться с заданиями теста. (Тест выполняется на отдельных листах)
IX Оценки за урок.