Химия 8 класс
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.
Цель урока.
Обучающая: показать, какую информацию несет порядковый номер и массовое число; ознакомить учащихся с составом ядер атомов; сформировать умение определять количество протонов и нейтронов; сформировать представление об изотопах и развить представление о химическом элементе; сформировать умение решать задачи с использование изотопного состава.
психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии и познавательный интерес;
воспитательная: формировать умение работать с книгой через групповую работу, культуру общения в микрогруппе.
Основные понятия. Радиоактивность, заряд ядра, массовое число, изотопы, химический элемент, протоны, электроны, нейтроны.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов, химического элемента как вида атомов с одинаковым зарядом ядра. Уметь находить число протонов, нейтронов, электронов указанного атома.
Метапредметные. Развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной
речью.
Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные виды деятельности учащихся. Характеризовать строение атома и состав атомных ядер. Объяснять, почему в периодической системе есть отступления от общею принципа и некоторые элементы расположены не в порядке возрастания их относительных масс.
Краткое содержание урока. В начале урока рекомендуется дать учащимся самостоятельную работу для проверки усвоения изученного материала.
Технология: деятельностный подход.
Оборудование: опорные конспекты, заполняемые учащимися по ходу урока, учебник, тетрадь.
ХОД УРОКА
Организационный момент. ( 2 мин)
СЛАЙД 1.Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
Мотивация. Создание проблемной ситуации (7 мин)
Химия - это наука для любознательных и наблюдательных.
Учитель:Вы наверное всегда ждете на уроке химии проведение опыта. Бывает ли дым без огня? Попробуем получить дым без огня.
«Дым без огня» ( соляная кислота, аммиак, стеклянные палочки)
Вопрос: Что изучает химия? (наука о веществах и их превращениях)
В виде каких частиц вещества взаимодействуют друг с другом? (атомов)
Перед вами высказывание великого русского химика А.М.Бутлерова.
“Атомы не неделимы по своей природе, а неделимы только доступными нам ныне средствами…”.
А.М.Бутлеров (1861 г)
Как вы понимаете это высказывание?
Учитель. Для того чтобы уточнить, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке, прочитайте информацию на Листе.
Работаем в группах. Определитесь в группе, кто будет отвечать, кто работать с текстом. ( приложение №1).
Приложение № 1.
Благодаря открытию радиоактивности ученые убедились , что в состав атомов входят электроны и положительно заряженные частицы - протоны .
Элементы встали в ряд
В ядрах их растет заряд
Значит столько в нем протонов ,
А в округе - электронов.
Есть в ядре еще нейтроны
Что заряд иметь не склонны
Ну а то, что в массе - дробь
В том виновен изотоп.
Учитель: Что вы узнали из информации? Смысл, каких слов вам не понятен?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Найдите в информации в состав чего входят протоны, электроны и нейтроны?
Сформулируйте тему урока (запись на доске темы)
Тема урока: Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы
Давайте сформулируем цели урока. Закончите фразы, появившиеся на доске.
Сегодня на уроке я хочу
Узнать… (из чего состоит атом, историю открытия атома)
Изучить понятия
Выяснить…(каков состав ядра атома)
Научиться находить …
Небольшое знание об атоме у вас уже есть. Составьте рассказ «Все о нем…» (об атоме) в течение 1 мин. Записывайте все, что приходит на ум. Не судите о качестве своих мыслей, просто записывайте их.
Прочитайте, что у вас получилось
На доске появляются опорные слова:
Атом
Химический элемент
Ar
Валентность
Простое вещество
Сложное вещество
Составьте рассказ из получившихся слов (зачитывают свои рассказы)
Открытие нового знания ( 20 мин)
Итак, сегодня на уроке мы изучаем строение атома. Работать будем поэтапно.
1 этап. Строение атома. (10 мин)
Чтобы решить эту проблему вы будите работать парами по инструкции (см. приложение №2)
Приложение 2.
Инструкция.
Используя информацию листа 1 и текст учебника (с. 182 ) , найдите недостающую информацию.
Атом - это частица , состоящая из ... и …
Атомное ядро состоит из ... и ...
Протон - элементарная частица, имеющая массу приблизительно ... и заряд равный .... Для протона принято обозначение 11 p .
Нейтрон - элементарная частица, имеющая массу приблизительно ... и заряд равный .... Для нейтрона принято обозначение 0 1n
Порядковый номер химического элемента показывает ... или число элементарных частиц - ... , входящих в состав атомного ядра.
Химический элемент – это вид атомов, имеющих определенный ...
Определить состав атомного ядра - это значит найти число ... и ...
Что у вас получилось?
Вопрос: Знает ли кто из вас историю открытия строения атома?
Информация об истории открытия атома.
1896 г. Беккерель открыл явление радиоактивности. (излучение Ураном лучей). М. Склодовская-Кюри и П.Кюри установили, что такие же лучи излучают радий и полоний…
Просмотр видео «Строение атома»
Какие объекты в окружающем нас мире напоминают строение атома ( движение планет по орбитам вокруг Солнца, искусственные спутники Земли)
Более полная схема остается на доске?
Атом – ядро и электроны
Протоны (масса 1 а.е.м. заряд +1)- 11 p .
нейтроны ( масса 1 а.е.м. и заряд 0) - 0 1n -1 0 е
Числу каких частиц равен порядковый номер элемента? (электронов и протонов)
Что нужно еще узнать?
Этап 3.Алгоритм определения протонов и нейтронов
Что, значит, определить состав атомных ядер? Т.е. определить, сколько протонов и нейтронов в атоме.
Как можно определить число протонов? Как нейтронов?
Давайте составим алгоритм, т.е. порядок действия, который позволит определить состав атомных ядер.
Я дам вам подсказки, а вы расставьте их в нужном порядке. Работа групповая.
Какие последовательности у вас получились? У кого другая? Какая более правильная?
На доске получаем последовательность:
N→ см ПСХЭ N=Z= число 1 1P Число 1 0n = Ar - 1 1P
Задание1 (индивидуальное) Мы будем работать на оценочных листах.
Используя алгоритм, определите состав атомных ядер у элементов с порядковым номером 1 вариант: 6, 15, 40, 18.
2 вариант 11, 22, 8, 39
Осуществите взаимопроверку. ( ответ на доске)
3) Вопрос: Какой состав имеют атомные ядра?
1 1 H, 2 1 H, 3 1H
Чем отличаются по составу атомные ядра? числом нейтронов
Что у них одинаково? числом нейтрон заряд ядра.
Такие атомы называются изотопы. Изотопы водорода имеют названия протий, дейтерий, тритий.
Какую проблему мы не решили?
4 этап. Изотопы
Составьте схему, что такое изотоп. Что же такое изотоп?
Изотоп - атомы химические элементов Ar (разная) Z (одинаковый), 11 5B, 10 5 B
Обсуждение полученных схем.
Изотопы – это определенный тип атомов с одинаковым зарядом ядра, но разными атомными массами.
Определение Периодического закона – современная формулировка: Свойства элементов, а также простых веществ и соединений, образованных ими, находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атома.
Закрепление полученных знаний( 10 мин)
Задание 2.Выполним самостоятельную работу по вариантам
Из смесиизотопов: 28 14Si, 64 29Cu, 18 8O, 23 11 Na, 11 5B, 37 17 CL, 27 14Si, 26 14 Si , 16 8O, 63 29 Cu , 35 17CL, 17 8 O, 22 11Na , 10 5 B.
Выпишите изотопы: 1. вариант – хлора и меди,
вариант – кислорода и натрия
Задание 2. Вычислите число нейтронов у этих изотопов.
Осуществите взаимопроверку (ответы на доске)
Озвучьте, какие у вас получились баллы
Подведение итогов урока.
По полученному тексту составьте Модель строения атома.
Работа в группах.
1 группа сделает модель из бумаги.
2 группа нарисует модель строения атома.
3 группа выходит к доске и сделает модель из магнитов.
4 группа сделает модель из проволоки и пластилина.
Сегодня на уроке мы были исследователями, последователями Резерфорда. Упражнение «Пять открытий на уроке»
Продолжите мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке меня удивило …
На уроке я открыл для себя …
У меня возникли мысли о …
В жизни мне пригодится …
Рефлексия (3 мин).
У нас прошел урок и мы получили от него эмоциональный заряд
Озвучьте каждый из вас свой «Эмоциональный заряд»
Мы изучили, что атомы состоят из электронов с отрицательным зарядом, который ассоциируется с отрицательными эмоциями, протонов с положительным зарядом, ассоциирующиеся с положительными эмоциями и незаряженных нейтронов
У вас на столах лежат стикеры со знаками «плюс» и «минус» и без знака. Представим, что это ваши эмоции от сегодняшнего урока.
Если вам понравился урок и у вас положительные эмоции, прикрепите на наш атом протоны, если отрицательные эмоции, то электроны, если урок не вызвал у вас эмоций, то нейтроны.
Домашнее задание: ( 2 мин)
§ 52, упр. 1—3, тестовые задания (с. 184). Подготовить сообщения на темы «Тяжёлая вода», «Искусственная радиоактивность», «Использование радиоактивных элементов».