СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Трансформатор".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методики "Шесть шляп мышления"

Технологии развития критического мышления на уроках физики.

     «Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Трансформатор".»

Трансформатор.

Тема написана на доске.

Цели урока:

-подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известной и новой информации по теме «Электромагнитная индукция»;

-развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

-совершенствовать навыки групповой работы.

Стадия вызова.

Учащиеся разбиваются учителем на шесть групп (можно по желанию). Каждая группа получает текст (приложение 1) и задание, в зависимости от цвета «шляпы». Шляпы вырезают из цветного картона, задания приклеивают.

Белая шляпа.

Рассказать о трансформаторе только фактами, цифрами, определениями, формулами, без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Жёлтая шляпа.

Расскажите где используется трансформатор в жизни человека. Необходимо выделить в этом явлении позитивные стороны и аргументировать!! Нужно не просто сказать, что именно хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему.

Чёрная шляпа.

Негативные проявления трансформатора. Нужно определить, какой вред может нанести трансформатор (электричество) человеку и объяснить почему так может произойти. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить недостатки, но и проанализировать причины отрицательного проявления работы трансформатора.

Красная шляпа.

Расскажите какие эмоции вызывает у вас работа трансформатора (преобразование и протекание электрического тока, действие явления электромагнитной индукции). Какие эмоции у вас бы появились, если бы электрический ток исчез из вашей жизни. Что испытывали вы при прохождении через ваше тело электрического тока.

Зелёная шляпа.

Ответьте на вопросы: «Что придумали бы люди, если бы не открыли явление электромагнитной индукции и не научились бы им пользоваться?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» и другие. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани применения электрического тока.

Синяя шляпа.

Это – философская, обобщающая «шляпа». Группа в «синей шляпе» старается обобщить высказывания других групп, сделать выводы, найти параллели и так далее. За вами последнее слово о трансформаторе.

Стадия содержания.

Каждая группа получает тексты одинакового содержания. Читает их. Составляет план рассказа, в зависимости от своего задания. Пересказывает, обсуждает и выбирает необходимый материал.

Стадия рефлексии.

Группа назначает выступающих по своему проекту. Происходит защита проекта и его обсуждение.

Так как задания в каждой группе разные, один и тот же материал будет изложен шесть раз.

Учитель подводит итог.









Приложение 1.

Трансформатор был изобретен в 1878 г. русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым (1847-1894). Трансформатором называется электрическое устройство, служащее для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты.

Работа трансформатора основана на двух базовых принципах:

  1. Изменяющийся во времени электрический ток создаёт изменяющееся во времени магнитное поле (электромагнетизм)

  2. Изменение магнитного потока, проходящего через обмотку, создаёт ЭДС в этой обмотке (электромагнитная индукция)

На одну из обмоток, называемую первичной обмоткой, подаётся напряжение от внешнего источника. Протекающий по первичной обмотке переменный ток создаёт переменный магнитный поток в магнитопроводе. В результате электромагнитной индукции, переменный магнитный поток в магнитопроводе создаёт во всех обмотках ЭДС индукции.

ЭДС, создаваемая во вторичной обмотке, может быть вычислена по закону Фарадея, который гласит:




где U2 — напряжение на вторичной обмотке,

N2 — число витков во вторичной обмотке,

Ф — суммарный магнитный поток, через один виток обмотки.

ЭДС, создаваемая в первичной обмотке, соответственно:

где U1  — напряжение на концах первичной обмотки,

N1 — число витков в первичной обмотке.


Поделив уравнение  на , получим отношение:

Идеальный трансформатор — трансформатор, у которого отсутствуют потери энергии.




где Р1 —значение поступающей на трансформатор мощности, которая возникает в первичной цепи,

Р2 —значение преобразованной трансформатором мощности, поступающей во вторичную цепь.

С
оединив это уравнение с отношением напряжений на концах обмоток, получим уравнение идеального трансформатора:


Таким образом получаем, что при увеличении напряжения на концах вторичной обмотки  , уменьшается ток вторичной цепи .



По назначению трансформатор делится на силовые и специального назначения.

Силовые трансформаторы бывают повышающие и понижающие: для повышения напряжения генераторов на электростанциях перед транспортировкой электроэнергии ставят повышающие трансформаторы, а затем для понижения напряжения линии электропередач до приемлемого для потребителей уровня, понижающий трансформатор.

Для питания разных узлов электроприборов требуются самые разнообразные напряжения. Блоки электропитания в устройствах, которым необходимо несколько напряжений различной величины, содержат трансформаторы с несколькими вторичными обмотками или содержат в схеме дополнительные трансформаторы. Например, в телевизоре с помощью трансформаторов получают напряжения от 5 вольт (для питания микросхем и транзисторов) до нескольких киловольт (для питания анода кинескопа через умножитель напряжения). В схемах питания современных радиотехнических и электронных устройств (например в блоках питания персональных компьютеров) широко применяются высокочастотные импульсные трансформаторы. 

К трансформаторам специального назначения относят:

Измерительные трансформаторы напряжения, измерительные трансформаторы тока служат для расширения пределов изменения приборов; для измерения очень больших или очень маленьких переменных напряжений и токов.

Сварочный трансформатор предназначен для понижения напряжения от 220В (380В) до 60В-70В;

Пиктрансформатор применяется для преобразования напряжения синусоидной формы в импульсное напряжение пикообразной формы.

Трансформаторы для преобразования переменных токов больших мощностей обладают высоким КПД, достигающим 98-99,5 процентов.

Во время работы обмотки и магнитопроводы трансформатора нагреваются. Это вредно для трансформатора поэтому трансформаторы снабжают системой охлаждения: естественной (воздушная и масляная) или искусственной (принудительная циркуляция масла).

При пользовании трансформаторами нужно строго соблюдать правила техники безопасности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!