СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Указательные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 6 классе по теме "Указательные местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Указательные местоимения"»

Тема: Указательные местоимения

Цель: проверка степени усвоения разрядов местоимений; изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений; развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентности обучающихся; воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з. Собрать тетради.

Повторение.

-Записать дату, кл. работу

-Чем замечателен сегодняшний день?

-Перед вами текст. Давайте его прочитаем и ещё скажем, чем же замечателен сегодняшний день.

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

- Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Объяснить изученные орфограммы и пунктограммы. Найдите местоимения, укажите разряды. Озаглавьте текст.

- Объясните пунктуацию в последнем предложении.

-Найдите ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ местоимения. Укажите разряд.

2. Беседа на повторение.

- Что такое местоимение? - Какие разряды местоимений мы изучили?

- Вы дома повторили эти разряды, а теперь я вам по повторению предлагаю задание: заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений

СЛАЙД 1

1. Следить за собой

2. Подготовить кое – что

3. Кто здесь ?

4. Остановиться у них

5.Не загорел никто

6. Сколько – нибудь книг.

7. У кого спросить?

8. Дружить с ним.

9. Никаких трудностей.

10. Увидеть нечто.

11. Сколько сделал?

12.Сходить к вам.

13. Ничего не знать

14. Владеть чем – либо

15. Дом, который строят у дороги.

16. Прийти за тобой

17. Ни к каким преградам

18. Кое с кем посоветоваться.

19. Узнать, кто сделал

20. Сходить ко мне.

21. Не с кем поговорить.

22. Какой – то шорох.

23. Определить, чьё гнездо.

24. Стоять возле неё.

25. Возьми себе.


Л – личные

В – возвратные

? – вопросительные

Н – неопределённые

-- __ отрицательные


1


6

11

16

21

2


7

12

17

22

3


8

13

18

23

4


9

14

19

24

5


10

15

20

25


0 ошибок – 5

1-6 ошибок – 4

7 – 12 ошибок - 3

Рефлексия

- Доволен ли ты своими результатами или нет и почему?

- Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?

- Что помогло тебе справиться безошибочно с работой?

Сформулируй д/з по этой теме.

3.Работа над новой темой

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)

- Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

(Отдыхает луг – олицетворение;

Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение. )

- Найдите все местоимения в тексте (такие, ту, своей, своего( притяж), что (относит).

- Назовите известные разряды местоимений.

- Какую роль играют в тексте местоимения ТУ, ТАКИЕ? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность, указывают на какой – то один предмет) Предложите свое название таким местоимениям?

Запись темы урока

- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении «Указательных местоимений»

Работа с учебником

Стр.184, п. 77

- Что вы узнали об указательных местоимениях?

Составляем опорный конспект

  1. Указывают на какой – то один предмет

- Какие изменяются по РЧП?

2. Тот, такой, этот – Р.Ч.П.

- Как изменяется местоимение таков?

3. Таков – Р.Ч.

4. Столько – П

Прежде, чем выполнить этот пункт конспекта, обратимся к упр.438. Читаем.

- Просклоняйте местоимение столько как вопросительное СКОЛЬКО со словарным словом КИЛОМЕТР (один учащийся у доски)

И.П. –столько километров

Р. П. – стольких километров

Д.П. – стольким километрам

В.П. – столько километров

Т.п. – столькими километрами

П. п. – о стольких километрах

Вывод: мест СТОЛЬКО изменяется по падежам

4. Закрепление

- В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки - заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

- А сейчас в этом тексте найдите указательное местоимение и докажите правильность своего ответа, используя опорный конспект. (Местоимение ЭТОТ указывает на один предмет праздник, оно изменяется по П.,Ч.,Р

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА по закреплению

1. Найдите в тексте указательное местоимение. 2.На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано? 3. Просклоняйте это местоимение в тетради.

Непреходящая красота русского леса наложила неизгладимый отпечаток на обычаи, обряды, характер и творчество нашего народа. Особенно ярко это проявилось в декоративно-прикладном искусстве, мастерам которого лес подарил ещё и прекрасный естественный материал — дерево. Изделия из дерева, не только украшают современный интерьер, но и надёжно служат в домашнем хозяйстве.

(Г. Федотов) Киселёв - Лащук

2. Вместо пропусков вставьте словосочетания этот (тот) человек, эта (та) женщина в нужной грамматической форме. Таня

...________________________приходил(-а) вчера.

Имя ... ___________________я не знаю.

Я сообщил ... ______________________новость.

Я видел ...___________________________ в парке.

Я встретился с ... _______________________на улице.

Мы говорили об (о) .... __________________________

3. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения этот или тот. Слава

— ...___________________________ цветок растёт в наших краях?

— ..._________________________ в наших краях не растёт.

— А ...___________________________?

— ...______________________________ растёт.

Восстановите реплики диалога, употребляя указательные местоимения.

A. В лесу послышался стук.

— Что это?

— ...

Б. — Как называется это дерево?

— ...

4. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения. класс

1. Каков привет, ... ответ. 2. Об ... они говорили вчера. 3. Она ... красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ... мы не пошли на прогулку. 5. О ... деревьях нужно позаботиться. 6. Сторожка стояла по ... сторону реки, а по ... простиралось поле. ...лес заповедный. 7. Эти цветы очень красивые, но ... мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады ....

5. Словарная работа

Записать в орфографический словарь слово ИЛЛЮСТРАЦИЯ

- Что в нём нужно запомнить? Подчеркните ЛЛ.

- Узнать происхождение и значение этого слова поможет нам Молявко Д.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – слово образовалось от латинского illustration , что означает освещение, наглядное изображение.

Составьте предложение, в которое бы вошло не только это слово, но и указательные местоимения.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (продолжение)

6. Вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу местоимение — сколько (?) или столько.

1. Со ... вредными привычками ему приходится бороться? 2. Мы знаем о ... его положительных чертах! 3. Андрей ... друзьям помог! 4. Мы ... способами пытались решить задачу, что трудно и сосчитать! 5. До села оставалось два километра, до леса ... же. 6. Со ... лет дети начинают разговаривать?



6. Итог урока

- С какими местоимениями мы работали?

Что вы узнали об указательных местоимениях

Итоговая рефлексия:

Что для меня самым полезным было на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Что на уроке для меня было трудным?

На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

7. Домашняя работа

8. Выставление оценок и комментирование








































Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!