Конспект урока по теме : « Великая Отечественная война»
Цель: сформировать у учащихся представления об основных сражениях Великой отечественной войны, историческом значении коренного перелома в ходе этой войны, раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, расширять кругозор;
показать войну как символ горя, мужества, победы , доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий, воспитывать чувство уважения к старшему поколению. К Родине, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока:
Орг. момент
а) игра на внимание
б) этический заряд
2. Проверка дом. задания
Пересказ текста 1 уч-ся
3.Сообщение темы и цели
Звучит музыка « Священная война»
Ребята, вам знакома эта мелодия? Какому событию она посвящена?
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (вывесить на доску)
Ребята, давайте проверим, а что вы знаете о войне?
Запишите ответы на вопросы на листочках.
1)Когда она началась? (22 июня 1941 года)
2)Сколько лет длилась? (4 года)
3)Победой какой стороны закончилась?
4)Когда наш народ отмечает День победы?
5)Каких полководцев ВОВ знаете? ( Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский)
6)Была ли во время ВОВ оккупирована территория Брянщины?
7) Когда освободили Брянщину от немецко-фашистских захватчиков? (17 сентября 1943 г)
Проверьте себя. Поднимите руку те, кто ответил правильно на все вопросы.
А были ли вопросы, которые вас заинтересовали, которые затруднили. Сегодня на уроке мы узнаем об основных событиях ВОВ, о коренном переломе войны, о тех событиях, которые вам не известны.
Ребята, кто-нибудь из членов ваших семей, наверняка, воевал и рассказывал вам о войне. Например, война не обошла стороной и мою семью. Мой дедушка воевал, был ранен, но дошел до конца войны и был награжден орденом « За отвагу», а бабушка в то время была маленькой, но рассказывала о войне, что помнила. Она рассказывала, что во время войны они с красноармейцами собирали на бахче ( поле , где выращивают огурцы, помидоры) огурцы, вдруг налетели немецкие самолеты и начали бомбить поле. Дети бросились врассыпную. Когда бомбежка закончилась, она повернулась и увидела, что красноармеец, который собирал огурцы рядом с ней, лежит убитый с откусанным огурчиком во рту. Расскажите, а что рассказывали вам. ( ответы детей)
Юля Товпеко: Юность моей прабабушки Серафимы Сысолятиной пришлась на суровые годы войны. Юноши и девушки уходили на фронт, вместе с 17-летними подругами пошла в военкомат, с просьбой отправить на фронт и моя прабабушка, но ее отправили на курсы медсестер, после окончания курсов в апреле 1942 года ее направляют на службу в прифронтовой госпиталь в составе 1 украинского фронта. Он входил в состав действующей армии, поэтому ей приходилось нередко оказывать помощь раненым под свист пуль и снарядов. Кроме того она дежурила в госпитале, помогала делать срочные операции даже становилась донором.
Действительно, во время войны на хрупкие плечи женщин ложились тяжелые обязанности, молоденькие медсестры выносили на своих плечах раненых из боя, видели смерти, боль, страдание.
Сегодня на уроке мы составим летопись войны.
А что такое летопись?
С чего начнем летопись? (Сначала)
Какие события будем включать?
О минувшей войне необходимо знать, надо знать с какой безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас победа. Надо знать каких жертв стоила нам война, какие разрушения принесла, оставив раны и на душах людей и на теле земли.
1 сентября 1939 года Фашисткая Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война.
Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941( Вывесить на доску) года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи командиров и бойцов ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были не равны. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка - автомату.
Аня Елизаренкова:
В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артеллерийских орудий, автоматов. В этом мы наглядно убедились при посещении нашего краеведческого музея. Экскурсовод представил нашему вниманию советское и немецкое оружие. И в отличии от советского оружия, немецкое – более современное, мощное, дальнобойное. Советский же Союз только приступил к перевооружению нашей армии флота. По этим и другим причинам наши войска несли огромные и неоправданные потери. Враг был жестоким и сильным, но весь советский народ встал на защиту родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение.
Чулова Ольга:
Когда началась война, мой прадедушка Гайков Федор Александрович пошел добровольцем в партизанский отряд, где провоевал с 1941 по 1943 год. После освобождения Брянщины осенью 1943 года был призван в действующую армию. Воевал в качестве автоматчика в составе 252-го стрелкового полка. Принимал участие в освобождении Украины. В одном из боев под городом Белая Церковь был тяжело ранен. В связи с тем, что не смогли своевременно оказать помощь, пришлось ампутировать ногу, после госпиталя вернулся в родное село инвалидом. В послевоенное время выполнял посильную работу.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины были убиты и попадали в плен.
Робкина Милена:
Война принесла большие беды в нашу семью. Мой прадедушка попал в армию в молодом возрасте, но очень скоро попал к гитлеровцам в плен. Он часто совершал попытки бежать, за что немцы его и расстреляли. В тылу у него осталась жена с 7 детьми, их тоже взяли в плен, половину детей расстреляли, но прабабушка Наталья с моим дедушкой Анатолием, которому было 8 лет, и еще одним 2-месячным ребенком на руках сумела сбежать. Ей , конечно, было очень трудно в послевоенное время растить детей и вести домашнее хозяйство.
А другой прадедушка Даниил воевал на территории Украины, Белоруссии, Польши, где и был взят в плен. За боевые заслуги был награжден орденами и медалями. Прадедушка по маминой линии Петр прошел всю войну, дослужился до звания генерал, тоже был награжден за боевые заслуги. Вы его видите на фотографии.
Продолжаем составлять нашу летопись.
К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг силен, он наступает. В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград ( карточка на доску 1941 год Начало блокады Ленинграда)
Ученик: Комелягина Соня
С 20 ноября 1941 года началась голодная блокада Ленинграда. Не было топлива. Электричества, вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Несколько сотен тысяч людей были эвакуированы из города через Ладожское озеро по известной « Дороге жизни», единственному маршруту, который соединял осажденный город с материком. Нагруженные людьми грузовики скользили по льду под постоянной вражеской бомбардировкой. Пискаревское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тыс. людей стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников. Самая страшная осада города в военной истории длилась 871 день.
Физминутка:
Встали ровно, как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом
Левой-раз, левой-раз
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей
Завертелись наши руки
Снова опустились
Мы на месте пошагаем 1-2, 1-2
Заниматься нам пора
Продолжаем составлять летопись.
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве (на доску Начало наступления на Москву)
Ученик: Коля (Вика)
30 сентября1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. Фашисты стремились ворваться в Москву, обойти ее с севера, юга, схватить советскую армию в огромные клещи. Более миллиона солдат бросили они на Москву, тысячу самолетов, много пушек и других орудий. 200 фашистских генералов ведут войска. Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, Сибири, с Дальнего Востока. В январе
1942 года наша армия перешла в наступление (на доску 1942 Битва за Москву).
Враг получил сокрушительный удар и бежал из столицы. До этого никогда не терпел он такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков (портрет)
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Потерпев поражение под Москвой, летом 1942 года фашисты начали новое наступление на юге. Собрав все силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда.
Продолжаем составлять летопись.
Ученик: ( Виола) (на доску 1943 – Сражение под Курском)
В августе 1942 года началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен 330 тысяч гитлеровцев. Здесь впервые использовались знаменитые « Катюши». Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли. Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
Начался 1944 год. Советская армия наступала. Удары, которые нанесли наши войска по фашистам, были роковыми для них. Наши войска наносят сокрушительные удары. Фронт растянулся на многие километры. Враги еще были сильными. Они упорно сопротивлялись, неохотно расставались с захваченной советской землей. Но не было уже сил, которые смогли бы остановить наступательный порыв наших войск. Советская армия дошла до германской границы.
Чем же знаменит 1945 год? (на доску 1945- Битва за Берлин Великая Победа)
Ученик: Олеся Бушуева
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников - США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города Москва, Ленинград, Тула, Киев, Сталинград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь. Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание « Крепость-герой». В прошлом году Брянску было присвоено звание « Город партизанской славы».
Ученик Ваня Мартынов:
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков
Посмотрите, на доске героическая летопись войны, составленная на уроке. Какие основные события мы должны были отразить? Давайте восстановим летопись (вывешиваю даты)
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 |
22 июня 1941 года - начало ВОВ Начало блокады Ленинграда Начало наступления на Москву | Январь - Битва за Москву Август - Битва за Сталинград | Сражение под Курском | Январь-прорыв блокады Ленинграда Освобождение территории СССР | Битва за Берлин Великая Победа |
А как вы думаете, на этом летопись ВОВ заканчивается? Конечно же, нет. Каждый год мы празднуем День Победы, чествуем и благодарим ветеранов за эту победу, давшуюся таким огромным трудом и потерями. Мы продолжаем с вами писать « Книгу памяти», мы не должны забывать историю, чтобы не повторить ошибки прошлого, чтобы снова не пришла беда в наши дома, чтобы не испытали горечь утраты, боль, слезы, лишения.
А продолжать книгу памяти мы можем, приняв участие во Всероссийском проекте « Наша общая победа», цель которого создание архива видео-документов с воспоминаниями участников ВОВ, чтобы в веках жила память о них и их подвиге.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. А по-вашему, война - это… ( ответы детей) .
А я могу добавить Война – 4 года, 1418 дней, 27 миллионов погибших людей, это значит 20 человек каждую минуту, 1710 разоренных городов, 70 000 разоренных сел и деревень.
Давайте почтим память героев павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Домашнее задание:
Мы с вами говорили о том, как может продолжать летопись войны. Как вы думаете, какое будет д.з?
Участие в проекте « Нас память возвращает в 1941 год»