Конспект разработан одним из ваших коллег.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент | Познавательные общеучебные УУД | Психологический настрой детей на урок, проверка технической готовности к уроку. | |
Целеполагание и мотивация | Познавательные логические и регулятивные УУД, знаково-символические УУД | Ребята, я вам предлагаю поиграть в слова. Я буду перечислять слова, обозначающие явления-природы, а если ошибусь, вы поднимете сигнальную карточку. Итак, готовы? Погода, облако, ветер, двор, месяц, трава, мороз, забор. Скажите, есть ли среди перечисленных слов такое, которое вызвало у вас сомнение. А почему вы засомневались? Что означает слово месяц, давайте посмотрим в словаре. Давайте составим звуко-буквенную модель этого слова. Какой третий звук в этом слове? Какой буквой он обозначен? Из каких элементов состоит эта буква? Сейчас открываем тетради и прописываем одну строчку заглавных и прописных букв Мм, а во второй строчке записываем любое придуманное вами слово на букву М | Месяц У этого слова не одно, а два значения. Самостоятельная работа с толковыми словарями |
Актуализация знаний | Познавательные логические и регулятивные УУД | Ребята, как много интересных слов в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова? Приведите, пожалуйста, примеры. Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? Приведите примеры слов, близких по значению слову «неправильный». Как вы думаете, от каких слов образовались слова «неправильный» и «неверный»? Посмотрите, всего одна частица слова изменилась и изменилось значение слова. Давайте откроем наши тетради и запишем через тире эти две пары слов: Неправильный – правильный Неверный – верный. Что это за слова? На прошлом уроке мы говорили о словах, близких по значению, а сегодня о каких словах, как вы думаете? | Неверный, ошибочный Правильный, верный Словах, противоположных по значению |
«Открытие» нового знания детьми | Познавательные логические, общеучебные и регулятивные УУД | Да, есть в русском языке слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки, найти в них такие слова и записать их через тире в тетрадь. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел) Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Работа с учебником, упр. 3, стр. 32. | Дети самостоятельно записывают в тетради слова, а затем сравнивают их с образцом записи на доске: Враг - друг, толстый – тонкий Индивидуальная работа в тетради с последующей коллективной проверкой Учащиеся выписывают в тетрадь слова с противоположным значением. |
Первичное закрепление | Коммуникативные УУД | А теперь послушайте рассказ одного из моих знакомых: «Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я плохо. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь...» Давайте продолжим рассказ. Возьмем для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположным по значению. Начало рассказа предварительно написано на доске, поэтому учитель вместо выделенных слов записывает другие - антонимичные, изменяя также некоторые формы, если это необходимо. | Учащиеся коллективно заканчивают работу |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Регулятивные УУД | Работа с учебником, упр. 4, стр. 33. | Самостоятельная работа в тетрадях. Учащиеся подбирают слова, противоположные по смыслу, записывают их. Составляют предложения на тему «Каким я хочу быть?» |
Включение в систему знаний и повторения | Познавательные логические, коммуникативные и регулятивные УУД | Учитель предлагает разные виды заданий на закрепление 1. Составьте сочетания со словами «дорогой-дешевый». Составь примеры сравнения, используя слова «дороже-дешевле» 2. Составьте предложения о дне и ночи 3. Подбери как можно больше слов, описывающих твоего домашнего питомца, а затем постарайся подобрать к этим словам такие, которые будут противоположны по смыслу. 4. Подбери слова, противоположные по смыслу: День | Умница | Глупец | Трус | Свет | Ночь | Храбрец | Тень | 5. Составьте рассказ с диалогом, где были бы употреблены слова «да» и «нет». | Работа в парах с последующим коллективным обсуждением |
Рефлексия | Познавательные логические и регулятивные УУД | А теперь я прочту вам стихотворные строчки, а вы хором назовете недостающие слова. Скажу тебе я слово Высоко, А ты ответишь? * * * * * . Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: * * * * * * Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: * * * * * * * . Теперь начало Я скажу,- Ну, отвечай: * * * * * ! Что ж, мне кажется, что вы замечательно справились сегодня со всеми заданиями, а вы как считаете? Что интересного вы сегодня узнали на уроке? | Коллективный обмен мнениями |