СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Повторение и обобщение темы " Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Повторение и обобщение  темы «Местоимение»

Цель: повторить и обобщить знания о местоимении;  обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу «Местоимение»;  совершенствовать навыки правописания местоимений; развивать речевые навыки и умения учащихся.

Ход урока

1.Слово учителя

- Представьте себе ситуацию, которая описана в стихотворении:

Имя Существительное,

Имя восхитительное,

Скрылось, улетело, унеслось!

Следом – Прилагательное,

Умное, внимательное,

Над Словами тоже лихо пронеслось.

Все слова в смятении:

Ищут объяснения.

Возвратятся? Может быть, авось…

На Местоимение

Вдруг нашло затмение,

И безотлагательно было решено:

Станет вместо каждого и иного важного

Он, она, оно.

- Итак, ребята! Мы с вами познакомились со всеми разрядами местоимения. На следующем уроке у вас контрольная работа. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (повторять всё, что мы знаем о местоимении)

2. Повторение теории, используя приём «Закончи предложение»

1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам)

3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)

4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения вопроса)

6) В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

2. Разминка «Лови ошибку» (найти ошибку в правописании местоимений, записанных на доске)

Ждать не кого, чтото обнаружил, с кем-то заговорил, коечто узнал, рассказать кому либо, некого не было, не    скем поговорить, не которые личности, коекто из учеников, никому не сказал, ничего делать, отказать кому нибудь.

 

3. Игра «Найди местоимения»

- Ребята, из предложенных фразеологизмов выберите и запишите  те, в которых есть местоимения.

Сидеть сложа руки                И нашим и вашим

Ни в какие ворота                 Мерить на один аршин

Кусать себе локти                  Как в воду канул

Бог с тобой                               Взять себя в руки

                 Себе на уме                             Не в своей тарелке

Быть на седьмом небе          Зарубить себе на носу

Знать себе цену                       Иголке негде упасть

Бежать сломя голову            И никаких гвоздей

4.   Работа в парах.

      Задание № 1

      Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж. Моего - (мой)            кого-то - (кто-то)

      Никого - (никто)       со мной - (я) Нашего - (наш)         твоего - (ты) Ваши - (ваш)             своему - (свой)

      Никакому - (никакой)   ему - (он)   

    

      Задание № 2

      Запишите подходящее местоимение.

     1)    Личное местоимение, 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)

      2)  Неопределенное местоимение, Д.п. (чему-то?)

3)  Указательное местоимение, П.п. (о той)

  1. Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом  С  (с себя)
  2. Личное  местоимение, З л., ед.ч., ж.р., Т.п. с предлогом О (о ней)

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка, Если ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди,  Да смотри – не упади.  А теперь постой на левой,  Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

5. Работа в группах (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями. Какая группа правильнее справится с заданием ).

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

6. Редактирование текста

    Найти и исправить речевые ошибки.

В доме у нас появился котёнок, котёнок был маленький и пушистый. Когда котёнка гладили, котёнок закрывал глазки и начинал громко урчать. За это мы серенького котёнка прозвали Моторчик.

7. Викторина

    1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (себя, некого, нечего)

    2. Какое отрицательное местоимение перешло в имя существительное? (ничья)

    3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?(оно, тот)

    4. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному, чтобы получить много крупных плодов? (тыквы)

    5. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?(он-но)

 

 

8.Рефлексия

- Как вы думаете, справитесь ли вы теперь с контрольной работой? (выбирают смайлики)

9. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Домашнее задание: составить загадки, ребусы, кроссворды, тесты по теме «Местоимение»                                                                        

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!