СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА - ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИКЕ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект лекции по математике в группе ТПП-33, "Мурманский кооперативный техникум".

Дата проведения: 08.02.2016 г.

Тема урока «Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач».

Количество учебных занятий: 1

Длительность одного занятия: 1 ч. 30 мин.

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Группа: ТПП-33

Цели:

Дидактическая: формирование умений решать задачи.

Образовательные: сформировать знания у обучающихся по теме:«Теорема о трех перпендикулярах»; научить решать задачи по теме: «Теорема о трех перпендикулярах».Проверка и коррекция знаний и умений уобучающихся по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости».

Развивающие: способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать логическое мышление.

Познавательные: научиться применять теорему о перпендикулярности плоскостей к решению задач.

Воспитательные: воспитать интерес обучающихся к задачам по геометрии.Воспитание целеустремленности, трудолюбия, аккуратности.

Ход урока-практикума:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация знаний (повторение понятий и теорем);
  3. Решение задач по готовым чертежам;
  4. Решение основной задачи;
  5. Подведение итогов урока;
  6. Самостоятельная работа.

Используемая литература:

  1. Геометрия, 10-11: учебник для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
  2. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. – М.: Просвещение,1991. – 171 с.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА - ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИКЕ»









КОНСПЕКТ

УРОКА - ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИКЕ



по теме:

«Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач»









Преподаватель математики:

Антипин Александр Александрович


















г. Мурманск

2016

Конспект лекции по математике в группе ТПП-33, "Мурманский кооперативный техникум".

Дата проведения: 08.02.2016 г.

Тема урока «Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач».

Количество учебных занятий: 1

Длительность одного занятия: 1 ч. 30 мин.

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Группа: ТПП-33

Цели:

Дидактическая: формирование умений решать задачи.

Образовательные: сформировать знания у обучающихся по теме:«Теорема о трех перпендикулярах»; научить решать задачи по теме: «Теорема о трех перпендикулярах».Проверка и коррекция знаний и умений уобучающихся по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости».

Развивающие: способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать логическое мышление.

Познавательные: научиться применять теорему о перпендикулярности плоскостей к решению задач.

Воспитательные: воспитать интерес обучающихся к задачам по геометрии.Воспитание целеустремленности, трудолюбия, аккуратности.

Ход урока-практикума:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний (повторение понятий и теорем);

  3. Решение задач по готовым чертежам;

  4. Решение основной задачи;

  5. Подведение итогов урока;

  6. Самостоятельная работа.

Используемая литература:

  1. Геометрия, 10-11: учебник для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.

  2. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. – М.: Просвещение,1991. – 171 с.

1 часть учебного занятия

Оформление доски

  1. Дата, тема урока

  2. Готовые чертежи на доске для устного опроса (Табл. 1)

Перед уроком каждому ученику необходимо выдать раздаточный материал (Приложение А).

  1. Организационный момент

Добрый день, студенты, присаживайтесь. Сегодня мы с вами на уроке будем закреплять теорему, которой коснулись на прошлом занятии. Это теорема о трех перпендикулярах. Нашей задачей будет вспомнить эту теорему и научиться с ее помощью решать задачи, видеть в них необходимые элементы и делать выводы.

Девизом нашего занятия является высказывание: “Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны” (Эсхил), так как на занятиях по геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Мы сегодня на лекции будем развивать и тренировать свое геометрическое зрение, доказывать свои выводы. Приступим

  1. Актуализация знаний (повторение понятий и теорем)

Предлагаю вам устно повторить определения, описывающие расстояние между объектами в пространстве.

Табл. 1

Чертеж на доске

Решение

,

a

Расстоянием отпрямой до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из произвольной точки прямой на плоскость.


,

Расстоянием между параллельными плоскостями называют длину перпендикуляра, опущенного из произвольной точки одной из параллельных плоскостей на другую плоскость.


А

Расстоянием от точки до плоскости называют длину перпендикуляра, опущенного из точки на плоскость.

А






A



наклонная


перпендикуляр





М

проекция

Н



Как называется отрезок АН? (Перпендикуляр, опущенный из точки А на плоскость).

Как называется точка Н? (Основание перпендикуляра)

Возьмем в плоскости точку М, отличную от точки Н. Проведем отрезок АМ. Это – …? (Наклонная, проведенная из точки А к плоскости).

Точка М называется? (Основание наклонной).

НМ – это…(Проекция наклонной АМ на плоскость)


Мы с вами повторили определения, с которыми познакомились на прошлом занятии. На основе последних понятий формулируется теорема, которую мы так же узнали в прошлый раз. Кто сможет сформулировать эту теорему?

Теорема о трех перпендикулярах. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Также существует теорема, обратная данной и она тоже будет справедлива:

Обратная теорема. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна ее проекции.

  1. Решение задач по готовым чертежам

Попробуем теперь, основываясь на этих двух теоремах, решить несколько задач. Условия задач представлены у вас на раздаточном материале (Приложение А). Обратите внимание, что к задачам уже приведен чертеж, выполненный частично, который необходимо дополнить. Решения оформляем прямо на листках.

  1. Через вершину А треугольника АВС проведена прямая АD, перпендикулярная ABи AC.AH– высота треугольника. Докажите, что DH перпендикулярна BC.

D



A

B



H


C

Дано: , пр. AD,

,


Доказать:

Доказательство:

  1. ,;

  2. (по условию АН – высота треугольника);

  3. По теореме о трех перпендикулярах .

  1. В треугольнике АВС из вершины прямого С проведена прямая CD, перпендикулярная к плоскости треугольника. Отрезок DKAB. Докажите, что АВCK.

D




С



А


K

В

Дано: ,

пр.CD, ,DKAB

Доказать: ABCK.

Доказательство:

  1. ;

  2. DKAB (по условию);

  3. По теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах АВCK.

2.Через вершину острого угла прямоугольного треугольника ABC с прямым углом С проведена прямая AD, перпендикулярная плоскости треугольника. Найдите расстояния от точки D до вершин B и C, если AC=a, BC=b, AD=c.




B



A C







Дано: АВСтреугольник;

С=;

AD(ABC);

AC=a; BC=b; AD=c

Найти: DC, DC

Решение:




1) ADAB и АDAC (по определению);

2) АDACADC – прямоугольный;

3) DС=(по т. Пифагора);

4) АВ=(по т. Пифагора);

5) ADABADВ – прямоугольный;

6) DB=(по т. Пифагора);

Ответ:;.


3.В правильном треугольнике ABC через вершину С проходит прямая , О-центр ABC.через точку О проведена прямая . Найти расстояние от точки K до вершин А и В, если известно, что см, ,.



D

K

B


O

C

A

Дано:

ABC-правильный;

;

О-центр ABC;

С

;

;

;

Найти: AK, BK

Решение:

1) O-центр треугольника, где AH, CM-медианы;

2) (по теореме);

3) (по следствию из определения);

4) ;KO – общая; OA=OB

AH=BM как медианы равностороннего треугольника;

(по двум катетам);

5) AK=KB, как соответственные стороны равных треугольников;

6) - прямоугольный (AH – медиана равностороннего треугольника)

7) ;

8) (по теореме Пифагора).

Ответ: 20 см.

4.Прямая ОК перпендикулярна к плоскости ромба ABCD , диагонали которого пересекаются в точке О. Докажите, что расстояния от точки К до прямых, содержащих стороны ромба равны.


K


С B


M O


A D

N


В O D


M N



A

Дано:ABCD – ромб, ,

Доказать:



Доказательство:

  1. . Это можно доказать из равенства треугольников и.

  2. и - прямоугольные;

  3. OK – общая сторона;

  4. Докажем, что ОМ=ОNиз треугольников и.

=

(диагонали ромба точкой (по трем сторонам)

пересечения делятся пополам)

  1. (по теореме, обратной теореме о 3х перпендикулярах) - высота ;

  2. ( по теореме, обратной теореме о 3х перпендикулярах) - высота ;

  3. =высоты ;

  1. =по двум катетам .

5.В основании тетраэдра MPNK лежит треугольник MPHс прямым углом Н. Прямая НК перпендикулярна плоскости треугольника. Будет ли отрезок HFперпендикуляренMP, если наклонная КFсоставляет с прямой MP угол 90о?



К




N



М P

F

Дано: MPNK – тетраэдр,

- основание, ,

,

Доказать:

Доказательство:

  1. (по условию);

  2. , KF – наклонная к плоскости (по условию);

  3. По теореме о трех перпендикулярах.

Подведем небольшой итог: мы повторили с вами понятия, изученные на прошлой лекции и теорему, применили ее к решению задач. В конце следующего занятия вам необходимо будет выполнить самостоятельную работу с заданиями, аналогичными тому, что мы сейчас решали.

2 часть учебного занятия

  1. Решение основной задачи

В этой части занятия мы продолжим с вами закреплять теорему о трех перпендикулярах, и нам необходимо будет решить задачу под номером 5 на раздаточном материале. Эту задачу мы будем оформлять в обычных тетрадях.

1. В ромбе ABCD угол А равен 60о, сторона ромба равна 4 см. Прямая АЕ перпендикулярна плоскости ромба. Расстояние от точки Е до прямой DC равно 4 см. Найдите расстояние от точки Е до прямой АС.


E


B

4см


A C




K D


A




K D C

Дано: ABCD – ромб, АВ=4 см,

, см.

Найти:

Решение:

  1. - перпендикуляр, опущенный из точки E на прямую CD. определим точку, являющуюся основанием перпендикуляра на прямой CD.

Т.к. , то (по свойству ромба), тогда тупоугольный, значит =АК, где К – точка, лежащая на прямой CD левее точки D.

По условию, , значит, по теореме о 3х перпендикулярах, , т.е. .

  1. Найдем ЕАиз:

.

найдем из.

  1. В (как смежный с ), значит , тогда (как катет, лежащий напротив )

По теореме Пифагора

Ответ: 2 см.

2. Прямые PP1 и QQ1 перпендикулярны плоскости и пересекают плоскость соответственно в точках P1 и Q1. Известно, что PP1=21.5, QQ1=33.5, PQ=15. найти расстояние между прямыми PP1 и QQ1

Дано:

- плоскость;

PP1;

QQ1;

Q1

P1

Найти: P1Q1

Решение:

1) (по следствию из определения);

2) (по следствию из определения);

3);

4) - прямоугольная трапеция (по определению);

5) (по построению);

6)

7) -прямоугольник

8) PH=P1Q1 (по свойству прямоугольника)P1Q1=9

Ответ: 9.

3. Отрезок BM перпендикулярен к плоскости прямоугольника ABCD. Докажите, что прямая CD перпендикулярна к плоскости MBC.

Обратим внимание, что в этой задаче мы применяли не только теорему о трех перпендикулярах, но и повторяли теорему Пифагора, свойства ромба и тупоугольного треугольника.

  1. Подведение итогов занятия

На сегодняшнем уроке мы с вами повторяли определения, закрепляли теорему о трех перпендикулярах, учились с помощью нее доказывать перпендикулярность прямых. Ваше домашнее задание написано на раздаточном материале. Это одно упражнение из учебника и одна задача, предоставленная текстом. Стоит заметить, что последняя решается аналогично той задаче, что мы только что выполняли.

Домашняя работа:

1)Учебник № 154.Прямая BD перпендикулярна к плоскости треугольника АВС. Известно, что BD=9 см, АС = 10 см, BC=BA=13 см. Найдите а) расстояние от точки Dдопрямой АС; б) площадь треугольника ACD.


D



9см


B A


K

13см 10см


C

Дано:,,

, BD=9 см,

АС = 10 см

Найти: а) ;

б) .

Решение:

а)

  1. - это длина перпендикуляра, проведенного из точки D на прямую АС. =DK, .

  2. - проекция наклонной DK на плоскость треугольника, по теореме о трех перпендикулярах .

  3. Найдем DK из прямоугольного.

, т.к. BK – высота равнобедренного.

.

б) .

Ответ: а) ;

б) .

2)В треугольнике АВС угол С прямой, а угол А равен 30. Через точку С проведена прямая CM, перпендикулярная плоскости треугольника, AС=18 см, СМ=12 см. Найдите расстояние от точки М до прямой АВ.



М


12см



C

В


18см

К


А

Дано:,

,AС=18 см, СМ=12 см

Найти:

Решение:

  1. - длина перпендикуляра МК, опущенного из точки М на прямую АВ, ;

  2. ;

  3. По теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах, ;

  4. Найдем МК из прямоугольного :

. СК найдем из прямоугольного;

  1. (катет, лежащий напротив угла равен половине гипотенузы)

  2. .

Ответ: .


  1. Самостоятельная работа

А сейчас приступим к самостоятельной работе. Каждому из вас будет выдан листок с заданиями, вариант уже проставлен. Необходимо только записать фамилию и группу. Самостоятельная включает три задания, первые два из который имеют почти готовый чертеж, который вам необходимо дополнить. Такие задания мы выполняли на прошлом занятии. К третьей задаче чертеж делаете самостоятельно. Слева от чертежа прописываете только доказательство. У кого-нибудь возникли вопросы? Приступайте.

Самостоятельная работа (Приложение В):


Самостоятельная работа В-1_______________________________

  1. Прямая CD перпендикулярна плоскости остроугольного треугольника ABC. CK – его высота. Докажите, что прямые DK и ABвзаимно перпендикулярны.


D Доказательство:

А С 2)

3) По теореме о 3х перпендикулярах

C

K


В


  1. В треугольнике АВС АВ=ВС, точка N – середина стороны АС. Прямая BD перпендикулярна плоскости основания. Докажите, что треугольник DNC– прямоугольный.

DДоказательство:

2)равнобедренный,

N – середина основания (по условию)

A

3) По теореме о 3х перпендикулярах

B

N 4) т.к.

C прямоугольный.




А



В

  1. Диагонали плоского четырехугольника ABCD пересекаются в точке О. Из точки О проведены перпендикуляр ОМ к прямой АВ и перпендикуляр ОК к плоскости четырехугольника. Докажите, что угол между прямымиMK и AB прямой.

Доказательство:

1)

В С 2)

3) По теореме о 3х перпендикулярах

М О

А D



Самостоятельная работа В-2________________________________

  1. Прямая АМ перпендикулярна плоскости равнобедренного треугольника ABC, ВА=АС. Точка Р такая, что ВР=РС. Докажите, что прямые МР и ВСвзаимно перпендикулярны.

Доказательство:

М 1)

2) равнобедренный, ВР=РС

(по условию)

В А 3) По теореме о 3х перпендикулярах


Р

С

  1. Треугольник MNK– равносторонний. Прямая FM перпендикулярна сторонам МNи МК. Отрезок МЕ – высота треугольникаMNK. Докажите, что треугольник FEK – прямоугольный.

F Доказательство:

1)

F

2.

M

K3) По теореме о 3х перпендикулярах

Е

4) т.к.

Nпрямоугольный.


  1. Диагонали квадратаABCD пересекаются в точке М, через которую проведена прямая MS, перпендикулярная плоскости квадрата. Точка Е лежит на стороне AD так, что MEAD. Докажите, что угол между прямыми SEи AD прямой.

S Доказательство:

1)

D C 2)

EM3) По теореме о 3х перпендикулярах

A B





Приложение А

  1. Через вершину А треугольника АВС проведена прямая АD, перпендикулярная ABи AC.AH– высота треугольника. Докажите, что DH перпендикулярна BC.











  1. В треугольнике АВС из вершины прямого С проведена прямая CD, перпендикулярная к плоскости треугольника. Отрезок DKAB. Докажите, что АВ CK.

D





C


A


К

В

  1. Прямая ОК перпендикулярна к плоскости ромба ABCD , диагонали которого пересекаются в точке О. Докажите, что расстояния от точки К до прямых, содержащих стороны ромба равны.



B C


O

A

D





  1. В основании тетраэдра MPNK лежит треугольник MPH с прямым углом Н. Прямая НК перпендикулярна плоскости треугольника. Будет ли отрезок HF перпендикулярен MP, если наклонная КF составляет с прямой MP угол 90о?


К



Н



М Р


  1. В ромбе ABCD угол А равен 60о, сторона ромба равна 4 см. Прямая АЕ перпендикулярна плоскости ромба. Расстояние от точки Е до прямой DC равно 4 см. Найдите расстояние от точки Е до прямой АС.


Домашнее задание

1)Учебник № 154.

2)В треугольнике угол С прямой, а угол А равен 30. Через точку С проведена прямая CM, перпендикулярная плоскости треугольника, AС=18 см, СМ=12 см. Найдите расстояние от точки М до прямой АВ.






















Приложение В

Самостоятельная работаВ-1_______________________________

  1. Прямая CD перпендикулярна плоскости остроугольного треугольника ABC. CK – его высота. Докажите, что прямые DK и AB взаимно перпендикулярны.


D



А


C

K


В


  1. В треугольнике АВС АВ=ВС, точка N – середина стороны АС. Прямая BD перпендикулярна плоскости основания. Докажите, что треугольник DNC– прямоугольный.

B


A




C

  1. Диагонали плоского четырехугольника ABCD пересекаются в точке О. Из точки О проведены перпендикуляр ОМ к прямой АВ и перпендикуляр ОК к плоскости четырехугольника. Докажите, что угол между прямымиMK и AB прямой.


Самостоятельная работаВ-2________________________________

  1. Прямая АМ перпендикулярна плоскости равнобедренного треугольника ABC, ВА=АС. Точка Р такая, что ВР=РС. Докажите, что прямые МР и ВСвзаимно перпендикулярны.

М





В А




С

  1. Треугольник MNK – равносторонний. ПрямаяFM перпендикулярна сторонам МN и МК. Отрезок МЕ – высота треугольника MNK. Докажите, что треугольник FEK – прямоугольный.



F



M K




N


  1. Диагонали квадрата ABCD пересекаются в точке М, через которую проведена прямая MS, перпендикулярная плоскости квадрата. Точка Е лежит на стороне AD так, что MEAD. Докажите, что угол между прямымиMEAD прямой.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!