СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока, проведённый совместно с музейными сотрудниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по технологии.

Тема: Кукла из ниток

Возрастная группа: дети 7-8 лет (1 класс)

Форма организации: подгруппа

Место проведенияэкспозиционный зал МБУК «Городской музей» отдел «Музей народной игрушки».

Цель: Знакомство с видами  народных игрушек, и овладение практическими навыками изготовления традиционной куклы из ниток.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, проведённый совместно с музейными сотрудниками.»

Сценарий урока по технологии.

Тема: Кукла из ниток

Возрастная группа: дети 7-8 лет (1 класс)

Форма организации: подгруппа

Место проведения: экспозиционный зал МБУК «Городской музей» отдел «Музей народной игрушки».

Цель: Знакомство с видами народных игрушек, и овладение практическими навыками изготовления традиционной куклы из ниток.

Задачи урока:

Образовательные:

  • на основе экспозиции «Музея народной игрушки» познакомить детей с видами и технологиями изготовления народных игрушек из разных материалов;

  • научить изготавливать традиционную куклу из ниток;

  • приобщать детей к музейной культуре в условиях музейной среды;

  • расширять представления о народном декоративно - прикладном искусстве;

  • закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;

  • создавать условия для развития поисково- творческой деятельности;

  • учить сравнивать работу с образцом, находить и анализировать ошибки, исправлять их;

  • создавать условия для развития целепологания, планирования, самооценки.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать творческие способности и творческое мышление;

  • развивать память, речь;



Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к русским народным промыслам и народному творчеству;

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать умение слушать одноклассников, не перебивать во время докладов, вежливость и взаимопомощь;

  • воспитывать культуру поведения.

Педагогические и музейные средства:

Наглядные - выставочная музейная экспозиция; заготовки, демонстрирующие поэтапное выполнение куклы из ниток

  • музыкальные - отрывки из музыкальных произведений

  • литературные – пословицы, поговорки о куклах, труде

  • словесные – рассказ, беседа, доклад.

Педагогические и музейные приемы:

  • демонстрационный

  • вопросно-ответный

  • целеполагание

  • планирование

  • самоконтроль – цветопись.

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам (урок – практикум с использованием музейной формы работы - мастер- класс.)

Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Материалы: заготовки из полушерстяных ниток разного цвета для изготовления куклы, атласные ленты для украшения куклы, цветные нитки для самооценивания работы.

Инструменты: ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами;

Оборудование: заготовки и графическая схема этапов изготовления куклы, готовое изделие: образец куклы из ниток.



Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

  • учащиеся будут учиться получать информацию от ведущего урок, анализировать ее, и использовать для достижения поставленной цели;

  • учащиеся будут учиться с помощью учителя и работника музея осуществлять совместную практическую деятельность;

  • учащиеся продолжат учиться анализировать свою деятельность;

  • учащиеся продолжат учиться уважительно относится к результатам своего труда, и труда других людей;

  • будут стараться слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.



Предметные результаты:

  • учащиеся будут учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

  • учащиеся будут осваивать способы работы с нитками: перевязывание ниток; плетение косы;

  • учащиеся будут применять ранее полученные знания и умения в практической деятельности;

  • учащиеся продолжат учиться поддерживать порядок во время работы и убирать рабочее место.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • учащиеся учатся осознавать и воспроизводить тему, цель и задачи урока;

  • учащиеся определяют место проведения мастер - класса в соответствии с темой и целью урока;

  • учащиеся решают проблемные ситуации самостоятельно, или совместно с учителем.

Познавательные УУД:

  • учащиеся ищут подходящие способы решения для достижения поставленной учебной задачи;

  • учащиеся учатся планировать практическую деятельность, опираясь на схему;

  • способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно;

  • учащиеся учатся излагать свое мнение.

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся учатся вести диалог с ведущим, выслушивать ответы собеседников;

  • учатся выполнять групповой анализ изделия;

  • вести диалог.

ХОД УРОКА

1. Мотивация познавательной деятельности (2 мин).

Сообщение темы урока.

Цель: Активизировать внимание детей, через акцентирование на необычное место проведения урока .

Учитель.


Сегодня мы проводим урок технологии в необычном месте в «Музее народной игрушки». Тема нашего урока «Кукла из ниток». Но здесь вы видите разные игрушки, которые сделали люди своими руками и из разных материалов.

В музее об экспонатах рассказывает экскурсовод, поэтому провести наш урок нам поможет научный сотрудник- экскурсовод Ольга Сергеевна.

2. Актуализация знаний (3 мин)

Цель: определение опорных знаний.

Формируемые УУД: умение вести небольшой познавательной диалог, используя ранее полученные знания.

Экскурсовод

Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать в нашем музее.

Скажите, вам нравится мастерить разные поделки?

А какие поделки вы уже умеете делать?

Ответы детей


3. Организация познавательной деятельности (25 минут).

Цели:

  • Знакомство с видами народных игрушек, и овладение практическими навыками изготовления традиционной куклы из ниток.

  • Расширение представления о народном декоративно - прикладном искусстве.

  • Развитие поисково-творческой деятельности.

  • Сравнение работы с образцом, нахождение и анализирование ошибки.

  • Продолжение развития мелкой моторики рук.

  • Развитие творческих способностей и творческого мышления.

Формируемые УУД:

  • умение осознавать и воспроизводить тему, цель и задачи урока;

  • умение вести диалог, выслушивать ответы собеседников, и излагать свое мнение.

  • Умение искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной задачи;

  • умение делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно, излагать свое мнение и решать проблемную ситуации самостоятельно, или совместно с учителем;

  • умение искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы;

  • умение планировать практическую деятельность на уроке;

  • умение слушать ведущего урок и одноклассников, высказывать свое мнение;

  • умение планировать практическую деятельность, опираясь на схему;

  • выполнять практическую деятельность под руководством учителя.

  • содержать своё рабочее место в порядке в процессе работы.

Экскурсовод


Раньше во времена наших прапрабабушек и прапрадедушек дети тоже много мастерили. Практически все игрушки дети для себя делали сами: разных животных, музыкальные инструменты, куклы и многие другие. Учили малышей старшие в семье.

Сегодня у нас не просто выставка, а настоящая ярмарка мастерских народной игрушки.

3.1 Постановка цели урока.


Ученик

Ольга Сергеевна, мы бы хотели не только узнать про игрушки, но смастерить куколку из ниток.


3.2 Работа по теме урока

Экскурсовод


Тогда давайте я расскажу о наших мастерских, а вы сами выберите, где вам остановится.


Переходят к композиции «Мастерская росписи матрешки»


Как вы думаете, чьё это рабочее место?

Ответы детей



Это мастерская художника. Здесь расписывают матрешки и другие игрушки. Посмотрите, это деревянные заготовки – бельё, от слова белое. Токарь вытачивает заготовку и передает художникам, а они оживляют игрушку, делают ее яркой, праздничной. Какие расписные игрушки вы здесь видите?

Ответы детей



Переходят к керамической мастерской


Из какого материала делают игрушки в этом месте?

Ответы детей



Здесь представлены материалы, с которыми работают гончары и керамисты: глина, гончарный круг, на котором выкручивают кружки, горшки, стеки разного размера, палочки, вода, тряпочки.

Какие игрушки обычно делают из глины?

Ответы детей



Переходят к композиции «Мастерская ложкаря»


Посмотрите, здесь сидит мастер ложкарь. Что он мастерит?

Ответы детей



Посмотрите, какие у него интересные инструменты: топор, тесло, резец, нож.

Ими он может мастерить не только ложки для еды, но и разные игрушки. Вот медведь, лошадка, вертушок. Все игрушки ложкари делали из дерева и учили мальчишек резному до лошкарному делу. Но не только игрушки, ложки для еды делали ложкари, но и ложки для игры.

Вот ложки музыкальные ударно- шумовые. Давайте на этих необычных инструментах поиграем под музыку.


3.3 Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка под музыкальную композицию «Куклы неваляшки». Слова З. Петровой, музыка З. Левиной.

3.4. Продолжение работы по теме урока

Экскурсовод


Вот немножко отдохнули, и пошли по ярмарке дальше



Переходят в «Мастерскую традиционной народной куклы»


В следующей мастерской тоже очень интересно.

Здесь вы видите лоскуты ткани, тесьма и нитки, пряжа, иголки, солома, непряденый лен.

Подумайте и скажите: как называется эта мастерская, или что в ней мастерят?

Ответы детей


Экскурсовод


Это «Мастерская традиционной народной куклы».

Кукла - одна из самых древних и любимых игрушек человечества. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках, ее возраст более 4 тыс. лет до н.э..

Изначально куклы были магические, их наделяли волшебной силой, и использовали в обрядах как заменителя человека- куклы панки, символов времен года - кукла Масленица (символ уходящей зимы), или Веснянка – символ весны. Были куклы – помощницы, которые помогали в быту своим владельцам – Десятиручка; куклы которые оберегали и защищали, людей, их дома и семьи – Берегиня, Колокольчик, Кувадка.

В старину обрядовых и обережных кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость, то есть кукла не имела лица.

В игровых куклах это правило то же соблюдалось, давая возможность ребенку, играя с такой куклой самому придумать ей настроение. Игрушка вместе с малышом могла плакать и смеяться, грустить и радоваться. Рядом с такой подружкой можно было воображать, фантазировать, придумывать ее характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Делали и делают куклы из различных материалов в соответствии с задумкой, или обрядом для которого она готовится: ткань, трава, солома, лыко и многие другие.

Куклы никогда не бросали и не выбрасывали, относились к ним очень бережно. Про куклы говорили «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».

Но были и такие пословицы: «В куклы играй, да про дела не забывай»,

Как вы понимаете этим пословицы?

Ответы детей


3.5. Решение проблемной ситуации.


Со всеми мастерскими на нашей ярмарке вы познакомились. Теперь выбирайте: какая вам подходит по теме урока.

Ответы детей



Дети выбирают мастерскую и рассаживаются за столы.



Учитель

У нас некоторые ребята вместе с родителями сделали свои игрушки, которые подходят к «Мастерской традиционной народной куклы», и дети могут о них рассказать.

3.6. Дети выступают со своими сообщениями по темам: « День-Ночь», «Мартинички», с демонстрацией кукол, сделанных совместно с родителями.

Учитель

Отличные у вас получились сообщения, думаю, всем было очень интересно.

Экскурсовод


Посмотрите, как много игрушек можно сделать в этой мастерской.

Посмотрите на эти материалы и выберите нужную группу

1. ткань, тесьма

2. пряжа и атласные ленты

3. солома, нитки, атласные ленты.

3.7. Мастер- класс «Кукла из ниток»

Анализ изделия.

Экскурсовод


Сегодня мы делаем куклу из ниток. Она является основой для выполнения обрядовых кукол Мартиничек, и обережных кукол «День- ночь».

Вы можете выбрать: кого будете делать - девочку или мальчика, цвет ниток для игрушки, и обязательно дать имя своей кукле.

Посмотрите на схему этапов выполнения куклы и на заготовки:

  1. наматываем пряжу на шаблон, делая 3 пучка,

  2. разрезаем нити ножницами,

  3. перевязываем в нужных местах, обозначая на теле – шею и талию, на руках – ладошки; волосы привязываем к голове и заплетаем косу если это девочка; у мальчика перевязываем ножки и подстригаем волосы,

  4. украшаем игрушку.


Инструктаж по технике работы с ножницами.

Дети проговаривают правила работы с ножницами.

3.8. Коллективная работа.



1. Для изготовления куклы возьмите больший пучок пряжи, перевязанный по-середине, сложите его пополам и перевяжите линию шею красной ниткой. Нитку не отрывайте.


2. Следующий пучок – руки, перевязанный с двух сторон, вставьте в середину туловища, перевяжите крест-на-крест и обозначьте талию.

3. Третий пучок перевязанный по середине - заготовку для косы привяжите к макушки головы.

4. Своей кукле можете заплести косу.

5. Кто делает куклу мальчика, разделите нижнюю часть куклы на два пучка и перевяжите на концах. .

6. По желанию можно оформить поясок куколкам, ободок на голову, украсив атласными лентами.

Наша куколка готова.

Теперь наводим порядок на столах.

4. Рефлексия. (5 мин).

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).

Формируемые УУД:

  • учиться уважительно относится к результатам своего труда, и труда других людей.

  • развитие умения анализировать учебную цель;

  • закрепление положительной мотивации на учебную деятельность;

  • воспитание чувства коллективизма.

4.1 Подведение итогов.

Учитель

Давайте вернемся к теме и цели урока.

- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

- Для чего можно использовать такую куклу?

Ответы детей


4.2 Самооценка.

Учитель

Оцените свою работу на уроке с помощью ниточки. Красный цвет – у меня все получилось, я доволен. Зеленый цвет – у меня получилась хорошая работа, но я мог лучше. Синий цвет – я мог бы работать лучше, но устал.

Из ниточек делается пояс, который завязывается на кукле – образце.

Экскурсовод

Куклу образец с вашими оценками вы можете забрать в свой класс.

4.3 Заключение.

Учитель

Ребята, вам понравился урок в «Музее народной игрушки»?

Ответы детей


Экскурсовод

Приходите к нам еще, всегда рады вас видеть.



10