Наглядные - выставочная музейная экспозиция; заготовки, демонстрирующие поэтапное выполнение куклы из ниток
1. Мотивация познавательной деятельности (2 мин). Сообщение темы урока. Цель: Активизировать внимание детей, через акцентирование на необычное место проведения урока . |
Учитель. | Сегодня мы проводим урок технологии в необычном месте в «Музее народной игрушки». Тема нашего урока «Кукла из ниток». Но здесь вы видите разные игрушки, которые сделали люди своими руками и из разных материалов. В музее об экспонатах рассказывает экскурсовод, поэтому провести наш урок нам поможет научный сотрудник- экскурсовод Ольга Сергеевна. |
2. Актуализация знаний (3 мин) Цель: определение опорных знаний. Формируемые УУД: умение вести небольшой познавательной диалог, используя ранее полученные знания. |
Экскурсовод | Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать в нашем музее. Скажите, вам нравится мастерить разные поделки? А какие поделки вы уже умеете делать? |
Ответы детей | |
3. Организация познавательной деятельности (25 минут). Цели: Знакомство с видами народных игрушек, и овладение практическими навыками изготовления традиционной куклы из ниток. Расширение представления о народном декоративно - прикладном искусстве. Развитие поисково-творческой деятельности. Сравнение работы с образцом, нахождение и анализирование ошибки. Продолжение развития мелкой моторики рук. Развитие творческих способностей и творческого мышления. Формируемые УУД: умение осознавать и воспроизводить тему, цель и задачи урока; умение вести диалог, выслушивать ответы собеседников, и излагать свое мнение. Умение искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной задачи; умение делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно, излагать свое мнение и решать проблемную ситуации самостоятельно, или совместно с учителем; умение искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы; умение планировать практическую деятельность на уроке; умение слушать ведущего урок и одноклассников, высказывать свое мнение; умение планировать практическую деятельность, опираясь на схему; выполнять практическую деятельность под руководством учителя. содержать своё рабочее место в порядке в процессе работы. |
Экскурсовод | Раньше во времена наших прапрабабушек и прапрадедушек дети тоже много мастерили. Практически все игрушки дети для себя делали сами: разных животных, музыкальные инструменты, куклы и многие другие. Учили малышей старшие в семье. Сегодня у нас не просто выставка, а настоящая ярмарка мастерских народной игрушки. |
3.1 Постановка цели урока. |
Ученик | Ольга Сергеевна, мы бы хотели не только узнать про игрушки, но смастерить куколку из ниток. |
3.2 Работа по теме урока |
Экскурсовод | Тогда давайте я расскажу о наших мастерских, а вы сами выберите, где вам остановится. |
| Переходят к композиции «Мастерская росписи матрешки» |
| Как вы думаете, чьё это рабочее место? |
Ответы детей | |
| Это мастерская художника. Здесь расписывают матрешки и другие игрушки. Посмотрите, это деревянные заготовки – бельё, от слова белое. Токарь вытачивает заготовку и передает художникам, а они оживляют игрушку, делают ее яркой, праздничной. Какие расписные игрушки вы здесь видите? |
Ответы детей | |
| Переходят к керамической мастерской |
| Из какого материала делают игрушки в этом месте? |
Ответы детей | |
| Здесь представлены материалы, с которыми работают гончары и керамисты: глина, гончарный круг, на котором выкручивают кружки, горшки, стеки разного размера, палочки, вода, тряпочки. Какие игрушки обычно делают из глины? |
Ответы детей | |
| Переходят к композиции «Мастерская ложкаря» |
| Посмотрите, здесь сидит мастер ложкарь. Что он мастерит? |
Ответы детей | |
| Посмотрите, какие у него интересные инструменты: топор, тесло, резец, нож. Ими он может мастерить не только ложки для еды, но и разные игрушки. Вот медведь, лошадка, вертушок. Все игрушки ложкари делали из дерева и учили мальчишек резному до лошкарному делу. Но не только игрушки, ложки для еды делали ложкари, но и ложки для игры. Вот ложки музыкальные ударно- шумовые. Давайте на этих необычных инструментах поиграем под музыку. |
3.3 Физкультминутка Музыкальная физкультминутка под музыкальную композицию «Куклы неваляшки». Слова З. Петровой, музыка З. Левиной. |
3.4. Продолжение работы по теме урока |
Экскурсовод | Вот немножко отдохнули, и пошли по ярмарке дальше |
| Переходят в «Мастерскую традиционной народной куклы» |
| В следующей мастерской тоже очень интересно. Здесь вы видите лоскуты ткани, тесьма и нитки, пряжа, иголки, солома, непряденый лен. Подумайте и скажите: как называется эта мастерская, или что в ней мастерят? |
Ответы детей | |
Экскурсовод | Это «Мастерская традиционной народной куклы». Кукла - одна из самых древних и любимых игрушек человечества. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках, ее возраст более 4 тыс. лет до н.э.. Изначально куклы были магические, их наделяли волшебной силой, и использовали в обрядах как заменителя человека- куклы панки, символов времен года - кукла Масленица (символ уходящей зимы), или Веснянка – символ весны. Были куклы – помощницы, которые помогали в быту своим владельцам – Десятиручка; куклы которые оберегали и защищали, людей, их дома и семьи – Берегиня, Колокольчик, Кувадка. В старину обрядовых и обережных кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость, то есть кукла не имела лица. В игровых куклах это правило то же соблюдалось, давая возможность ребенку, играя с такой куклой самому придумать ей настроение. Игрушка вместе с малышом могла плакать и смеяться, грустить и радоваться. Рядом с такой подружкой можно было воображать, фантазировать, придумывать ее характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Делали и делают куклы из различных материалов в соответствии с задумкой, или обрядом для которого она готовится: ткань, трава, солома, лыко и многие другие. Куклы никогда не бросали и не выбрасывали, относились к ним очень бережно. Про куклы говорили «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Но были и такие пословицы: «В куклы играй, да про дела не забывай», Как вы понимаете этим пословицы? |
Ответы детей | |
3.5. Решение проблемной ситуации. |
| Со всеми мастерскими на нашей ярмарке вы познакомились. Теперь выбирайте: какая вам подходит по теме урока. |
Ответы детей | |
| Дети выбирают мастерскую и рассаживаются за столы. |
| |
Учитель | У нас некоторые ребята вместе с родителями сделали свои игрушки, которые подходят к «Мастерской традиционной народной куклы», и дети могут о них рассказать. |
3.6. Дети выступают со своими сообщениями по темам: « День-Ночь», «Мартинички», с демонстрацией кукол, сделанных совместно с родителями. |
Учитель | Отличные у вас получились сообщения, думаю, всем было очень интересно. |
Экскурсовод | Посмотрите, как много игрушек можно сделать в этой мастерской. Посмотрите на эти материалы и выберите нужную группу 1. ткань, тесьма 2. пряжа и атласные ленты 3. солома, нитки, атласные ленты. |
3.7. Мастер- класс «Кукла из ниток» Анализ изделия. |
Экскурсовод | Сегодня мы делаем куклу из ниток. Она является основой для выполнения обрядовых кукол Мартиничек, и обережных кукол «День- ночь». Вы можете выбрать: кого будете делать - девочку или мальчика, цвет ниток для игрушки, и обязательно дать имя своей кукле. Посмотрите на схему этапов выполнения куклы и на заготовки: наматываем пряжу на шаблон, делая 3 пучка, разрезаем нити ножницами, перевязываем в нужных местах, обозначая на теле – шею и талию, на руках – ладошки; волосы привязываем к голове и заплетаем косу если это девочка; у мальчика перевязываем ножки и подстригаем волосы, украшаем игрушку. |
| Инструктаж по технике работы с ножницами. Дети проговаривают правила работы с ножницами. |
3.8. Коллективная работа. |
1. Для изготовления куклы возьмите больший пучок пряжи, перевязанный по-середине, сложите его пополам и перевяжите линию шею красной ниткой. Нитку не отрывайте. 2. Следующий пучок – руки, перевязанный с двух сторон, вставьте в середину туловища, перевяжите крест-на-крест и обозначьте талию. 3. Третий пучок перевязанный по середине - заготовку для косы привяжите к макушки головы. 4. Своей кукле можете заплести косу. 5. Кто делает куклу мальчика, разделите нижнюю часть куклы на два пучка и перевяжите на концах. . 6. По желанию можно оформить поясок куколкам, ободок на голову, украсив атласными лентами. Наша куколка готова. Теперь наводим порядок на столах. |
4. Рефлексия. (5 мин). Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть). Формируемые УУД: развитие умения анализировать учебную цель; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность; воспитание чувства коллективизма. |
4.1 Подведение итогов. |
Учитель | Давайте вернемся к теме и цели урока. - Как вы думаете, цель нашего урока достигнута? - Для чего можно использовать такую куклу? |
Ответы детей | |
4.2 Самооценка. |
Учитель | Оцените свою работу на уроке с помощью ниточки. Красный цвет – у меня все получилось, я доволен. Зеленый цвет – у меня получилась хорошая работа, но я мог лучше. Синий цвет – я мог бы работать лучше, но устал. Из ниточек делается пояс, который завязывается на кукле – образце. |
Экскурсовод | Куклу образец с вашими оценками вы можете забрать в свой класс. |
4.3 Заключение. |
Учитель | Ребята, вам понравился урок в «Музее народной игрушки»? |
Ответы детей | |
Экскурсовод | Приходите к нам еще, всегда рады вас видеть. |