Тема урока: Проверочная работа по теме «Словосочетание и предложение»
Цели урока: 1) закрепить знания учащихся о словосочетании и предложении как единице синтаксиса; проверить уровень усвоения учебного матариала;
2) научить использовать усвоенный материал на практике;
3) содействовать воспитанию нравственных качеств.
Тип урока: повторение и обобщение изученного
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова, карточки.
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы с вами напишем проверочную работу на тему «Словосочетание и предложение»
Ученики записывают тему и число в тетради.
Учитель: В начале запишем небольшой диктант. Найдём грамматическую основу каждого предложения, определим, какими частями речи она выражена.
Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
Ученики: записывают диктант, выполняют задание.
Учитель: Теперь обратимся к вашим карточкам и выполним, указанные задания.
1. Ответьте на вопросы:
I вариант 1 Что называется словосочетанием?
2) Какие виды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?
П вариант I) Что называется предложением? 2) Какие виды предложений по цели высказывания, наличию второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?
2. Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.
1 вариант: И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые... (А. Пушкин.)
II вариант: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
I вариант: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А. К Толстой.)
II вариант: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев)
4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
I вариант: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.
П вариант: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.)
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 3) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев) 4) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 5) Ко мне вошел офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 6) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 7) Нам с братом в гостинец привезли с рынка конфет.
6. Выполните полный синтаксический разбор предложения
1 вариант: Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)
II вариант: Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин (В. Бианки.)
Ученики выполняют задание.
Домашнее задание: § 140, учебник «Развитие речи» § 9, с. 87-89, прочитать материал под знаком «Теоретические сведения», упражнение 56.
Подведение итогов урока.
Комментирование и выставление оценок.