2. Определение темы, целеполагание (5 минут) | Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. - О каком писателе можно сказать такие слова? На слайде портрет. - С каким произведением вы познакомились? - Какие ассоциации у вас возникают при слове «прыжок»? Напишите их на карточке №1. Работайте самостоятельно. Фронтальная проверка. - А у меня появилась ассоциация «Корабль». Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? - На каком из этих кораблей могли путешествовать герои нашего рассказа? - А какое путешествие они совершали? - У меня еще возникла ассоциация – «кругосветное путешествие». Если бы оно начиналось в нашем городе, в городе Рубцовске, какой был бы маршрут? - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей беседы? Надо ли продолжить анализ этого произведения? - Какие цели вы бы поставили перед собой на урок? - Озвучьте цели при помощи опорных слов: Вспомнить… Дать характеристику (кому?)… | - О творчестве Л.Н. Толстого. - Прыжок. Заполняют ассоциативную карту. Озвучивают результат работы. - На нем изображены корабли. - Под номером 2. - Кругосветное. Несколько учеников показывают на глобусе. - Л.Н. Толстой «Прыжок». Озвучивают цели при помощи опорных слов. | Совершенствование умений определять личность по портрету, объяснять цитату, ее смысл. Умение работать с ассоциативной картой. Умение ориентироваться на глобусе. Совершенствование умений определять тему и ставить цели на урок. | Внимательно слушают задание, ответы одноклассников, дополняют ответы, доказывают свою точку зрения. Внимательно слушают вопросы учителя, отвечают, выдвигают предположения, доказывают свою точку зрения, дополняют ответы одноклассников. | Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль. Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль. Совершенствование умений планировать свою деятельность в соответствии с определенной темой урока. | Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения. | Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда. Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда. |
3.Анализ (10 минут) | - Посмотрите на карточку №2. Что вы на ней видите? - Какое задание можно предложить? - Что за слова написаны в первом столбике? - Выполните эту работу в парах. Как нужно работать в парах? Фронтальная проверка. Ответ зачитывает одна пара. - У кого по-другому? Почему? - Почему же мальчик полез на мачту корабля? Зачитайте. Как он повел себя в этой ситуации? Почему не остановился? - Что значит «Задор разобрал»? - Зачитайте самый напряженный момент рассказа. - Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте отрывок. - Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? - Каким предстает мальчик в рассказе? - Как вы представляете себе отца? - Какими качествами характера они обладали? - Оформим ваши мысли письменно. Работа по вариантам в рабочей тетради: Девочки пишут в тетради характеристику отца; Мальчики – характеристику мальчика. Фронтальная проверка. Устное доказательство ответа своих мыслей. - Какие мысли вызвал у вас этот рассказ? - Л.Н. Толстой был мудрым человеком. А мы с вами сумели разгадать его мысли. Физкультминутка. Разминка для глаз, разминка для пальцев (видео). | - Столбики слов. - Соединит слова первого столбика и второго по смыслу. - Сюжет (содержание) рассказа. - Советоваться, доказывать свою точку зрения. Выполняют задание в парах. Зачитывают отрывок. - Пережил сильное потрясение, испугался за сына. - Она не главный герой произведения. - Смелым, храбрым, упрямым… - Опытный, мудрый, твердый характер… Работают самостоятельно в тетрадях. Доказывают свою точку зрения. Выполняют разминку для глаз, для рук. | Умение самостоятельно формулировать задание. Развитие умения работать в парах. Совершенствование умений работать с источником информации, осуществлять поиск информации. Умение характеризовать героев произведения, их поступков. Умение характеризовать героев рассказа письменно. Совершенствование умений доказывать свою точку зрения. | Внимательно слушают вопросы учителя и ответы одноклассников, отвечаю на поставленные вопросы, дополняют ответы. Умение работать по плану, анализировать прозаическое произведение с опрой на текст, дополняют ответы одноклассников, отвечают на поставленные учителем вопросы, сверят свои предположения с текстом рассказа. | Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль. Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль, развитие произвольного внимания. | Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения, вступая в диалог с учителем и одноклассниками. | Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда. Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда. |
Вторичный синтез (15 минут) | Проверим, внимательно ли вы читали рассказ «Прыжок». Пословицы на слайде. - Прочитайте. Определите, что это? - Какое задание можно предложить? Смелый поступок не хуже победы. Храбрый в трудный час победит. Старый друг лучше новых двух. Храброму смерть не страшна. Одна голова хорошо, а две лучше. - А теперь вспомним правила работы в группах. - Как нужно работать в группе? - Как вы думаете, для чего мы вспоминали правила? Организация работы в группах. Задания для групп: 1)Как еще мог закончиться рассказ? Придумайте другой вариант развития событий. 2)Составьте рассказ от лица капитана. Я сидел в каюте. Взял ружье, чтобы пострелять чаек. 3)Представьте, что мальчик пришел к нам в класс и рассказал эту историю отсвоего имени. Как бы звучал его рассказ? Начните со слова «однажды». 4)Опираясь на текст, подпишите иллюстрации к рассказу. 5)Напишите письмо мальчику. Подумайте, о чем. Назовите его по имени. Здравствуй,_____________, пишут тебе учащиеся 3 класса. Мы прочитали рассказ и узнали … 6)Мог ли мальчик спастись сам? Придумайте другие варианты спасения. Фронтальная проверка работы групп. | - Пословицы. - Выбрать подходящие к рассказу. - Необходимо обсуждать всем вместе, доказывать свою точку зрения. - Будем работать в группах. Работают по группам, совещаются, советуются, творят. | Умение самостоятельно формулировать задание. Совершенствование умений доказывать свою точку зрения. Развитие умения работать в группе. Развития мышления, аккуратности, усидчивости, творческих способностей, умения соотносить иллюстрации с содержанием рассказа. | Внимательно слушают вопросы учителя и ответы одноклассников, отвечаю на поставленные вопросы, дополняют ответы. Работают в группах, принимают активное участие в обсуждении, распределяют роли в группе, доказывают свою точку зрения, вступают в активный диалог с одноклассниками, аргументируют выбранную позицию. | Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль, развитие произвольного внимания. Совершенствование умения осуществлять контроль и самоконтроль, развитие произвольного внимания, умения работать по плану в соответствии с поставленной целью выполняемого задания. | Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения, вступая в диалог с учителем и одноклассниками. Выполняют предложенное задание в группе, совещаются, анализируют, сравнивают, делают выводы, обобщают, аргументируют свою точку зрения. | Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда. Совершенствование умения логически грамотно строить свою речь, развитие культуры учебного труда, умения анализировать, умение словесного рисования, развитие фантазии, творческих способностей. |
8. Рефлексия (2 минуты) | - Подведем итог урока составлением синквейна к рассказу. Работа по рядам самостоятельно на карточке №4: 1 ряд – прыжок; 2 ряд – обезьяна; 3 ряд – капитан. 1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного. 2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных. 3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов. 4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов. 5 строка – синоним к названию темы – одно существительное. - У меня получился вот такой синквейн: Мальчик. Задорный, ловкий. Взобрался, догонял, испугался. Раззадорился и забыл обо всём. Юнга. - Оцените свою деятельность на уроке. - Что мы хотели вспомнить на уроке? - Какую еще цель ставили перед собой на урок? - Реализовали ее в течение урока? - Сегодня на уроке мы выполнили много видов творческих заданий, вы хорошо справились с ними. Оцениваю. | Выполняют синквейн самостоятельно. Оценивают устно свою деятельность на уроке. - Характеристика героев. Да. | Умение оформлять свои мысли сжато, коротко, четко, доступно, связно. | Внимательно слушают задание, читают задание на карточке, подбирают подходящие слова, анализируют. | Развитие произвольного внимания, аккуратности, усидчивости, интереса к слову. Умение оценивать самостоятельно свою деятельность. | Работают самостоятельно, отвечают по выполненному зданию четко, доступно. | Развитие умения логически грамотно подбирать слова, анализировать, обобщать, делать выводы, совершенствовать культуру учебного труда. |