СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Равнины и горы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Познавательные:

  1. Формировать представление о рельефе России;
  2.  Формировать представление о некоторых крупных географических объектах, находящихся на территории России;
  3.  Формировать представление о разных видах равнин и их отличительных особенностях.

Развивающие:

  1. Развитие анализирующего наблюдения на основе выявления признаков равнин и типов равнин;
  2.  Развитие логического мышления на основе отработки логических операций;

а) анализ названий равнин, находящихся на территории России; отличительных признаков равнин; цветовых обозначений при работе с картой;

б) сравнение разных видов равнин с основой на карту;

в) обобщение на основе формулировки вывода;

 3.) Развитие самостоятельности при работе с картой;

 4.) Развитие речи;

5.) Развитие практических умений при работе с картой;

Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса;
  2. Воспитание взаимопомощи и умения слушать своего товарища;
  3.  Воспитание умения работать в парах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Равнины и горы России"»

Тема: Равнины и горы России

разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.

МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги


Цели:

Познавательные:

  1. Формировать представление о рельефе России;

  2. Формировать представление о некоторых крупных географических объектах, находящихся на территории России;

  3. Формировать представление о разных видах равнин и их отличительных особенностях.

Развивающие:

  1. Развитие анализирующего наблюдения на основе выявления признаков равнин и типов равнин;

  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций;

а) анализ названий равнин, находящихся на территории России; отличительных признаков равнин; цветовых обозначений при работе с картой;

б) сравнение разных видов равнин с основой на карту;

в) обобщение на основе формулировки вывода;

3.) Развитие самостоятельности при работе с картой;

4.) Развитие речи;

5.) Развитие практических умений при работе с картой;

Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса;

  2. Воспитание взаимопомощи и умения слушать своего товарища;

  3. Воспитание умения работать в парах.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, презентация к уроку, иллюстрации, изображающие различные виды поверхности нашей страны; физическая карта России; иллюстрации с изображением Восточно-Европейской равнины, уральских гор, Кавказских гор

Для ученика: учебник, раздаточный материал

Презентация к уроку:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация имеющихся знаний

-Сведения из каких наук вы изучали в прошлой четверти?

- Сегодня мы продолжим изучение географии, а вот что именно будем изучать, вы скажите мне сами, если вспомните, что изучает география?

- Везде ли одинаковая земная поверхность?

_ Какие виды земной поверхности вы знаете?

  1. ) Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на иллюстрации. Какие виды земной поверхности здесь изображены?

- Как вы думаете, все ли равнины одинаковые? Можно выделить какие-то типы равнин? Постараемся выяснить

4.) Формирование новых знаний и умений

А) равнины и горы (отличия)

- мы часто употребляем слова- горы, равнины.

- Кто может объяснить, что такое равнины?


- А что такое горы?



- Какие равнины и горы знаете?

- Где можем посмотреть, чтобы узнать, какие же горы и равнины есть на территории России?

Найдите в учебнике физическую карту России. Найдите на ней горы и равнины, прочитайте их названия, а потом мы обсудим, кто что нашел

- Какие равнины есть на территории России?


- Какие горы нашли?


- Как вы по карте определили, где горы, а где равнины?

- А как еще можно определить, где горы, а где равнины по карте?

Работа с учебником с.65 схема

- Что вы можете по ней сказать?


- Каким цветом изображаются на карте низменности?


- Каким цветом изображаются на карте возвышенности?

- Каким цветом изображаются на карте горы?

- Что заметили?


Б)Равнины: анализ названий, типы равнин

- Каждая равнина имеет свое название, как каждый человек имеет свое имя. Имена имеют свое значение. Например, Александр-победитель.

- Как вы думаете, есть ли какое-нибудь значение у равнин?

- Почему Восточно-Европейскую равнину назвали именно так?

- А Западно-Сибирскую равнину, почему так назвали?


- А Среднесибирское плоскогорье?



- С каким словом ассоциируется слово равнина?

- А все ли равнины похожи друг на друга, все ли они абсолютно ровные?

- Давайте это выясним вместе. Начнем с Восточно-Европейской равнины

- Найдите ее на карте и определите географическое положение?




- Зная, какими цветами на карте изображаются горы, возвышенности и равнины, определите, что из этого есть на этой равнине

- Как вы думаете, будут называться равнины, на которых есть и возвышенности и низменности?


- Обратите внимание на Западно-Сибирскую равнину. Определите ее географическое положение?


- Расскажите все, что можете о ней

- Она такая же, как Восточно-Европейская?

- Чем отличается?

- Как будет называться равнина, на которой на многие километры нет ни понижений, ни возвышений?

- Итак, чем отличается плоская и холмистая равнины?

Обратите внимание на Среднесибирское плоскогорье. Определите его географическое положений?

- О рельефе этого плоскогорья расскажите сами?

- Почему называется не равнина, а плоскогорье?



- Как будут называться возвышенные пространства очень похожие на горы?

- Что мы с вами выяснили?

- Почему так решили?

В) Горы

- Мы выяснили, что все равнины разные, может быть горы одинаковые?

- Чем горы различаются?

- Кто знает, какие самые высокие горы в России?

- А как это можно узнать?



- Какие горы самые высокие посмотрите?

- Как называется самая высокая гора в России?

- Что знаете про эту гору?








- Как вы думаете почему?




Самостоятельная работа с учебником

- Откройте учебник с. 69, прочитайте материал, выделите для себя интересные сведения, а потом вы сможете поделиться ими со всеми. Вам 3 минуты

- Одинаковые ли у нас горы?

5. Закрепление полученных знаний

- Мы можете продемонстрировать своим одноклассникам, что вы стали профессиональными географами и сможете точно определить, где гористая местность, а где равнинная, что вы сможете определить по иллюстрации, какой именно географический объект изображен

- У вас на партах иллюстрации, с изображением географических объектов. Помогите разобраться, что же именно изображено на них.

- Работайте в паре и определите, какой географический объект изображен, вам нужно будет наложить эту иллюстрацию на карту там, где он располагается. На эту работу я вам даю 4 минуты. Потом мы обсудим.

- Все ли равнины одинаковые?

- Какие виды равнин вы узнали?

- Приведи пример холмистых равнин?

- Что такое холмистая равнина? Пример приведите.

- Что такое плоскогорье? Пример приведите.

- Одинаковы ли горы? Докажите, что они не одинаковы?

6.Домашнее задание.

С. 64-71 прочитать про Ильменский заповедник, ответь на вопросы, составь 2 географические загадки, в которых можете загадать географический объект, с которым мы сегодня познакомились. В них укажите признаки, по которым этот объект можно узнать.

7.Рефлексия






Из географии, астрономии, истории, экологии


Изучает природу земной поверхности, население, хозяйственную деятельность

Нет

Равнины, горы, реки, озера, леса и т.д.



Горы и равнины


Выслушиваются мнения детей








Это большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность

Это значительные возвышенности, поднимающиеся над окружающей местностью

Ученики называют то, что знают


На карте



Работа индивидуальная. Ученики ищут горы и равнины и записывают их названия.


Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье

Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны, горы на Камчатке


По названию

Предположения детей



Низменности, возвышенности на карте показываются разными цветами



Зеленым



Желтым


Темно-коричневым


Чем выше горы, тем цвет их изображения темнее







Предположения детей


Располагается к востоку от Европы


Располагается в западной части Сибири

Располагается в середине Сибири, в центральной ее части



Ровный


Выслушиваются мнения детей




Север- Белое и Баренцево моря, юг – Азовское и Каспийское моря, запад – от границ страны, восток- Уральские горы


Оказываются, на равнине есть и возвышенность и низменность, получается не совсем ровная


Холмистая




На севере- Карское море, юг- граница и Алтай, восток – Урал, запад – Енисей



Нет.


Преобладает низменности


Плоская


Обобщение мнений



Север- море Лаптевых, юг –Алтай, Саяны, от Енисея до Лены



Преобладает возвышенные пространства с плоской поверхностью.


Плоскогорье


Все ли равнины одинаковые и ровные




Нет

Предположения детей

Ответы детей


На карте есть цифры, где изображены горы – самые высокие точки, пики


Кавказские самые высокие в нашей стране, их высота 5000 м


Эльбрус

Двуглавая гора, т.к. у нее две вершины. Высота первой -5642м, второй – 5621м.

Сообщение: – Если Эльбрус называют двуглавой горой, то Уральские горы в старину величали «Каменный пояс Земли Русской»


Горы как бы перепоясывают страну, отделяют европейскую часть от азиатской


















Самостоятельная работа в парах

  1. Западно-Сибирская равнина

  2. Кавказские горы

  3. Восточно-Европейская равнина

  4. Уральские горы

  5. Среднесибирское плоскогорье

  6. Алтай и Саяны.