СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи в 3 классе по теме: "Насекомые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный урок-путешествие с Феей в лесное царство. На уроке применяла психологический настрой, загадки, презентацию, физминутку "Насекомые", Дыхательную гимнастику "Божья коровка", релаксацию, игры, звучала музыка "В гостях у сказки", "Звуки природы", дети читали стихи о насекомых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи в 3 классе по теме: "Насекомые"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска





Урок развития речи в 3 классе


по теме: «Насекомые»











Подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей категории

Дворецкая Любовь Николаевна







г. Лабинск

2015 – 2016 уч. г.

Цели: познакомить учащихся с понятием «насекомые;

учить детей узнавать, называть и различать по внешнему виду эти насекомые;

развивать связную речь, память, внимание;

воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук; картинки с изображением насекомых; карточки с названиями животных; грамзаписи «В гостях у сказки», «Голоса леса»; презентации «Животные», «Насекомые»; словарные слова на карточках; медальоны насекомых; волшебная палочка; картинки: солнышко, полянка, цветы для рефлексии, поощрительные жетоны.

Ход урока.

I. Оргмомент.

1. – Здравствуйте, ребята.

- Садитесь. Меня зовут Любовь Николаевна. Я приехала к вам из Лабинской школы №8 и хочу провести вам урок развития речи.

Прозвенел для вас звонок.

Начинается урок.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

2. Психологический настрой на урок:

- В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет.

(На доске картинка с изображением солнца).

- Закройте глаза и представьте маленькую звёздочку. Направьте к ней лучик добра, мира, звёздочка увеличится. Направьте лучик здоровья, радости, тепла, света, звёздочка станет большой, как солнце. Поделитесь этим солнышком друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем-всем и помогает вам в течение урока. Откройте глаза.

II. Повторение пройденного.

- Ребята, давайте вспомним пройденный материал.

- Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь отгадать их,

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь. Слайд №1).

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

"Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е".

(Коза. Слайд №2).

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

(Ёж. Слайд №3).

- Прочитайте хором.

- Кто это, как назвать одним словом?

Прилетает он весной.
Чёрный, важный... Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач...
Да не врач! А птица - ... !

(Грач. Слайд №4.)

Съем червя, попью водицы, 
Хлебных крошек поищу, 
А потом снесу яичко, 
Ребятишек угощу.
(Курица. Слайд №5).

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

(Скворец. Слайд №6).

- Прочитайте хором.

- Кто это, как назвать одним словом? (Птицы.)

- Звери и птицы, кто это? (Животные).

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с представителями животных. Чтобы узнать, о каких животных пойдёт речь на уроке, отгадайте загадки.

Дом в лесу многоэтажный,

На тропе жилец отважный

Тащит ветку на спине,

Самого не видно мне.

(Муравей.) (Слово на карточке.)


Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.

(Божья коровка.) (Слово на карточке.)

- Как назвать одним словом этих животных? (Насекомые.)

- Кто назовёт тему нашего урока? (Насекомые.) (На доске: Тема: Насекомые).

- Верно. Тема нашего урока: «Насекомые». Сегодня мы будем узнавать, называть, различать по внешнему виду насекомых. К концу урока вы должны ответить на вопрос: Какую роль в природе играют муравьи и божьи коровки? (На карточке.)

IV. Подготовка к восприятию темы урока.

Можно за партою тихо сидеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть!

- Сегодня у нас необычный урок. В этот радостный весенний день мы с вами отправляемся в путешествие.

(Слайд №7. Звучит музыка «В гостях у сказки»).

Мы по весне заскучали.

На полянку мы позвали

Наших всех знакомых

Самых разных … (насекомых.)


Лесная Фея приглашает нас в лесное царство Насекомых.

- Ребята, Фея подарила мне волшебную палочку, и я могу сегодня перенести вас ненадолго в лесное царство. И стоит мне только взмахнуть волшебной палочкой, как мы с вами очутимся в лесном царстве, где живут только насекомые. А чтобы жители лесного царства не испугались, я превращу вас в насекомых.


Закройте глаза. (Слайд №8. Звучит музыка «Звуки природы»).

Представьте, что мы стоим на поляне. Мы становимся всё меньше и меньше: сначала — величиной с кустик, потом -  с травинку и, наконец, размером с насекомого. Откройте глаза.

- Скажем волшебные слова: «Крибле – крабле – буме». (Взмахиваю волшебной палочкой.)


- Наденьте медальоны с изображением насекомых: муравьёв, божьих коровок. (Учитель тоже надевает медальон.)

- Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы - насекомые.

(Слайд №9. Звучит музыка: шум леса, журчание ручья, пение птиц).

- Ребята, мы находимся в лесном царстве.

V. Новый материал.

1. Насекомых на дороге

Мы увидим очень много,

Коль умеешь ты считать,

Их всегда легко узнать.

Если только лапок шесть

Насчитал ты ровно,

Будь тогда уверен –

Это насекомое!

- Прилетели на лужок, сели дружно в кружок.

Сядем на пригорке, расскажем чистоговорки. (Слайд № 10).

Вей-вей-вей – прибежал муравей,

Чок – чок – чок – по листу ползёт жучок.

Насекомые появились много лет назад и хорошо приспособились к жизни на Земле.

- От какого слова произошло название «Насекомые»?

- Название «насекомые» произошло от слова «насечки».

- Что такое насечки? (Слайд № 11).

- Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.

- В какое время года появляются насекомые? (Весной).


2. - Начинаем наше путешествие. Скажем волшебные слова: «Крибле – крабле- буме». (Взмахиваю волшебной палочкой).

Мы оказались в стране, которая называется «Муравия». (Слайд № 12).

- Настало время познакомиться поближе с муравьём. (Слайд № 13, картинка).

- Давайте рассмотрим его повнимательнее и попробуем описать.

- Что есть у муравья на теле? (Насечки).

- Из каких частей состоит тело муравья? (Тело состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко.)

- Что есть ещё у муравья? (Два усика, два глаза, челюсти.)

- Если муравьи встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Они при помощи усов общаются.

- Сколько ног у муравья? (Шесть ног).

(Слайд №14). Размеры муравьёв различны от 2 мм до 3см в длину. Средняя продолжительность жизни муравьев 45- 60 дней. Муравей бывает чёрного или коричневого цвета.

- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

- Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле – муравей! (Слайд №15). Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз больше своего собственного веса. Всё равно, что ребёнок понесёт на руках свою маму.

- Где живут муравьи, отгадайте загадку.

На полянке возле ёлок

Дом построен без иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник).

(Слайд №16). Муравейник - это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом.

(Слайд №17). Муравьи – великолепные строители. Они работают дружно, строят муравейник из веточек и хвоинок. Муравьи живут в муравейнике одной большой семьёй. В одном муравейнике муравьёв столько, сколько людей в большом городе.

(Слайд №18). Муравьи любят лакомиться «молочком», котороё выделяют тли, ещё едят грибы, сок и семена растений, охотятся на насекомых, в основном на личинок и гусениц, особенно любят кузнечиков. (Слайд №19). Есть у муравьёв и враги. Муравьями питаются многие птицы, ящерицы, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых. Запомните, ребята, муравейники разрушать нельзя, потому что муравьи - лесные санитары.

– А кто прочитает стихотворение о муравьях? (Слайд №20).

Долго дом из хворостинок
Собирали для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы -  муравьи.

Муравьи в лесу полезны,

Вредных мошек поглощают, 

Тем деревья защищают.

- Не будем мешать муравьям собирать хвоинки и гусениц, пойдём дальше, ведь у нас ещё впереди много открытий. Но прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте отдохнём. Встаньте.

Физминутка «Весёлые насекомые».


3. Садитесь. Продолжаем наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова: «Крибле – крабле- буме». (Взмахиваю волшебной палочкой).

Мы оказались на лесной полянке в Стране божьих коровок. (Слайд № 1.) Рано весной божьи коровки пробуждаются от зимней спячки, которую они обычно проводят большими группами, прячась от зимней стужи за корой деревьев, в зарослях растений.  


Давайте рассмотрим божью коровку. (Слайд № 2, картинка).

- Это почти круглый жучок.


- Из каких частей состоит тело божьей коровки? (У божьей коровки есть голова, грудь, брюшко, 2 усика, 2 крыла, 2 надкрылья (плотные, жёсткие).

(Слайд №3.) - Сосчитайте, сколько ног у божьей коровки? (Шесть.)


- Что ещё есть у божьей коровки? (Два глаза, челюсти.)


- Что есть на теле у божьих коровок? (Насечки). (Слайд №4).


- Божьи коровки бывают разного цвета: красного, жёлтого, коричневого, оранжевого и чёрного цвета. (Слайд №5).


- А что означают точки на крыльях у коровки?


- Точки «рассказывают» об «имени» жучка. Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с семью точками – семиточечная, бывает и двадцать две точки. Божьи коровки бывают размером от 1 мм до 9 мм. Продолжительность их жизни чуть больше года.


(Слайд № 6). Маленький, как будто безобидный жучок, медленно ползает по листьям и стволам деревьев. Божья коровка такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, даёт только не белое, а оранжевое молочко, её называют коровкой.

Почему коровку называют «божьей?»


- До сих пор сохранились различные заклинания и причитания, где божья коровка выступает как существо, способное летать к богу и передавать ему просьбы людей.


- Где живут божьи коровки? (Божьи коровки живут в светлых лесах, садах, на лугах, болотах и по берегам рек.)


- Как вы думаете, чем питаются божьи коровки?

(Слайд №7). На обед и на ужин они с удовольствием поедают тлей, которые живут на садовых деревьях и другими личинками насекомых. (Слайд №8). Божья коровка за день уничтожает более 100 штук тлей. Эти насекомые – хищники, причём очень прожорливые. Поэтому люди давно считают божьих коровок своими помощниками в борьбе за урожай.


- Кто прочитает стихотворение о божьих коровках?
(Слайд № 8). Коровки бывают разные: 
Оранжево - жёлтые, красные, 
Как пуговки, в чёрную крапинку, 
На травке, как красные капельки. 
И я ту коровушку Божию 
Днём летним, погодой хорошею, 
Тихонько возьму на ладошку, 
Чтоб взлётную сделать дорожку. 
И Божья коровка поймет, 

С ладошки моей упорхнёт.


«Божий человек» — так называют доверчивых и безобидных людей. Только божья коровка может спуститься на ладошку. Не зря именно детки, являющиеся ангелами на Земле, найдя в траве красно-чёрного жучка и посадив его на маленькую ладошку, читают волшебные стишки:

«Божья коровка,

Улети на небо,
Там твои детки

Кушают конфетки –
Всем по одной,
А тебе ни одной».
И божья коровка действительно улетает. (Слайд №9).

Давайте выполним дыхательную гимнастику «Божья коровка».

Положите божьих коровок на ладошку!

Давайте скажем им слова и дунем – чья коровка дальше улетит?

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Дуем на насекомых, они разлетаются.

Пора нам и отдохнуть.



Релаксация (Звучит музыка). (Слайд №10).

Реснички опускаются, глазки закрываются. Вы спокойно отдыхаете, сном волшебным засыпаете. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. Ноги тёплые у вас. Дышится легко, ровно, глубоко. Ваши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Хорошо вам отдыхать, но пора уже вставать. Голову поднимите выше и легко-легко подышите.


- Ой, как пахнет здесь весной, но пора уже домой!

Вот и подошло к концу наше путешествие в этот удивительный мир.

VI. Закрепление пройденного материала .

- Пришла пора возвращаться из нашего путешествия и становиться снова большими. Встаньте, покружитесь. (Звучит музыка).

Волшебной палочкой взмахну,

В детишек вас превращу.

Снимите медальоны. Садитесь.

Закройте глаза, я считаю раз-два-три. (Взмахиваю волшебной палочкой).

Откройте глаза.

Вы снова в школе.


1.- Ребята, давайте поиграем в игру «Отгадайте, какое насекомое исчезло». (Презентация).

- Запомните изображённые насекомые. (Слайд №11).

- Отгадайте, какое насекомое исчезло. (Слайд №12).

Игра продолжается 3 раза. (Слайды №13 - 18).

2.- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто я?»

1 учащийся изображает какое-либо насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т. п.). Остальные ребята отгадывают, кто это.

 - Молодцы ребята.


VII. Подведение итогов.

1. - Давайте подведём итог. Как много мы сегодня увидели!

- Вспомните, с кем вы встречались в путешествии. (Дети перечисляют насекомых.)


- Что общего у муравья и стрекозы во внешнем виде? (У них есть на теле насечки, по 3 ноги с каждой стороны, то есть всего шесть; тело состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко).


- Чем они отличаются? (У божьей коровки есть крылья, а у муравьёв нет).

- Какую роль в природе играют муравьи и божьи коровки?

 - Они - санитары леса. Они поедают других насекомых, гусениц, также больных и слабых. Муравьи служат пищей для других животных.

- Что нужно сделать, чтобы сохранить насекомых? (Охранять.)

2. Оценки за урок.

- Посчитайте жетоны.

- Поднимите руку, у кого 5 или более жетонов.

- Вы получаете оценку «5».

- Поднимите руку, у кого 4 жетона.

- Вы получаете оценку «4».


- Поднимите руку, у кого 0 или 3 жетона.

- Вам, ребята, надо постараться и успех придёт.

- Ребята, что вам понравилось на уроке?

- Мне очень понравилось, как вы хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы. Фея вам приготовила сладкое угощение.

3. Задание на дом.

Раскрасить муравья или божью коровку.

4. Рефлексия.

- Ребята, давайте создадим полянку из цветов под нашим солнышком. Откройте конверты. Оцените своё настроение:

цветок жёлтого цвета - настроение отличное;

цветок красного цвета - настроение немного грустное;

цветок голубого цвета - плохое настроение.

- Прикрепите их на полянку.

- Вот какая замечательная солнечная полянка у нас получилась.

Ребята,

Любите родную природу -

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с вами

Навеки родная земля.

Так будем же мы

К земле относиться добрей.

Жучок, стрекоза, муравей,

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.


- Урок окончен. Идите на перемену.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!