Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Тема «Развитие общества»
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания о развитии общества и его современном этапе, полученные учащимися в курсе истории, а так же личный социальный опыт. Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественного развития, выявит важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.
Способствовать воспитанию у учащихся гражданского самосознания.
Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, умения извлекать социальную информацию из различных источников; осознанию учащимися ответственности современного человека за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.
План изучения нового материала:
Проблема общественного развития.
Реформы и реформаторы.
Развитие человечества в XXI веке.
Данный материал достаточно сложен для усвоения учащимися 8 класса в связи с его философской направленностью. Но, тем не менее материал очень значимый – ведь вопросы о развитии общества будут рассматриваться затем в курсе «Обществознание» в средней школе. Поэтому учителю необходимо так организовать работу, чтобы основные понятия и идеи урока прочно закрепились в сознании учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Приветствие учителя. Сообщение темы урока, плана урока.
Постановка проблемы. Демонстрируется слайд «О чем говорил философ?» Учитель предлагает детям ответить на этот вопрос в конце урока.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Вспомните, что такое общество? (дети знают несколько понятий в разных значениях, поэтому важно определить, в каком значении понятие «общество» будет использоваться на этом уроке).
Учитель: - Как давно существует общество?
Постановка проблемы: А что обозначает понятие «развитие»?
Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть изменение состояния.
Учитель: - В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону). Пример улучшения состояния общества дет, как правило, приводят сами, а вот с пример с ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же Византийской империи).
Проблема: А какими путями, способами развивалось общество? Как же шёл процесс развития?
На этот вопрос вы ответите несколько позже.
Проблема общественного развития.
Дело в том, что этим вопросом задавались учёные разных исторических эпох. Давайте познакомимся с выводами учёных.
Работа с тестом учебника: стр. 21, 22 - 1 группа читает 1-3 абзацы
2 группа – читает 3 и 4 абзацы
Задание каждой группе - назвать путь развития общества и показать механизм развития общества в соответствии с этим походом.
Ответы учащихся: 1 группа – путь развития – эволюция – постепенное изменение, преемственность в развитии различных сторон общества, изменения носят необратимый характер.
Учитель: А как же быть с историей Римской цивилизации? Ведь мы знаем, что достигнув расцвета, эта цивилизация пала под ударами варварских племён? Разве это были необратимые процессы? Римская империя была отброшена назад в своем развитии.
Учащиеся делают вывод, что данный подход к объяснению причин развития общества не всегда можно применить. Как правило, учащиеся говорят о том, что эволюция применима для животного и растительного мира.
2 группа учащихся – рассказывают о теории К. Маркса. Рассказывают так, как запомнили после первого знакомства с текстом. Затем учителю необходимо закрепить эту теорию своим рассказом с опорой на меловую схему. Причём схема не даётся сразу в готовом виде, а вычерчивается по ходу объяснения учителя, чтобы учащиеся лучше уяснили (своего рода – опорный сигнал).
Учитель обязательно говорит о том, что К. Маркс изучал проблемы общественного развития в 19 веке. Понятие «локомотив» дети объясняют самостоятельно – важно подчеркнуть образ – машина с огромной мощностью, которая способна толкать и тянуть большое количество вагонов.
Термин «революции» учащиеся знают из курса «Новая история».
Суть меловой схемы:





В ходе революций происходит качественный скачок в развитии общества на новую ступень развития.
Проблема: Революция – это благо для общества?
При ответе учащиеся должны обратить внимание на отрицательные стороны революции: смерть, насилие, эмиграция и т.д.
Вопрос учащимся: Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажите на любом примере?
Революции и реформы.
Работы с этим пунктом предложить учащимся прочитать самостоятельно пункт «Реформы и реформаторы» и заполнить в тетради таблицу
Признаки |
Реформы | Революции |
1. 2. | 1. 2. |
Вывод |
Вопрос учащимся: Какие реформы, проводимые в различных странах, вы знаете?
Всех ли устраивали реформы, проводимые Петром I в России в XVIII веке?
Какие реформы проводятся в России в наши дни?
Развитие человечества в XXI веке.
Учащимся предлагается текст для прочтения «Процессы глобализации» (он заранее распечатывается учителем и раскладывается на парты).
После прочтения предлагается ответить на вопросы, которые помещены под текстом.
Подведение итогов:
Демонстрируются слайды 8 и 9. Учащиеся комментируют высказывания, уделяя большее внимание высказыванию Гераклита.
Процессы глобализации
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Последствия процесса глобализации.
Позитивные:
- стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;
- сближение государств;
- стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;
- возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные:
- насаждение единого стандарта потребления;
- создание препятствий для развития отечественного производства;
- игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;
- навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;
- оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;
- утрата каких-то специфических черт национальных культур.
Вопросы:
1. Что такое глобализация?
2. Каковы основные причины процесса глобализации?
3. В чём преимущества и недостатки глобализации для народов, населяющих нашу планету?