Русский языка, 1 класс
Тема: «Парные согласные в корне слова»
Тип урока: урок рефлексии
Основные цели:
1) тренировать умение находить орфограмму «парные согласные в корне слова», подбирать проверочные слова;
2) тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.
Материалы для занятия
Демонстрационный материал: 1) высказывание Л.Н. Толстого; 2) эталон по правописанию парных согласных в корне слова; 3) карточка со словами для этапа актуализации знаний; 4) образец выполнения самостоятельной работы № 1; 5) карточка с высказываниями для этапа рефлексии.
Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа № 1; 2) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1; 3) карточка с дополнительными заданиями; 4) карточка для тренинга; 5) образец выполнения дополнительного задания; 6) карточка с образцом выполнения тренировочных заданий; 7) самостоятельная работа № 2; 8) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.
Ход урока
На доске карточка с высказыванием:
− Как вы понимаете высказывание Л.Н.Толстого?
− Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять.)
− Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ.)
− Какое домашнее задание у вас было? Какое правило учились применять? (Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)
− Все ли у вас получалось?
− Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами применять правило правописания парных звонких и глухих согласных.
− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)
На доске размещен эталон:
Н
?
а доске карточка со словами:
− Запишите на планшете номер слов, которые подходят к данному эталону, и обоснуйте свой выбор. (№ 1, 2, 3, 5 − в этих словах пропущены парные согласные в корне слова.)
− Какие парные согласные вы знаете?
− Каким правилом надо пользоваться? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный.)
− Какое слово не подходит к эталону? («Гора», в нем пропущена другая орфограмма.)
− Запишите эти слова, подбирая проверочное слово.
Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.
Холод − холода, снег − снега, крот − кроты, верблюд – верблюды.
− Что вы сейчас повторили? (Парные согласные, правило правописания парных согласных, графическое обозначение орфограммы.)
− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)
− Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу.)
− С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило, чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать.)
Детям раздаются карточки с самостоятельной работой № 1.
− Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, правило.)
Дети выполняют работу.
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны ее проверить по образцу.)
− Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)
На доску вывешивается карточка с образцом:
− Кто зафиксировал затруднение? (…)
− Кто все слова записал правильно?
− Что вы все должны сделать? (Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)
− С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки? (Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений.)
Ученикам раздаются эталоны для самопроверки.
Эталон для самопроверки |
Зуб − зубы Сторож − сторожа Шкаф − шкафы Дождь − дожди | |
Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.
− Те, кто допустил ошибку, что должны сделать? (Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, объяснить причину ошибки.)
− Кто ошибся в подборе проверочных слов? (…)
− Кто ошибся в обозначении орфограммы?(…)
На доске записать количество ошибок разного вида.
− У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)
Задания для учеников, не допустивших ошибки:
Найди в тексте слова с парными согласными в корне слова, выпиши, подбери проверочные слова, обозначь орфограмму. Жираф отправился на прогулку и увидел пруд. В этом пруду жил бегемот. А высоко в небе летал ястреб. У него острый глаз. |
− Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)
Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.
Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют свои работы по образцу:
− Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?
Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.
− Проговорите правило правописания парных согласных в корне слова.
− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны сделать вторую самостоятельную работу.)
После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:
Эталон для самопроверки № 2 |
дуб − дубы морж − моржи шарф − шарфы карандаш − карандаши | |
− Кому удалось справиться с затруднениями?
Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по подробному образцу:
Подробный образец для самопроверки |
Жираф − жирафы Пруд − пруды Бегемот − бегемоты Ястреб − ястребы Глаз − глаза |
|
− Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?
− Вы хорошо научились находить и обозначать орфограмму. Теперь выполним задание
№ 5 из «Справочного пособия».
Задание: вставь в предложение подходящие по смыслу слова с парными согласными.
− Какова была цель этого урока? (Выяснить, хорошо ли мы научились писать слова с парными согласными в корне слова.)
− Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
− Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
− Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
− Оцените свою деятельность на уроке.
У каждого ученика карточки трех цветов: зеленые, желтые, красные.
− Я буду читать высказывание, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением – желтую, а если с третьем – красную.
Учитель анализирует самооценку учащихся.