Тема урока: "Решение задач с помощью систем уравнений"
Цель: развитие познавательного интереса при решении задач; научить составлять системы уравнений по условию задачи. Закрепить способы решения систем уравнений с двумя переменными.
Задачи:
образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами,
развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся
Планируемый результат:
Знать:
Уметь:
применять удобный способ решения систем линейных уравнений,
применять алгоритм решения задач на практике,
использовать различные источники знаний,
работать с карточками различного содержания,
работать индивидуально.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под куроводством.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест.
Ход урока
Девиз
«Где есть желание, найдется путь».
Организационный момент
Фронтальный опрос:
Что мы называем решением системы уравнений с двумя переменными?
Какие способы решения систем уравнений с двумя переменными вы знаете?
Сколько решений имеет система уравнений с двумя переменными?
Алгоритм решения системы уравнений способом подстановки.
Алгоритм решения системы уравнений способом сложения.
Работа по карточкам:
Выразить х через у х+3у=6
1) х=6-3у,
2) х=-6-3у,
3) х=6+3у
Выразить у через х 2х-у=3
1) у= 3-2х,
2) у =-3 +2х,
3) у=3+2х.
Решением системы уравнений является пара
1) (-40;-20)
2) (40, 20),
3) (40 -20)
Результат сложения уравнений х+5у =7, 3х-2у=4 равен
1) 4х-3у =11,
2) 4х+7у 11,
3) 4х+3у =11
Графики прямых параллельны, то система имеет решение:
1) единственное,
2) много решений,
3) не имеет решений
Решить систему уравнений
Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы,
но и в решении любой задаче присутствует крупица открытия.
Двердь Попа.
Изложение темы:
Задача1. В двух седьмых классах 67 учеников, причем в одном на три ученика больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом классе?
Алгоритм решения задач:
*Выделить две неизвестные величины и обозначить их буквами.
*Найти две связи неизвестных величин.
*Составить систему уравнений.
*Решить систему уравнений удобным способом.
*Истолковать результаты в соответствии с условием задачи.
Ответ: 35 учеников; 32 ученика.
Решение задач
Задача 2. Отряд туристов вышли в поход на 9 байдарках, часть из которых двухместные, а часть - трехместные. Сколько двухместных и сколько трехместных байдарок было в походе, если отряд состоит из 23 человек?
Ответ: двухместных- 4 байдарки; трехместных- 5 байдарок.
Задача 3
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Решение
Минута психологической разгрузки
В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении.» Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги- решения уравнений Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов,- ни один символ, таким образом, им не использовался Преобразование выполняется посредством двух операций- ал-джабр и ал- мукабала. Слово « ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин « ал-мукалаба» означает « противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово « алгебра»
В развитии алгебры как науки большую роль сыграла книга английского физика и математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика» изданная в1707 году. В предисловии к своей книге он писал, что алгебраическим путем решаются очень трудные задачи, решение которых было бы тщетно искать при помощи одной арифметики»
В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математики занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений.
«Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно, не упуская случая,
сделать его немного занимательным»
Самостоятельная работа
Задача 4. В колхозе имеются коровы и куры. Всего голов 70, а ног 180. Сколько коров и сколько кур в колхозе?
Ответ: 20 коров и 50 кур.
Итог урока
«Всякая хорошо решенная математическая задача
доставляет умственное наслаждение»
Г.Гессе