Конспект урока разработан учителем математики
МКОУ Вознесенская основная общеобразовательная школа
Д.Соловатово Макарьевского муниципального района Костромской области Калининой И.С.
Тема урока: Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.. Урок 1
Цели и задачи урока:
Образовательные:
закрепление понятия дробного рационального уравнения;
продолжить формирование умений решать дробные рациональные уравнения;
совершенствовать навык составления уравнения по условию задачи, уметь проверять соответствие найденного решения условиям задачи;
сформировать умение решать задачи прикладного характера с помощью дробных рациональных уравнений.
Развивающие:
развитие памяти обучающихся;
развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
развитие любознательности;
развитие логического мышления, внимания, умений анализировать, сравнивать и делать выводы;
развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, порядочность, правдивость;
содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий;
воспитание познавательного интереса к предмету;
воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент (Подготовка обучающихся к восприятию учебного материала) Приветствие, ориентация класса на работу, изложение плана работы на уроке.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с задачами, решение которых сводится к дробным рациональным уравнениям.
2. Актуализация опорных знаний;
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Дж. Пойа «Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их». Для того чтобы успешно решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений, необходимо хорошо знать теорию решения этих самых уравнений. Поэтому повторим необходимые в дальнейшем понятия и формулы.
-Какие уравнения называются дробными рациональными?
-Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
1. Разложить знаменатель каждой дроби, входящей в уравнение, на множители. Найти общий знаменатель дробей.
2. Найти значения переменной, при которой дроби, входящие в уравнение имеют смысл
3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
4. Решить получившееся целое уравнение
5. Исключить из корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
(Проведение самостоятельной тестовой работы)
1.Среди данных уравнений выберите то, которое не является дробным рациональным: 1) ; 2) 3) . (3) |
2.При каких значениях переменной х уравнение не имеет смысла:
1) -2; 2) -2 и -1; 3) всегда имеет смысл. (-2) |
3.Сколько корней имеет уравнение 1) 1 корень; 2) не имеет корней; 3) 2 корня. (не имеет корней) |
4. Найти корни уравнения 1) х=-⅓; 2) х=⅓ или х=-3; 3) х=-⅓ или х=3. (x=-) |
5.Укажите общий знаменатель: 1) х-3; 2) х(х-3); 3) (5х-7)(4х-3). (х(х-3)) |
Учитель: Проверьте свой результат (на экран выводится таблица с правильными ответами).
Давайте сверим ответы с ответами на доске. На листочках ставим «+» или «-», в зависимости от правильности выполнения. Поставьте себе оценки:
все сделано правильно – «5»;
одна ошибка – «4»;
сделано две ошибки - «3»;
выполнено менее 3-х заданий – «2».
Давайте сделаем вывод: итак, вы научились решать дробные рациональные уравнения. Решать эти уравнения вы научились не зря, а для решения большого аппарата задач.
3. Этап изучения нового материала Запишите тему нашего урока «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений». Перед нами стоит задача: совершенствовать навык составления уравнения по условию задачи и умение проверять соответствие найденного решения условиям задачи.
Рассмотрим применение дробных рациональных уравнений при решении следующей задачи (задача записана на карточках, лежащих на столах у учеников):
Катер прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения. Скорость течения реки 3 км/ч . Найдите собственную скорость катера, если на путь по течению он затратил то же время, что и на путь против течения реки.
Для начала, давайте вспомним основные этапы решения задачи на составление уравнения. Нам известны три этапа. Какие это этапы?
Ученик: 1. Анализ условия, составление математической модели.
2. Работа с моделью.
3. Запись ответа.
Возвращаемся к нашей задаче.
Будем решать с помощью уравнения.
Обратите внимание на следующую таблицу (записана на доске).
Обучающиеся постепенно заполняют таблицу, пользуясь знаниями из курса математики.
скорость | путь | время |
V= S/ t | S= V t | t= S/ V |
Теперь давайте дадим полное пояснение нашим действиям (записывают в тетрадь):
Пусть x км/ч – собственная скорость катера.
Тогда (x+3)км/ч – скорость катера по течению, (x-3)км/ч – скорость катера против течения, 108/(х+3) ч - время движения катера по течению, 84/(х-3)ч - время движения против течения. Зная, что время движения по течению равно времени движения против течения, составим и решим уравнение:
Решение:
108(х-3) = 84(х+3)
108х - 324 = 84х + 252
108х - 84х = 252+324
24х = 576
х = 24
ОДЗ: (х+3)(х-3) ≠ 0
х ≠ -3 и х ≠3
х = 24 (км/ч) – собственная скорость катера
Ответ: 24 км/ч.
5. Решение задач на закрепление пройденной темы решение задачи с последующей записью решения на доске.
Задача 1 Расстояние между двумя селами, равное 120 км, один мотоциклист проезжает на 30 мин быстрее, чем второй. Найти скорость каждого мотоциклиста, если известно, что скорость второго на 20 км/ч меньше скорости первого.
Решение:
Пусть х км/ч – скорость второго мотоциклиста, тогда (х+20) км/ч– скорость первого, 120/х ч – время движения второго мотоциклиста, 120/(х+20) ч – время движения первого мотоциклиста. Зная, что первый мотоциклист проезжает на 30 мин быстрее, чем второй, и 30 мин = ½ ч, составим и решим уравнение:
Решение:
120*2х – 120*2(х-20)=х(х-20)
240х-240х+4800=х2 -20х
х2-20х-4800=0
D=19600
х1=80, х2 =-60
ОДЗ: 2х(х-20) ≠0
х≠0 и х≠20
Корень уравнения -60 не удовлетворяет условию задачи.
80км/ч – скорость второго мотоциклиста.
80+20=100 (км/ч) – скорость первого мотоциклиста.
Ответ: 80км/ч, 100км/ч.
Задача 2.
Числитель обыкновенной дроби на 7 меньше ее знаменателя. Если числитель этой дроби увеличить на 1, а знаменатель уменьшить на 4, то дробь увеличится на 1/3. Найти данную дробь.
Ответ: 12/19.
Задача 3. (самостоятельно)
Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью, на 2 км/ч большей, чем другой
6.Подведение итогов, рефлексия, Д/З.
Итак, в нашем распоряжении несколько минут, поэтому давайте подведем итоги. Вы, наверное, обратили внимание, что были решены несколько задач и решение каждый раз сводилось к решению дробных рациональных уравнений.
Выставление оценок.
А закончить наш урок хотелось бы словами великого ученого Генри Форда « Залогом успеха является, в первую очередь, хорошая подготовка»
И для дальнейшего совершенствования навыка составления уравнений по условию задачи в качестве домашнего задания предлагаю вам решить задачу из учебника №628; №617