СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. "Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный вид урока рекомендован  для проведения в классах ККО(компенсирующего обучения) и ЗПР(с задержкой психического развития). Данный урок даёт возможность работать в группах(парах) сменного состава. Не секрет, что научить ребёнка слушать и слышать, понимать поэзию - это  тяжёлый труд. Тем более, что ученики данных классов имеют большие проблемы с восприятием поэтического слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. "Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века.»

Липовцева Вера Павловна.

Урок литературы в среднем звене 6 - 7 классах.

«Родная природа в стихотворениях поэтов XIX - XX веков.

Урок-мастерская».

Оборудование урока: распечатки со стихами русских поэтов XIX и XX веков ( по выбору учителя), экспозиция репродукций картин русских художников-пейзажистов с обязательным включением репродукций современных художников, музыкальные произведения П.И. Чайковского, Г. В.Свиридова , А. Вивальди.

Методические приёмы: выразительное чтение наизусть, аудиозаписи МР – 3, словесное рисование для создания образов-ассоциаций с элементами интегративного погружения; работа со словарём настроений; составление коллажей на этапе рефлексии, или составление весенних букетов – для детей, не умеющих рисовать, со слабой моторикой руки, исходя из психологических особенностей школьников.( для классов ЗПР и ККО).



ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс, звучат «Времена года. Весна» П.И. Чайковского», в классе цветы, в вазочках веточки берёзы, вербы и ивы с молодыми листочками. (Эмоциональный настрой школьников). На доске написаны слова А.А. Фета

Что не выскажешь словами –

Звуком на душу навей,

Дети рассаживаются за круглые столы по группам 4 – 5 человек.

  1. Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, вот и весна пришла незаметно. На улице стало теплее, хотя зима ещё не хочет отдавать свою власть красавице весне. Мы настежь открываем свои окна, потому что в душу просится весна. Вот и поговорим сегодня о ней.

  1. Сообщение темы урока.

  2. Актуализация темы.

Родоначальником пейзажной лирики является Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение «Приход весны»

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)



Осмысление сказанного.

- Какие приметы весны называет поэт?

-Объясните слово «лепет»(говорить неразборчиво, подобно маленькому ребёнку).

-Найдите олицетворения? Для чего использовал их автор?

Словесное рисование.

- Представьте, что вы художники? Что бы вы нарисовали сейчас, какие бы краски использовали? Какое настроение будет у вашей картины?

6. Познакомимся с произведениями поэтов XIX века.



Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).














Ф.И. Тютчев является мастером пейзажной лирики. Его стихи – зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких строчках может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Он не только изображал природу, но и старался понять, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Поэт не рисовал каких-то невиданных красот, а изображал то, что каждый человек видел много раз. В его словах звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи открывают всё новые и новые грани поэзии.

- Давайте послушаем его стихотворение « Весенние воды».

Читает подготовленный ученик.

-Давайте попробуем нарисовать увиденную картину. Весёлая или грустная эта картина? Почему?

Весна в стихотворении пробуждает природу от сна. Она игривая, звонкая, полная задора и движения.

- Какая из картин подойдёт к этому стихотворению?

Картина Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900).«Большая вода», 1897 год.















Встреча с поэзией Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1893)

Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом». Звучит аудиозапись.




- Давайте попробуем передать чувства, которые испытывает лирический герой? Что он видит, чувствует?

- Что мы изобразим на картине?

Солнце живое, оно как Бог оживляет и пробуждает всё вокруг. Все в движении, трепещут листья. Создаётся впечатление, что листья раскрываются на наших глазах. Лес проснулся, веткой каждой. Лес «весенней полон жаждой».

- А что такое «жажда»? Это когда очень хочется пить.

У Фета жажда – жажда жизни. Мы радуемся весне, потому что это тепло, свет, пробуждение души. Мы счастливы!

- Какая картина более всего откликается на это стихотворение?

Картина Архипа Ивановича Куинджи (1841 – 1910) «Березовая роща» 1879 г.













Природа в стихотворениях поэтов XX века.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 1958)

Стихотворение «Уступи мен, скворец, уголок». Стихотворение читает учитель.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вспомните словарь «настроений»?

И радость от прихода весны, и в то же время почему-то грустно. Лирический герой торопиться насладиться весной, как будто бы хочет напиться её прелестями и радостями. Оно перекликается со стихотворением А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

- Какие рифмы использует поэт?

-Какие художественные особенности использованы автором для создания картины природы и выражения собственного настроения?

( Работа в творческих группах – 7 минут). В это время звучит музыка

А. Вивальди.

Проверка работ. Поощрение учащихся за внимательное отношение к чувствам автора и лирического героя.



Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 – 1966.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…..»

Стихотворение читает подготовленная ученица.

- Какие приметы весны отмечает поэт?

Начало весны, намёк на весну, время ожидания чуда обновления жизни. Создаётся слуховые впечатления( с помощью звукописи, аллитерации(«ш», «с», «х»).Автор передаёт ощущения человека. В жизни происходят чудеса.

- Какие средства выразительности помогают поэту передать наступление весны?- Что бы вы изобразили на полотне? Словесное рисование.

- Какая картина может проиллюстрировать это стихотворение?

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». 1871 г.

- Что общего у картины А.К. Саврасова и стихотворения А.А. Ахматовой.

















Подведение итогов урока.

-Ребята, вам понравился урок?

Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Тема природы стала сквозной в русской поэзии XIX и XX веков, а затем получила своё развитие в творчестве советских поэтов. Обращение к этой теме требовало и творческого учения, и человеческого мужества.

Пейзажная лирика передаёт настроение и чувства человека, созвучна его душе. Мир души и природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни и любви.

Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось.

- Сегодня все поработали хорошо. Оценки поставите сегодня сами.

(Дети обсуждают оценки). В заключение урока дети рисуют весну. В конце урока склеивается коллаж и вывешивается на стенд.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!