Липовцева Вера Павловна.
Урок литературы в среднем звене 6 - 7 классах.
«Родная природа в стихотворениях поэтов XIX - XX веков.
Урок-мастерская».
Оборудование урока: распечатки со стихами русских поэтов XIX и XX веков ( по выбору учителя), экспозиция репродукций картин русских художников-пейзажистов с обязательным включением репродукций современных художников, музыкальные произведения П.И. Чайковского, Г. В.Свиридова , А. Вивальди.
Методические приёмы: выразительное чтение наизусть, аудиозаписи МР – 3, словесное рисование для создания образов-ассоциаций с элементами интегративного погружения; работа со словарём настроений; составление коллажей на этапе рефлексии, или составление весенних букетов – для детей, не умеющих рисовать, со слабой моторикой руки, исходя из психологических особенностей школьников.( для классов ЗПР и ККО).
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Дети входят в класс, звучат «Времена года. Весна» П.И. Чайковского», в классе цветы, в вазочках веточки берёзы, вербы и ивы с молодыми листочками. (Эмоциональный настрой школьников). На доске написаны слова А.А. Фета
Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей,
Дети рассаживаются за круглые столы по группам 4 – 5 человек.
Вступительное слово учителя.
Итак, ребята, вот и весна пришла незаметно. На улице стало теплее, хотя зима ещё не хочет отдавать свою власть красавице весне. Мы настежь открываем свои окна, потому что в душу просится весна. Вот и поговорим сегодня о ней.
Сообщение темы урока.
Актуализация темы.
Родоначальником пейзажной лирики является Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение «Приход весны»![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_1.jpeg)
Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)
Осмысление сказанного.
- Какие приметы весны называет поэт?
-Объясните слово «лепет»(говорить неразборчиво, подобно маленькому ребёнку).
-Найдите олицетворения? Для чего использовал их автор?
Словесное рисование.
- Представьте, что вы художники? Что бы вы нарисовали сейчас, какие бы краски использовали? Какое настроение будет у вашей картины?
6. Познакомимся с произведениями поэтов XIX века.
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).
![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_2.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_3.jpeg)
Ф.И. Тютчев является мастером пейзажной лирики. Его стихи – зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких строчках может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Он не только изображал природу, но и старался понять, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Поэт не рисовал каких-то невиданных красот, а изображал то, что каждый человек видел много раз. В его словах звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи открывают всё новые и новые грани поэзии.
- Давайте послушаем его стихотворение « Весенние воды».
Читает подготовленный ученик.
-Давайте попробуем нарисовать увиденную картину. Весёлая или грустная эта картина? Почему?
Весна в стихотворении пробуждает природу от сна. Она игривая, звонкая, полная задора и движения.
- Какая из картин подойдёт к этому стихотворению?
Картина Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900).«Большая вода», 1897 год.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_4.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_5.png)
Встреча с поэзией Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1893)
Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом». Звучит аудиозапись.
- Давайте попробуем передать чувства, которые испытывает лирический герой? Что он видит, чувствует?
- Что мы изобразим на картине?
Солнце живое, оно как Бог оживляет и пробуждает всё вокруг. Все в движении, трепещут листья. Создаётся впечатление, что листья раскрываются на наших глазах. Лес проснулся, веткой каждой. Лес «весенней полон жаждой».
- А что такое «жажда»? Это когда очень хочется пить.
У Фета жажда – жажда жизни. Мы радуемся весне, потому что это тепло, свет, пробуждение души. Мы счастливы!
- Какая картина более всего откликается на это стихотворение?![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_6.jpeg)
Картина Архипа Ивановича Куинджи (1841 – 1910) «Березовая роща» 1879 г.
Природа в стихотворениях поэтов XX века.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 1958)
Стихотворение «Уступи мен, скворец, уголок». Стихотворение читает учитель.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вспомните словарь «настроений»?![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_7.png)
И радость от прихода весны, и в то же время почему-то грустно. Лирический герой торопиться насладиться весной, как будто бы хочет напиться её прелестями и радостями. Оно перекликается со стихотворением А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
- Какие рифмы использует поэт?
-Какие художественные особенности использованы автором для создания картины природы и выражения собственного настроения?
( Работа в творческих группах – 7 минут). В это время звучит музыка
А. Вивальди.
Проверка работ. Поощрение учащихся за внимательное отношение к чувствам автора и лирического героя.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 – 1966.
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…..»
Стихотворение читает подготовленная ученица.
- Какие приметы весны отмечает поэт?
Начало весны, намёк на весну, время ожидания чуда обновления жизни. Создаётся слуховые впечатления( с помощью звукописи, аллитерации(«ш», «с», «х»).Автор передаёт ощущения человека. В жизни происходят чудеса.
- Какие средства выразительности помогают поэту передать наступление весны?- Что бы вы изобразили на полотне? Словесное рисование.
- Какая картина может проиллюстрировать это стихотворение?
Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». 1871 г.
- Что общего у картины А.К. Саврасова и стихотворения А.А. Ахматовой.![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_8.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/d/e/fdea68562ad4ba04b410f1f10ef013d4d7b00efd/konspiekt-uroka-rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xix-vieka_9.png)
Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравился урок?
Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Тема природы стала сквозной в русской поэзии XIX и XX веков, а затем получила своё развитие в творчестве советских поэтов. Обращение к этой теме требовало и творческого учения, и человеческого мужества.
Пейзажная лирика передаёт настроение и чувства человека, созвучна его душе. Мир души и природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни и любви.
Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось.
- Сегодня все поработали хорошо. Оценки поставите сегодня сами.
(Дети обсуждают оценки). В заключение урока дети рисуют весну. В конце урока склеивается коллаж и вывешивается на стенд.