Тема урока: Что такое родственные слова?
Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
Организационный момент
(проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний. Мотивация
–Какие слова называются родственными?
Орфографическая минутка
( Работа в парах, на партах лежат карточки с текстом)
-Подчеркнуть родственные слова

1 –Послушайте текст и запомните родственные слова, потом вы их запишите. (Учитель читает текст два раза.)
Лошадь- это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая- это всего-навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика- лошадка.
-Какие родственные слова вы услышали, запишите их?
-Записываем число и Кл.раб
Формулирование учебной задачи
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?
Познавательная деятельность.
-Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)
4.1Работа с учебником. Стр. 59, упр. 80.
4.2 Составление алгоритма определение родственных слов.
•Читаю слова.
• Нахожу общую часть.
• Определяю близкое по смыслу значение слов.
(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)
-Выполните письменное задание к упражнению.
Самостоятельная работа.
1 вар.слово дедушка. 2 вар.слово мама.
4.3 Организация Групповой работы
Правила работы в группе:
1. Отвечая на вопрос, аргументируй свой ответ;
2. Уважительно относитесь друг к другу, называя по имени.
3. Говорите по очереди, не перебивая товарища.
4. Обсуждайте спокойно, никому не мешая.
Задание для групп определите лишние слова, оставьте только родственные слова (карточки для каждой группы)
1 группа
Борьба, борец, бороться, воевать.
2 группа
Слеза, слезинка, слезать, слезиться.
3 группа
Сыр, сырость, сырок, сырник.
4.4 Самооценка работы групп
Выступление представителей групп. (Выходят по 2 человека, один читает все слова, другой только родственные.)
- Оцените работу своей группы.
Физкультминутка
Итог урока.
Рефлексия
-Теперь я знаю, что…..
- Теперь я могу…..
VII. Домашнее задание (на выбор)
1.Стр. 60, упр. 83
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?
Как часто и какими словарями ты пользуешься?