Урок русского языка по теме:
«Буквы Ы-И в корне после приставок» (Слайд 1).
(по учебнику Русский язык. 6 класс: / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013г.
Форма проведения: урок-исследование.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи: (Слайд 2).
1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;
2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;
3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. Одиннадцатое декабря. Классная работа.
-Какую тему мы изучали на протяжении трёх последних уроков?
-Правильно. Мы изучали правописание приставок ПРЕ- / ПРИ-. Сегодня повторим его и совершим удивительное исследование: изучим новую орфограмму, которую можно назвать чудесным превращением. Наше исследование так и называется: «Чудесное превращение».
(Слайд 3).
Ваша задача-
ЗНАТЬ: правила употребления буквы Ы-И в корне после приставок.
УМЕТЬ: находить условия выбора гласных Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи.
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
Повторим изученный материал. А к доске приглашаю …
Работа у доски
1. Синтаксическая работа 1-у доски, остальные в тетрадях
1)Выполните синтаксический разбор предложения.
Детская литература даёт прекрасные возможности для духовного развития человека.
2. Объяснительная работа – одновременно с предыдущей работой 2 человека у доски (с обратной стороны).
Карточка:
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом их значение. Выполните морфемный разбор слов: притаился, приход.
Пр…таился на ветке б…рёзы дятел и ждёт пр…хода весны.
3) Лексическая работа.
-Как вы понимаете смысл предложения? Что такое духовное развитие?
/Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый труд. В этом нам помогает детская литература/.
III. Актуализация ранее изученного:
(слайд 4) Мини-тест. Читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-.
пре- 1: эта приставка имеет значение «очень»,
при- 2: эта приставка пишется в словах пр…близится, пр…чудливый.
при- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие»,
пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-»,
пре- 5: эта приставка пишется в словах пр...лестный, пр…красный.
при- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия,
при- 7: эта приставка пишется в слове пр..ставка.
пре- 8: эта приставка пишется в словах пр…мудрая, пр…подаватель, пр…дание.
при- 9: эта приставка имеет значение пр…соединения,
пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый».
- в парах обмен тетрадями, приготовить карандаши для проверки
(слайд 4 – за шторкой) - открыть на доске правильные ответы (закрыты – функция шторка)
- проверка
(слайд 3) - опираясь на критерии, выставление оценки,
IV. Мотивационный момент.
- А теперь приглашаю вас на урок-исследование.
Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине.
V. Исследование языкового материала.
- Итак, в русском языке есть удивительная и очень нужная орфограмма, которая, как фокусник, так ловко меняет в словах одни буквы на другие, что порой их сложно узнавать.
- Как это происходит?
1. У вас на партах лежат листочки с небольшим текстом. Прочитайте его.
Заря разыгралась за окном. На огромной высоте заиграло нежным розовым светом одинокое облачко. Заходящее солнце догорало на нём, и оно становилось похожим на парусный корабль.
На слайде (Слайд 7) (текст с изображением заката, с розоватым одиноким облаком).
-Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? (О вечерней заре). – Как по-другому называется вечерняя заря? (Закат).
- Как вы думаете, в каких словах имеются чудесные превращения? Посмотрите внимательно, что общего в словах разыгралась и заиграло? Выделите в них корни.
-Являются ли они однокоренными? От какого слова произошли? (Да. От слова играть).
-Запишите в тетрадь слово играть с другими приставками.
Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.
Возникла ПРОБЛЕМА - главный вопрос, требующий ответа: «Почему написание корней стало разным?»
На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.
Итак, тема нашего урока….: «Буквы Ы-И в корне после приставок».
Запишите, пожалуйста, в тетради.
- Задача нашего урока – открыть новые знания. Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня –ЫГР-, а после других остаётся неизменным –ИГР-?
(Слайд 8).
-Что влияет на превращение гласных И в Ы в корне после приставок?
Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.
2. Исследуем слова. (Слайд 9).
Выясним, с какими ещё словами происходят изменения Ы и И в корне после приставок.
Запишите слова. Объясните разницу в написании слов:
Поискать – разыскать, подыскать;
неизвестный - безызвестный;
доисторический – предыстория.
- От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И в корне после приставки?
Для начала выделим в них приставки и корни.
- Распределите приставки в два столбика:
1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;
2) во второй – какие корни остались без изменения.
-Что у вас получилось?
На слайде: (Слайд 10).
ПРИСТАВКИ
И Ы И
РАЗ- ПО-
ПОД- НЕ-
БЕЗ- ДО-
ПРЕД-
-Что вы успели заметить: на гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем в первом столбике, где происходят чудесные превращения из гласной И в Ы? (Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).
-Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.
Гипотеза: (Слайд 11)
Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.
-Так ли это? Проверим Вашу версию.
VI. Первичное закрепление.
Работа с учебником –упр.339
ВЫВОД.
Теперь ответим на главный вопрос:
-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).
Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?
(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную. Во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).
-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника?
Работа с правилом на стр. 147-148
- кроме каких приставок, оканчивающихся на согласный, сохраняется И?
Действительно, ребята, после приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.
- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И в Ы в корне слова? (Да).
VII.
Обведите номера правильных ответов.
Буква Ы пишется в слове:
под…тожить;
сверх…нтересный;
без…мянный.
2. Определите вариант с пропущенной И :
А) Сверх…нтересный
В) С…грать
С) Под…тожить
D) Без…скусный
Е) Без…дейный
{Правильный ответ}=А
Определите вариант с пропущенной И :
А) Без…дейный
В) Меж…нститутский
С) Без…скусный
D) Пред…дущий
Е) С…грать
{Правильный ответ}=В
Определите вариант с пропущенной И :
А) Без…скусный
В) Пред…дущий
С) Сверх…зысканный
D) Без…дейный
Е) Под…тожить
{Правильный ответ}=С
VIII. Итог урока: − Что же мы узнали нового на уроке? (Узнали правило написания букв ы, и после приставок на согласную.)
− Что помогло в этом? (Знание частей слова, умение их выделять, наблюдать и рассуждать).
− Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Рефлексия связана с наступающим новым годом. Елка ,вокруг которой были прикреплены магнитом на доску снежинки ,на которые ребята в конце урока, если им все было понятно и доступно должны были прикрепить букву И, а если испытывают затруднения то буквы Ы
Д/з: §3; выучить правило на стр. 147-148; упр. 108(по рабочей тетради) и ЗСП -8(по учебнику) стр.148