СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был использован мной на школьном этапе конкурса "Учитель года 2015" на уроке русского языка в 6 классе с использованием презентации.Тема урока "Буквы  И-Ы в корне слова после приставок"Урок был первый по данной теме в форме "Урока-исследования"через выявления проблемы урока согласно ФГОСТ

  Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций:

  Во-первых, количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, они чередовались.

   Во-вторых, использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

   В-третьих, на уроке была работа, в которой учащиеся могли высказать свое мнение. Проявить самостоятельность суждений.

   В-четвертых, на уроке проводилась физ.минутка.

   В-пятых, был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, что проявлялось в настрое на работу в начале урока, наличии внешней мотивации-похвалы, поддержки, соревновательности.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Урок русского языка по теме:

«Буквы Ы-И в корне после приставок» (Слайд 1).

(по учебнику Русский язык. 6 класс: / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013г.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.


Задачи: (Слайд 2).

1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;

3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. Одиннадцатое декабря. Классная работа.

-Какую тему мы изучали на протяжении трёх последних уроков?

-Правильно. Мы изучали правописание приставок ПРЕ- / ПРИ-. Сегодня повторим его и совершим удивительное исследование: изучим новую орфограмму, которую можно назвать чудесным превращением. Наше исследование так и называется: «Чудесное превращение».

(Слайд 3).

Ваша задача-

ЗНАТЬ: правила употребления буквы Ы-И в корне после приставок.

УМЕТЬ: находить условия выбора гласных Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи.

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

Повторим изученный материал. А к доске приглашаю …

Работа у доски

1. Синтаксическая работа 1-у доски, остальные в тетрадях

1)Выполните синтаксический разбор предложения.

Детская литература даёт прекрасные возможности для духовного развития человека.

2. Объяснительная работа – одновременно с предыдущей работой 2 человека у доски (с обратной стороны).

Карточка:

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом их значение. Выполните морфемный разбор слов: притаился, приход.

Пр…таился на ветке б…рёзы дятел и ждёт пр…хода весны.


3) Лексическая работа.

-Как вы понимаете смысл предложения? Что такое духовное развитие?

/Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый труд. В этом нам помогает детская литература/.


III. Актуализация ранее изученного: 
(слайд 4) Мини-тест. Читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-. 
пре- 1: эта приставка имеет значение «очень», 
при- 2: эта приставка пишется в словах пр…близится, пр…чудливый. 
при- 3: эта приставка имеет значение «законченное действие», 
пре- 4: эта приставка имеет значение «пере-», 
пре- 5: эта приставка пишется в словах пр...лестный, пр…красный. 
при- 6: эта приставка имеет значение неполноты действия, 
при- 7: эта приставка пишется в слове пр..ставка. 
пре- 8: эта приставка пишется в словах пр…мудрая, пр…подаватель, пр…дание. 
при- 9: эта приставка имеет значение пр…соединения, 
пре- 10: эта приставка имеет значение «самый-самый». 

- в парах обмен тетрадями, приготовить карандаши для проверки 
(слайд 4 – за шторкой) - открыть на доске правильные ответы (закрыты – функция шторка) 
- проверка 
(слайд 3) - опираясь на критерии, выставление оценки, 

IV. Мотивационный момент.

- А теперь приглашаю вас на урок-исследование.

Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине.


V. Исследование языкового материала.

- Итак, в русском языке есть удивительная и очень нужная орфограмма, которая, как фокусник, так ловко меняет в словах одни буквы на другие, что порой их сложно узнавать.

- Как это происходит?

1. У вас на партах лежат листочки с небольшим текстом. Прочитайте его.

Заря разыгралась за окном. На огромной высоте заиграло нежным розовым светом одинокое облачко. Заходящее солнце догорало на нём, и оно становилось похожим на парусный корабль.

На слайде (Слайд 7) (текст с изображением заката, с розоватым одиноким облаком).

-Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? (О вечерней заре). – Как по-другому называется вечерняя заря? (Закат).

- Как вы думаете, в каких словах имеются чудесные превращения? Посмотрите внимательно, что общего в словах разыгралась и заиграло? Выделите в них корни.

-Являются ли они однокоренными? От какого слова произошли? (Да. От слова играть).

-Запишите в тетрадь слово играть с другими приставками.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Возникла ПРОБЛЕМА - главный вопрос, требующий ответа: «Почему написание корней стало разным?»

На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

Итак, тема нашего урока….: «Буквы Ы-И в корне после приставок». 

Запишите, пожалуйста, в тетради.

- Задача нашего урока – открыть новые знания. Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня –ЫГР-, а после других остаётся неизменным –ИГР-?

(Слайд 8).

-Что влияет на превращение гласных И в Ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

2. Исследуем слова. (Слайд 9).

Выясним, с какими ещё словами происходят изменения Ы и И в корне после приставок.

Запишите слова. Объясните разницу в написании слов:

Поискать – разыскать, подыскать;

неизвестный - безызвестный;

доисторический – предыстория.

- От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И в корне после приставки?

Для начала выделим в них приставки и корни.

- Распределите приставки в два столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

-Что у вас получилось?

На слайде: (Слайд 10).


ПРИСТАВКИ

И­­­­­­ Ы И

РАЗ- ПО-

ПОД- НЕ-

БЕЗ- ДО-

ПРЕД-

-Что вы успели заметить: на гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем в первом столбике, где происходят чудесные превращения из гласной И в Ы? (Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

-Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: (Слайд 11)

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.


VI. Первичное закрепление.

Работа с учебником –упр.339

ВЫВОД.

Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную. Во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).


-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника?

Работа с правилом на стр. 147-148

- кроме каких приставок, оканчивающихся на согласный, сохраняется И?


Действительно, ребята, после приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И в Ы в корне слова? (Да).


VII.

Обведите номера правильных ответов.

  1. Буква Ы пишется в слове:

  2. под…тожить;

  3. сверх…нтересный;

  4. без…мянный.


2. Определите вариант с пропущенной И :

А) Сверх…нтересный

В) С…грать

С) Под…тожить

D) Без…скусный

Е) Без…дейный

{Правильный ответ}=А


Определите вариант с пропущенной И :

А) Без…дейный

В) Меж…нститутский

С) Без…скусный

D) Пред…дущий

Е) С…грать

{Правильный ответ}=В


Определите вариант с пропущенной И :

А) Без…скусный

В) Пред…дущий

С) Сверх…зысканный

D) Без…дейный

Е) Под…тожить

{Правильный ответ}=С


VIII. Итог урока:

− Что же мы узнали нового на уроке? (Узнали правило написания букв ы, и после приставок на согласную.)

− Что помогло в этом? (Знание частей слова, умение их выделять, наблюдать и рассуждать).

− Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Рефлексия связана с наступающим новым годом. Елка ,вокруг которой были прикреплены магнитом на доску снежинки ,на которые ребята в конце урока, если им все было понятно и доступно должны были прикрепить букву И, а если испытывают затруднения то буквы Ы

Д/з: §3; выучить правило на стр. 147-148; упр. 108(по рабочей тетради) и ЗСП -8(по учебнику) стр.148


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!