Обобщение по темам «Фонетика. Орфография. орфоэпия»
Вступительное слово.
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Букв и Звуков, в страну, которой вы не найдете на обычной географической карте, но с которой, как мне думается, уже хорошо знакомы. (слайд 1)
Создание проблемной ситуации, ее разрешение.
– Давайте вспомним изученные вами скороговорки, постараемся как можно быстрее их произнести.
Например:
На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы.
От топота копыт пыль по полю летит.
Архип осип, Осип охрип.
Стоит гора посреди двора.
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да и не выболтала.
– Следующее задание – загадки.
Учитель читает загадки, дети должны записать отгадки в рабочие тетради и ответить на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга.
1. С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем же обитаем. (Том – дом.)
2. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню в раздолье. (Колос – голос.)
3. Когда я с д, меня сорвут,
Когда я с т, на мне плывут. (Плод – плот.)
4. С глухим траву она срезает,
Со звонким все листочки объедает. (Коса – коза.)
Чтобы продолжить наше путешествие по стране букв и звуков, нужно произвести фонетический разбор следующих слов (слайд 2)
Фонетический разбор.
(5 учащихся одновременно разбирают слова у доски).
Слова для разбора: юг, речка, костер, пловец, пять.
– А теперь давайте немного отдохнем от письменной работы, отвечая на вопросы:
1. Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать сразу два звука.
2. Какие буквы и когда образуют два звука?
3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?
– Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте немного поиграем, поразгадываем шарады.
1. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)
2. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффиксы – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ани-е)
3. Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)
4. Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлАс)
– А впереди вновь очень трудный и опасный путь: нас ждут горные вершины. Не боитесь? Тогда вперед!
1. На пути к вершине пика Ударения расположены слова: алфавИт, сантимЕтр, партЕр, расположИть, портфЕль, тЕннис, ворОта. (слайд 3)
– Если вы правильно расставите ударение во всех словах, мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг.
Контролирует правильность выполнения задания.
– А теперь скажем последнее «Прощай!» городу с вершины пика Ударения и выполним последнее задание: «Запишите слова с пика Ударения в алфавитном порядке. Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Веселому привалу». (алфавит, ворота, партер, портфель, расположить, сантиметр, теннис).
– На Веселом привале нас вновь ждет игра – «Не пишите мягкий знак».
На слайде сочетания: рщ, нч, нщ, ст, чк. (слайд 4)
Правила игры: назвать слово с одним буквенным сочетанием.
– А сейчас другая игра: «Допиши словечко».
Учитель читает четверостишие, а дети должны записать в тетради отгадки с орфограммами «Непроверяемое написание».
1. Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется… (перрон).
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей).
3. На большие расстоянии
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с,
Называется… (экспресс).
4. Во мне два к, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом – … (аккуратный).
5. В конце двойное л пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный… (кристалл).
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом
Работа с учебником.
Упр. 470, 471 – устно.
Домашнее задание (слайд 5):
Упр. 472 (записать только отгадки, слово «льётся» - фонетический разбор).
– Мы совершили сегодня трудное, но веселое путешествие
в Страну Букв и Звуков. Давайте подведем итоги нашего путешествия: какие знания, умения, навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфография» мы привели в систему и обобщили?
Завершая урок, «вручает» оценки (их можно изготовить из картона и раскрасить).
4