Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Морфемный разбор слова
Вступительное слово.
– Ребята, сегодняшний урок русского языка я хотела бы начать
с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни – это богатство, самое большое – мудрость». (на доске)
– Как вы понимаете его смысл?
Синтаксическая минутка.
Переписать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему (проверка у доски).
Формулировка темы и целей урока.
Беседа по вопросам.
– что такое морфема?
– назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
– для чего служат приставки и суффикс?
– чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
– какова тема нашего урока? (морфемный разбор слов).
Актуализация знаний.
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 163 и вспомните порядок морфемного разбора.
Этап первичного закрепления знаний.
Игра «Составь слово».
– Давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча; кто первый запишет слово, поднимает руку и дает готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
1) От глагола понес взять приставку, от глагола дарить – корень,
от существительного кружок – суффикс.
– Какое слово получилось? (Подарок.)
2) От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание. (Беленький.)
3) От глагола пришел взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит – окончание. (Прилетит.)
– Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.)
– Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны высказывания ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения, дадим толкование придуманным словам.
1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)
2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.)
3. Я намакаронился. (Наелся макарон.)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)
5. Из трубы дым трубится. (Вьется, струится.)
– Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы.)
Упр. 555 (у доски)
Домашнее задание
Упр. 554
2