СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Правописание согласных и гласных в приставках". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Правописание неизменяемых приставок

  1. Вступительное слово.

– В нашей стране много традиций. Много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что традиции есть и в языке.
– Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, «классная работа» и тему урока – «Неизменяемые приставки» (слайд 2)

– А помните ли вы, что такое приставка?

– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах

  1. Создание проблемной ситуации.

– Прочитайте. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (слайд 3)

1) Д_бежать, д_брый, д_ехать.

2) П_лоска, п_дъезд, п_днять.

3) Пре_ставить, пре_горье, пре_мет.

– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок?

– Почему?

Вывод: Данные приставки всегда пишутся одинаково.

– Наша с вами задача – научиться видеть слова с неизменяемыми приставками.

– Среди приставок много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами (правила на слайде и в раздаточном материале на каждого ученика). (слайды 4, 5, 6)

1. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок:

об-: обмерить – обтесать;

от-: отбить – отпить;

над-: надписать – надбить;

под-: подводный – подписка;

пред-: предвидение – предчувствовать;

в-: ввоз – вкрутую;

с-: списать – сделать;

пере-: переоценить – передоверить;

до-: добежать – дописать, и др.

– В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – отобрать, надпись – надорвать, врезать – ворваться и т. д.

В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня.



2. В приставках роз- (рос-) – раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а: роспись, но расписка.



3. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо и пишется ы:

игра – розыгрыш, известный – безызвестный, искусный – безыскусный, инициативный – безынициативный.

Буква и пишется после приставок меж- и сверх-: межинститутский, сверхизысканный.



  1. Первичное закрепление полученных знаний.

– С каждой из приставок составьте по три слова: существительное, прилагательное, глагол.

1-й вариант: приставка по-

2-й вариант: приставка у-

3-й вариант: приставка на-

4-й вариант: приставка про-

5-й вариант: приставка от-

6-й вариант: приставка с-

Игра «Кто быстрее».

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача – расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

(слайд 7)

[збр’ит’]

[здан’ий’э]

[здаров’й’э]

[здат’]

[зд’эс’]

(Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.)

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему произошло несоответствие транскрипции и написания? (Происходит озвончение.)

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу

– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта.

Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на слайде. (слайд 8)

– Итак, подведем итоги: почему традиционные неизменяемые приставки так называются?

  1. Домашнее задание (слайд 9):

Упр. 611



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!