Систематизация и повторение изученного по теме: «Морфемика. Орфография».
Урок проводится в виде игры. Класс делится на две команды.
В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги и называются победители.
Вступительное слово.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
– Сегодня мы повторим то, что узнали о частях слова – морфемах, а также, соревнуясь, вспомним орфографические правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи! (слайд 1)
Актуализация и повторение изученного.
– Начинаем разминку:
1) Назовите известные вам морфемы
2) Как найти окончание в слове? Докажите.
3) Какие морфемы могут входить в основу?
4) Назовите способы словообразования.
5) Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
– Итак, разминка окончена. Приступаем к выполнению заданий.
Ход игры (повторение изученного материала).
Задание 1.
Разберите слова по составу (слайд 2)
1-я команда: апрельский, подоконник, располагает.
2-я команда: березовый, космодром, задрожала.
Задание 2.
Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схемам, записанным на доске. (Схемы даются на усмотрение учителя.)
(слайд 3)
Над прудом позёмка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
Индивидуальные задания.
Представители команд работают у доски. (слайд 4)
– Выполните фонетический разбор слов: паяльник, просьба.
Задание 3.
– Какие корни с чередованием вы можете назвать?
– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы (слайд 5)
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки, гора.
– Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы (слайд 6)
Р_стительный, з_горать, зар_сли, р_сток, уг_рный, сл_жить, разл_жить, сл_гаемое.
Задание 4.
– Расскажите, как образуются сложные слова. Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые (слайд 7)
Задание 5.
– Сейчас я вызываю капитанов команд и предлагаю им поработать с перфокартами по теме «Правописание букв з и с на конце приставок».
Работа с перфокартами:
• сдать, сжимать, разбивать, расправить (с, с, з, с);
• здоровье, беспорядок, здесь, исправить (з, с, з, с);
• разрыв, разводить, безбедный, бесценный (з, з, з, с);
• разложить, избежать, беззвучный, испечь (з, з, з, с).
Подводит итоги игры и называет победителей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом
Домашнее задание (слайд 8):
Упр. 685 (переписать, вставляя пропущенные буквы).
3