СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока русского языка для учащихся 5 класса поможет обобщить и повторить материал по теме "Синтаксис и пунктуация", а также проверить готовность учащихся к контрольной работе

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка»

Цель урока: повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».


Садитесь, пожалуйста.


А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?


Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.

Слайд 1.


- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.


Слайд 2.

Кроссворд

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.



1. Названия главного члена предложения, который обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)


2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).


3. Вид предложения, в котором отсутствует один из главных членов(неполное)


4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).


5. Союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).


6. Знак препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).


7.Предложение, в котором 2 и более грамматические основы. (Сложное).


8. Падеж, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).


9. Часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).


В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС


Слайд 3

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в снежинках на рисунке слайда.

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ


2. Сообщение темы и целей урока.


Слайд 4 - Запишите тему урока в тетрадь.


Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».


Ребята, а сейчас нас ждет первое серьезное задание. Ответьте мне на вопрос


- Что такое словосочетание?


- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями.


- Внимание на слайд, прочитайте предложение


Зимой часто дуют холодные ветра.

Задание: выписать все словосочетания (зимой дуют, часто дуют, холодные ветра.)

[Проверка.Двое учащихся за доской работают).


А что мы не выписали?(дуют ветра) Почему?(основа предложения)


- Что можно составить из словосочетания? (предложения)


- Как мы называем предложение с одной грамматической основой? (простое)


Слайд 5

Задание 2 .

Зима.

Пришли холода.

Земля покрыта снегом.

С тихим шорохом падает снег с веток деревьев.

Как восхитительно в зимнем лесу!


-Докажите, что это простые предложения.

-А какая особенность у каждого из этих предложений?

Слайд 6

Внимание на слайд.

Пред вами простые предложения.

- Какое предложение называется «сложное»? (ответы учащихся).



- А сейчас мы с вами будем изменять простое предложение так, чтобы получилось сложное. – попробуйте соединить 2 простых в составе сложного.


- Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся).



- Во что превратиться точка в конце простого предложения? Почему?

-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.


- На партах лежат листочки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны.


- Верно ли, что это текст?

(Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю и наступила настоящая зима.
Завывает в поле холодный ветер гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.)

- Проверяем (устно).

А следующий набор предложений является текстом?

Когда перебегает лиса поле яркая шубка её далеко видна. Пришла чудесная пора для детворы.

Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту осторожно ступают пушистыми лапками. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах съехать с горки.


(Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.
Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать с горки)

-Почему нет? исправьте ошибки

- Расставьте предложения в нужном порядке и знаки препинания.

- А теперь давайте проверим, в каком порядке нужно было расставить предложения (14 слайд).


- Домашнее задание: запишите свои 3-5 предложения на тему « Зима».

8. Итог.

Игра «Третий лишний»


Найдите лишнее слово:


1.Простое, бессоюзное, сложное;


2.Определение, обстоятельство, подлежащее;


3.Повествовательное, восклицательное, невосклицательное;


4.Простое, нераспространённое, распространённое