Тема: Общее представление о правописании частей слова.
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Форма: Работа в группах и парах постоянного состава.
Ведущий метод: Проблемно-поисковый.
Цель: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать
УУД: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.
Воспроизвести знания об изученных правилах письма. развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся. создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке.
Организационный момент (3мин)
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
- Давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе).
2. Чистописание. (5мин)
Первое задание для чистописания.
1.Отгадайте мои загадки.
а) Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Зовут ее ... (ворона).
(Картинка с изображением вороны).
б) Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока). (Картинка с изображением сороки).
Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1).
- Прочитайте слова
(Белгород, ворона, сорока, Воронеж)
– Что общего у слов?
- На какие группы можно разделить эти слова?
а) города и птицы
б) имена собственные и нарицательные).
Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)
3. Краткая фонетическая минутка.
- Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:
парные согласные звуки (в, с, к)..
звонкий непарный сонорный согласный звук, встречающийся в слове «нос» (н).
первую гласную алфавита (а).
- Что осталось? (оро). (Письмо строки соединений –оро-).
4.Подбор слов с данным соединением.
а) самостоятельно
б) по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша).
5. Объяснение значения слова «пороша».
(Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
- Что можно сказать о словах с таким сочетанием?
Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.
Словарная работа. (5мин)
Какой завтра будет день недели? (четверг)
Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
- Четверг - это наше новое словарное слово.
3. Характеристика слова (слоговой анализ).
Сколько в слове слогов?
Какой слог ударный?
Какая безударная гласная пропущена? (е).
Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно-проверяемой безударной гласной?
Попробуйте проверить. (четверо)
- Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че - тверг).
- Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми написаниями.
Вывод: Слова с непроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.
4.Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2).
Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2)
Какие типы текстов перед вами. (№ l - рассуждение,
№ 2 - описание, № 3 - повествование).
Что общего во всех этих текстах?(слово «четверг»).
Что же обозначает слово четверг?
Постановка УЗ (15 мин)
КАШВИЖОФЕДЯГТЗС
- Разделить буквы на 2 группы. Что можете сказать об этой группе гласных? (безуд) Что скажете о согласных? (парные согласные)
Сделайте вывод, о чем будем говорить на уроке? (о БГ и ПС)
У.с 102 № 192 Списать. Поставить ударение.
- Какие буквы выделены? Какие они в слове? (безуд.), Определим в каких частях слова они находятся? (выделить их)
№ 193 Списать. Какие буквы выделены? Определите, в каких частях слова они находятся?
- Определите тему урока. (Правописание ПС И БГ в разных частях слова). Цель урока. (учиться писать БГ и ПС в разных частях слова).
4. Построение выхода из ПС
Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (5 мин)
3) Групповая работа.
1 гр: Найти слова с безударными гласными в приставках
(пришел, надышал, посыпал, захрустел).
2 гр: Найти слова с безударными гласными в суффиксах
(заморозок, посыпал).
3 гр: Найти слова с безударными гласными в окончаниях
( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем).
4гр: Найти слова с безударными гласными в конях
(лесок, залететь, беловатый)
4) Вывод.
В каких частях слова могут находиться безударные гласные? (Ответы детей).
Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится:
а) в приставке?
(запомнить)
б) в суффиксе?
в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.)
Чтение сведений о языке с. 102.
Физкультминутка
Наблюдение над парными согласными звуками и буквами. (5мин)
1. Игра «Конструктор».
(Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит комплект, состоящий из значимых частей фрагментов слов, при правильном сочетании которых должны образоваться новые слова ).
Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание работы сигнализируйте светофором.
(подстаканник, подружка, коробок, говорлив, звуков).
- В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой).
2. - Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она
находится в (запомнить или проверить по словарю)
а) - корне
(подобрать проверочное слово)
б) - суффиксах (запомнить их
и приставках? написание).
3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу. (Взаимопроверка0
4. Чтение сведений о языке: с. 103.
5. Обобщение работы. (5мин)
Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91.
Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную либо согласную, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук? ( В какой части слова она находится).
Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок? (Ответы детей).
Итог урока.
Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова?
Оценка работы учащихся.
Определение уровня эмоционального комфорта учащихся
Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).
Домашнее задание по уровням:
Репродуктивный: Т. №
Продуктивный: подобрать по 3 своих примера на каждый случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся каждому ученику после Итогов урока).
Правописание частей слова |
| Приставка | Суффикс | Корень |
Безударные гласные | запомнить | запомнить | 1. Запомнить или проверить по словарю 2. Подобрать проверочное слово (соринка – сор) |
Парные по глухости-звонкости согласные. | запомнить | запомнить | 1. Запомнить или проверить по словарю 2.Подобрать проверочное слово (травка – трава) |
№ 1 Белгород, ворона, сорока, Воронеж №2 1. Названия дней недели, оказывается, не такая уж и большая загадка. Вот, например, четверг. Почему он так называется? А ответ весьма прост. Четверг – это четвертый день недели. Вот и вся разгадка! |
2. На прошлой неделе, в четверг, со мной произошёл вот какой случай. В этот день мы отправились с друзьями в лес по грибы. Вдруг налетел ветер, небо закрыла страшная туча, сверкнула молния, раздался оглушительный гром и начался сильный ливень. Мы сначала очень испугались, а потом забрались под маленькие ёлочки и стали громко распевать песни. Нам стало весело, а тут и дождик прошёл. |
3. Сегодня четверг, 14 декабря. Смотрю в окно и любуюсь красотой! На солнце сверкают бесчисленные блёстки инея. Они убирали в алмазный наряд тонкие ветви деревьев и превратили в бриллиантовое ожерелье тонкую паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Какая красота вокруг! |
№ 1 Белгород, ворона, сорока, Воронеж №2 1. Названия дней недели, оказывается, не такая уж и большая загадка. Вот, например, четверг. Почему он так называется? А ответ весьма прост. Четверг – это четвертый день недели. Вот и вся разгадка! |
2. На прошлой неделе, в четверг, со мной произошёл вот какой случай. В этот день мы отправились с друзьями в лес по грибы. Вдруг налетел ветер, небо закрыла страшная туча, сверкнула молния, раздался оглушительный гром и начался сильный ливень. Мы сначала очень испугались, а потом забрались под маленькие ёлочки и стали громко распевать песни. Нам стало весело, а тут и дождик прошёл. |
3. Сегодня четверг, 14 декабря. Смотрю в окно и любуюсь красотой! На солнце сверкают бесчисленные блёстки инея. Они убирали в алмазный наряд тонкие ветви деревьев и превратили в бриллиантовое ожерелье тонкую паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Какая красота вокруг! |
1 группа
Найти слова с безударными гласными в приставках
(пришел, надышал, посыпал, захрустел).
2 группа
Найти слова с безударными гласными в суффиксах
(заморозок, посыпал, маленький).
3 группа
Найти слова с безударными гласными в окончаниях
( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем).
4 группа
Найти слова с безударными гласными в конях
(лесок, залететь, беловатый)
ПОД | СТАКАН | НИК | |
ПО | ДРУЖ | К | А |
| КОРОБ | ОК | |
| ГОВОР | ЛИВ | |
| ЗВУК | ОВ | |
ПОД | СТАКАН | НИК | |
ПО | ДРУЖ | К | А |
| КОРОБ | ОК | |
| ГОВОР | ЛИВ | |
| ЗВУК | ОВ | |
Правописание частей слова
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Безударные гласные
Парные согласные
Запомнить
Запомнить
Запомнить
Запомнить
Запомнить или проверить по словарю
Подобрать проверочное слово
Запомнить или проверить по словарю
Подобрать проверочное слово