СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ (5 класс) "Буквы И-Ы после Ц". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Буквы И-Ы после Ц



  1. Организационный момент.


  1. Изучение нового материала

    1. Создание проблемной ситуации.



На доске запись: цирк, станция, улицы, цыган

- Какие звуки слышатся в словах, цирк, станция, улицы, цыган? ([цы])

- А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И.

- Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание Ы-И после Ц»). (слайд 1)

Чтобы узнать, когда после ц пишется «ы», а когда «и», выделим морфемы, в которых встречается данная орфограмма. Выделяю на доске.

Давайте попытаемся сформулировать правило (Слушаю ответы учащихся)



Итак, в именах существительных после Ц пишется И в корне слова и в словах, заканчивающихся на -ция, например: цирк, цитрус, акция, революция.

После Ц пишется Ы в окончаниях и в словах исключениях (приводим примеры). (слайд 2).

Запомнить слова исключения вам поможет слайд (слайд 3).

Чтобы подтвердить правильность наших гипотез, обратимся к учебнику

2.3 Работа с учебником


стр.132 читаем правило (орфограмма)


  1. Формирование практических навыков.


Закрепление материала


Задание (записать слово, графически объяснить выбор орфограммы) (2 ученика выходят к доске по очереди).

Рац..я, цариц..но зеркальце, ц..клон, ц..ганский, дикция, цилиндр, у ящериц.., лисиц..н хвост.

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.


Физкультминутка.


А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» – тянемся мы выше.

И – тянемся вверх.

Ы – подпрыгнуть. (слайд 4)

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.


  1. Тренировочные упражнения

1. Лексический диктант «Пишу на 5» (записать одним словом).

Учащиеся выходят к доске, записывают слово с изучаемой орфограммой, объясняют правописание слова.


Артист цирка – (циркач), апельсины, мандарины, лимоны – (цитрусовые), отрывок из какого-либо произведения – (цитата), знак, обозначающий количество – (цифра), систематизированное собрание каких-либо предметов – (коллекция), устаревшее обозначение парикмахера – (цирюльник), стриженный и крашенный мех овцы – (цигейка).


2. Работа с учебником: упр. 432

  1. Тестовый контроль


(слайд 5)


1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .


  1. Подведение итогов.

Какое правило мы сегодня изучили?

Вспомните способ определения написания букв И-Ы после Ц.

Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?


  1. Домашнее задание (слайд 6):

  1. Учить правило, слова-исключения;

  2. Упр. 433