СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Значения букв Е, Ё, Ю, Я". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Значения букв Я, Ю, Е, Ё


  1. Повторение


Синтаксическая пятиминутка: 3 ученика у доски, а класс выполняет небольшое творческое задание.

Работа у доски по карточкам.

Карточка 1. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.

Белые снежинки падают на землю, и все вокруг застилается мягким покрывалом.

Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.

Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

Карточка 3. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.

Красны, ясны и тихи зимние дни.

Творческое задание.

(слайд 1)

Изменить данный текст, где это необходимо, или дополнить его так, чтобы осенний лес «превратился» в зимний.

Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен.


  1. Создание проблемной ситуации, формулировка темы, цели


– Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке – е, ё, ю, я. Какую особенность этих букв вы знаете? (Особенность их в том, что они имеют две функции: могут обозначать один или два звука.) (слайд 2)

– Нам сейчас необходимо решить важную задачу: определить фонетические позиции, при которых буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук или два. Выполним устно упражнения 461, 462.

– Какую роль играют в этих словах буквы е, ё, ю, я? (Указывают на мягкость согласного; обозначают два звука.)

– Сформулируйте вывод, в какой фонетической позиции буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

– Сверим наши выводы с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд 3).

– Мы верно решили нашу небольшую исследовательскую задачу?

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Один звук [э], [о], [у], [а] Два звука [й’] + [э], [о], [у], [а]

После согласного 1. В начале слова

мёл [м’о́л] ёж [й’о́ш] ель [й’э́л’]

люк [л’у́к] юг [й’у́к] яд [й’а́т]

няня [н’а́н’а] 2. После разделительных ь и ъ

лес [л’э́с] шью [шй’у́]

льёт [л’й’о́т]

объятья [обй’а́т’й’а]

3. После гласного

маяк [май’а́к]

каюта [кай’у́та]

твоё [твай’о́]


  1. Первичное закрепление навыков


– Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики. (слайд 4)

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, каюта, баян.

Тест по теме «Фонетика» (слайд 5):

1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

а) мера; б) вьюга; в) метель; г) еж; д) мед; е) Яша; ж) ряд.

2. Какая из указанных букв названа неверно?

а) п – «пэ»; б) х – «хэ»; в) ж – «жэ»; г) н – «нэ»; д) д – «дэ»; е) к – «кэ».

3. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

а) семя; б) вьюга; в) люк; г) полёт; д) каюта.

4. Какие из данных согласных звуков являются звонкими?

а) [ц]; б) [з]; в) [р]; г) [х]; д) [в].

5. После Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А, но не пишутся Ы, Я, Ю.

Назовите слова, которые отступают от данного правила.

а) брош_ра; б) сч_стье; в) ч_до; г) ч_ща; д) ж_ри


  1. Итоги урока


– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?


  1. Домашнее задание (слайд 6): упр. 465 (1 часть).





Приложение 1:


Карточка 1. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.


Белые снежинки падают на землю, и все вокруг застилается мягким покрывалом.


Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.


Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.


Карточка 3. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.


Красны, ясны и тихи зимние дни.



Приложение 2 (ответы к тесту):


1 – б, г, е

2 – г

3 – д

4 – б, в, д

5 – а, д

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!