СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему: "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект будет полезен учителям, родителям для объяснения детям рода имени существительного

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Род имён существительных"»

Урок русского языка в 3 классе (январь 2018 г) Программа «Перспектива», учебник Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина (ч.2)

Составила: Громова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 9» г. Иваново

Вариант 1

Тема: Род имён существительных

1.Организационный момент

- Сегодня на уроке русского языка мы повторим ранее изученное, изучим новый материал, постараемся закрепить его. А что это за материал вы мне скажите чуть позднее.

Проверь,  дружок,
Готов  ли  ты  начать  урок?
Все  на  месте, все  в  порядке:
Книга,  ручки  и  тетрадки?

2. Минутка чистописания

-А сейчас минутка чистописания. Откройте тетради, пропустите от последней записи две строки, запишите число, классная работа. Помните, как правильно нужно сидеть при письме (показ плаката на слайде «правильная посадка»)

-Посмотрите на доску. Какая буква написана на доске? (С)

-Из каких элементов состоит эта буква? (из левого наклонного полуовала)

- Посмотрите, как я пишу эту букву (пишу на доске, комментируя)

- Дальше у меня записан узор ( )

- Какие элементы вы здесь заметили? (левый наклонный полуовал с верхней петлёй, которая плавно переходит в нижнюю петлю)

-Обратите внимание, какое соединение я использовала при написании узора? (верхнее соединение)

- Посмотрите как я буду писать узор (показ)

- Напишите половину строки, чередуя С и УЗОР из букв. Следите за осанкой.

- Посмотрите, какие слоги записаны (СА, СЯ)

- Какое соединение я использовала при написании слога СА? (верхнее), СЯ ( нижнее)

- Посмотрите, как я буду писать слоги (показ)

-Закончите строку, записав слоги, чередуя их. Следите за осанкой.

-Прочитайте слова: столица, север, спасибо

- Какие это слова? (словарные)

- Запишите эти слова на следующей строке. Осанка.

- Составьте предложения с этими словами (составляют устно: Столица России – Москва. На севере живут белые медведи. Мне сказали спасибо.)

- Какой частью речи являются слова (столица, север, спасибо), докажите? (столица, север, спасибо – что?- имя существительное)

3.Повторение изученного

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта Прокопия Андреевича Явтысого, который записан у меня на электронной доске, а у вас на карточке

М.лыш мурлыкал, как к.тёнок,

В своей постели м.ховой.

А за .кном вторые сутки

Пурги не ут.хает вой.

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Какая пропущена орфограмма? (безударные гласные, проверяемые ударением)

- В какой части слова находится данная орфограмма? (в корне слова)

- Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры( чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы безударная стала ударной: гора-горы; дома-дом и т.д.)

- Подчеркните в стихотворении только имена существительные.

- Выпишите имена существительные в тетрадь, поставив их в начальную форму (один ученик работает у доски)

- Вы выписали следующие имена существительные: малыш, котёнок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

- Какое слово лишнее? (сутки, т.к. оно стоит во мн.ч., а все в ед.ч. Это слово стираю с доски)

-На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (1) на одушевлённые: малыш, котёнок и неодушевлённые: постель, окно, пурга, вой; 2) а можно разделить по – другому: на имена существительные, которые имеют форму ед.ч. и мн.ч.: малыш, котёнок, постель, окно, пурга и слова, которые имеют форму только ед.ч. – это слово вой)

4. Обобщение

- Молодцы! Что вы знаете об имени существительном? (имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?, обозначает предмет. Имена существительные бывают собственными и нарицательными; одушевлёнными и неодушевлёнными; изменяются по числам: бывают ед.ч и мн.ч. Встречаются имена существительные, которые имеют форму только мн.ч.: ножницы; только ед.ч.: молоко) Показ на слайде.

5. Физкультминутка

Он всех толще, он всех выше

На ходулях смело вышел

С подкидной доски слетел

Приземлился, заревел.

Но зачем ему реветь?

Потому, что он – медведь!

6. Проблемная ситуация

- Попробуйте разделить данные имена существительные на три группы (разные варианты: по количеству слогов в слове 1) вой – 1 слог; 2) малыш, постель, окно, пурга – 2 слога; 3) котёнок – 3 слога)

7. Постановка учебной задачи

- В русском языке очень много «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

- Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

8. Грамматическая сказка.

- Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные .Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (м.р.) (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (ж.р.) (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (ср.р.) ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. (на доске появляется сокращения ж.р; м.р.; ср.р)

- На какие три группы делятся имена существительные? (Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.)

-Сегодня вы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (плакат, показ на слайде):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

-  Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам. (записываю рядом с сокращением рода слова – помощники)

м.р.

ж.р.

ср. р.

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

(Три ученика работают у доски, по очереди)

вой

постель

окно

малыш

пурга


котенок







- Подберите по 2 слова для каждого столбика (м.р.: пенал, стол; ж.р.: тетрадь, ручка; ср.р.: облако, гнездо)

- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного. (разные варианты)

- Прочитаем вывод в учебнике на странице 4

(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 4:

Каждое имя существительное относится к одному из родов: мужскому, женскому или среднему.

Определить имена существительные м.р. помогают слова он мой: ученик, дом, котёнок; имена существительные ж.р. – слова она моя: ученица, квартира, кошка; имена существительные ср. р. – слова оно моё: учение, окно, поле.)

9. Закрепление

- Продолжите заполнять нашу таблицу, вставляя слова из упражнения 1 на странице 4 учебника.(ребята по цепочке называют слово, определяя род и записывают в нужный столбик)

- Как вы думаете, если имя существительное улица ж.р. может оно стать м.р. или ср.р.? (он мой улиц, оно моё улицо…???)

- Запомните, имена существительные по родам не изменяются! Давайте прочитаем вместе об этом на странице 5 (Учащиеся читают хором вывод на странице 5)

-А теперь, немного поиграем. С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные м.р.; синяяж. р.; зеленаяср. р.)

Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.

10. Итоги урока

-Что нового узнали на уроке? (у имени существительного есть род)

- Как определить род имени существительного? (нужно подставить слова – помощники м.р. помогают слова он мой, ж.р. – слова она моя, ср. р. – слова оно моё.)

- Что ещё особенного вы запомнили? (имена существительные по родам не изменяются)

11. Домашнее задание

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Ваше домашнее задание страница 4 правило, страница 5, упражнение 3, распределить слова по группам.

-Спасибо за урок!





Урок русского языка в 3 классе (январь 2018 г) Программа «Перспектива», учебник Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина (ч.2)

Вариант 2

Тема: Род имён существительных

1.Организационный момент

Проверь,  дружок,
Готов  ли  ты  начать  урок?
Все  на  месте, все  в  порядке:
Книга,  ручки  и  тетрадки?

-Улыбнитесь друг другу, начнём урок!

2. Минутка чистописания

-А сейчас минутка чистописания. Откройте тетради, пропустите от последней записи две строки, запишите число, классная работа. Помните, как правильно нужно сидеть при письме (показ плаката на слайде «правильная посадка»)

-Посмотрите на доску. Какая буква написана на доске? (С)

-Из каких элементов состоит эта буква? (из левого наклонного полуовала)

- Посмотрите, как я пишу эту букву (пишу на доске, комментируя)

- Дальше у меня записан узор ( )

- Какие элементы вы здесь заметили? (левый наклонный полуовал с верхней петлёй, которая плавно переходит в нижнюю петлю)

-Обратите внимание, какое соединение я использовала при написании узора? (верхнее соединение)

- Посмотрите как я буду писать узор (показ)

- Напишите половину строки, чередуя С и УЗОР из букв. Следите за осанкой.

- Посмотрите, какие слоги записаны (СА, СЯ)

- Какое соединение я использовала при написании слога СА? (верхнее), СЯ ( нижнее)

- Посмотрите, как я буду писать слоги (показ)

-Закончите строку, записав слоги, чередуя их. Следите за осанкой.

-Прочитайте слова: столица, север, собака

- Какие это слова? (словарные)

- Запишите эти слова на следующей строке. Осанка.

- Составьте предложения с этими словами (составляют устно: Столица России – Москва. На севере живут белые медведи. Собака сидит в будке.)

-Запишите предложение: На севере живут белые медведи. Выделите грамматическую основу (живут медведи). Обозначьте над каждым словом часть речи.

- Как вы определяли часть речи? (слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, что? – имя существительное; признак предмета, какие? – имя прилагательное; действие предмета, что делают? – глагол)

3.Повторение изученного

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта Прокопия Андреевича Явтысого, который записан у меня на электронной доске, а у вас на карточке

М.лыш мурлыкал, как к.тёнок,

В своей постели м.ховой.

А за .кном вторые сутки

Пурги не ут.хает вой.

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Какая пропущена орфограмма? (безударные гласные, проверяемые ударением)

- В какой части слова находится данная орфограмма? (в корне слова)

- Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры( чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы безударная стала ударной: гора-горы; дома-дом и т.д.)

- Подчеркните в стихотворении только имена существительные.

- Выпишите имена существительные в тетрадь, поставив их в начальную форму (один ученик работает у доски)

- Вы выписали следующие имена существительные: малыш, котёнок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

- Какое слово лишнее? (сутки, т.к. оно стоит во мн.ч., а все в ед.ч. Это слово стираю с доски)

-На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (1) на одушевлённые: малыш, котёнок и неодушевлённые: постель, окно, пурга, вой; 2) а можно разделить по – другому: на имена существительные, которые имеют форму ед.ч. и мн.ч.: малыш, котёнок, постель, окно, пурга и слова, которые имеют форму только ед.ч. – это слово вой)

4. Обобщение

- Молодцы! Что вы знаете об имени существительном? (имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?, обозначает предмет. Имена существительные бывают собственными и нарицательными; одушевлёнными и неодушевлёнными; изменяются по числам: бывают ед.ч и мн.ч. Встречаются имена существительные, которые имеют форму только мн.ч.: ножницы; только ед.ч.: молоко) Показ на слайде.

5. Физкультминутка

Он всех толще, он всех выше

На ходулях смело вышел

С подкидной доски слетел

Приземлился, заревел.

Но зачем ему реветь?

Потому, что он – медведь!

6. Проблемная ситуация

- Попробуйте разделить данные имена существительные на три группы (разные варианты: по количеству слогов в слове 1) вой – 1 слог; 2) малыш, постель, окно, пурга – 2 слога; 3) котёнок – 3 слога)

7. Постановка учебной задачи

- В русском языке очень много «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

- Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Как?

8. Решение проблемной ситуации.

-А на помощь нам придёт ребус. Разгадайте его.

Слайд .

Рука + Осень + Дом = РОД

- Что такое род? (Род - это семья, родня.)

- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Тема: Род имён существительных.) Слайд.

-Подумайте, какие задачи можете перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.)

3. Научиться определять…(род имени существительного.)

- Прочитайте текст (карточка 2) (слайд)

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.



- Что вы заметили в этом тексте? (Повторяются слова)

- Что нужно сделать, чтобы не было речевых ошибок? (Заменить эти слова).

-Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? (Местоимения).

-Какие местоимения можно употребить вместо слов зима ,снег, солнце ? (Местоимения она, он,оно).

-Попробуйте подобрать к каждому из записанных слов соответствующие местоимения. В каком числе стоят слова? (В единственном числе)

-Какие местоимения мы будем использовать? (Он, она, оно.)

-Заполним таблицу (дети вместе со мной).

М.р. ж.р. ср.р.

Он мой она моя оно моё

Снег зима солнце



Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов. (дописываю мелом разных цветов м.р.; ж.р.; ср.р над словами - помощниками)

-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Если к существительному подставить слова-помощники «она моя», то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.)

-Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение.

А вот и секрет (плакат, показ на слайде):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

-  Пользуясь секретом запишите имена существительные в три столбика по родам.

м.р.

ж.р.

ср. р.

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

(Три ученика работают у доски, по очереди)

вой

постель

окно

малыш

пурга


котенок







- Подберите по 2 слова для каждого столбика (м.р.: пенал, стол; ж.р.: тетрадь, ручка; ср.р.: облако, гнездо)

- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного. (разные варианты)

- Прочитаем вывод в учебнике на странице 4

(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 4:

Каждое имя существительное относится к одному из родов: мужскому, женскому или среднему.

Определить имена существительные м.р. помогают слова он мой: ученик, дом, котёнок; имена существительные ж.р. – слова она моя: ученица, квартира, кошка; имена существительные ср. р. – слова оно моё: учение, окно, поле.)





9. Закрепление

- Продолжите заполнять нашу таблицу, вставляя слова из упражнения 1 на странице 4 учебника.(ребята по цепочке называют слово, определяя род и записывают в нужный столбик)

- Как вы думаете, если имя существительное улица ж.р. может оно стать м.р. или ср.р.? (он мой улиц, оно моё улицо…???)

- Запомните, имена существительные по родам не изменяются! Давайте прочитаем вместе об этом на странице 5 (Учащиеся читают хором вывод на странице 5)

-Из карточки 2 выпишите в тетрадь все иена существительные, поставив их в начальную форму.

- Прочитайте, какие слова вы выписали (зима, волшебство, природа, снег, земля, крыша, дом, одеяло, солнце, луч)

-А теперь, немного поиграем. С помощью сигнальных карточек определите род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные м.р.; синяяж. р.; зеленаяср. р.)

10. Итоги урока

-Что нового узнали на уроке? (у имени существительного есть род)

- Как определить род имени существительного? (нужно подставить слова – помощники м.р. помогают слова он мой, ж.р. – слова она моя, ср. р. – слова оно моё.)

- Что ещё особенного вы запомнили? (имена существительные по родам не изменяются)

11. Домашнее задание

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Ваше домашнее задание страница 4 правило, страница 5, упражнение 3, распределить слова по группам.

-Спасибо за урок!







Приложение

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.

Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах.







М…лыш мурлыкал, как к…тёнок,

В своей постели м…ховой.

А за …кном вторые сутки

Пурги не ут…хает вой.

М…лыш мурлыкал, как к…тёнок,

В своей постели м…ховой.

А за …кном вторые сутки

Пурги не ут…хает вой.

М…лыш мурлыкал, как к…тёнок,

В своей постели м…ховой.

А за …кном вторые сутки

Пурги не ут…хает вой.

М…лыш мурлыкал, как к…тёнок,

В своей постели м…ховой.

А за …кном вторые сутки

Пурги не ут…хает вой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!