при однородных членах предложения».
МБОУ «СОШ №1 с.Чечен - Аул».
Урок русского языка в 8-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» запланирован, как урок-закрепление ранее изученного материала с использованием ИКТ.
Данный урок является вторым в данной теме, который помогает закрепить знания, умение и навыки, полученные на предыдущем уроке. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. На уроке использовала следующие методы:
С целью заинтересовать учащихся изучением данной темы, повторить изученный материал самостоятельно детям задается творческое домашнее задание с использованием компьютера (составить и напечатать тест из 5 вопросов по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»).
№ | этапы | Деятельность учителя | Работа учащихся | Примечание |
1 | Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. | | |
2 | Сообщение темы и цели | -Тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения». -Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? -Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока. | Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. Уметь: поставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. | Слайд №1 Слайд №2 |
3 | Словарная работа | -Повторим домашнее задание. Дома вы повторяли слова из словаря. Смотрим на экран, где даны слова. На месте точки вам нужно вставить пропущенную букву. Выполняем работу на листочках. | Памятник, обелиск, традиция, идеал, стипендия, диплом, аттестат, директор, митинг, депутат, театр, режиссер, конгресс,карнавал, иллюминация, комиссия,троллейбус, пьеса,эксперимент | Слайд №3 |
4 | Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием | - Посмотрите на экран, на котором записан алгоритм выполнения задания. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия; дальше под цифрами даны ваши действия. -Один человек работает у доски, остальные в тетради. -Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову. -Составьте схему к данному предложению. Объясните. | 1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места. (в лесу) 2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает) 3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё) В лесу поражает всё:…(трава, деревья, птицы) | Слайд №4 |
5 | Работа со схемами. Повторение правила | -Перед вами карточки со схемами, расскажите правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами и выберите на доске предложение, которому соответствует данная схема. -Давайте посмотрим на экран и еще раз прочитаем правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами. | 1)Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. 2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. 3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое. | Слайд №5 |
6 | Выборочное списывание | -Прочитайте текст на экране. Используя этот текст, выполните задание по карточке, которая лежит перед каждым из вас. Текст:Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. Богатая библиотека со старинными книгами, стол, за которым писал Тургенев, кровать, большая черная икона в серебряном окладе, будто бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным, - всё подлинное. - если прилагательное образовано от существительного с основой на Н (старина) -непроверяемая безударная в корне слова, написание которой нужно запомнить. Слово из словаря. (кровать) -в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида (пожаловать) -слово из словаря, написание, которого нужно запомнить.(подлинное) | Задание на карточке: 1.Прочитайте текст. Подберите синоним к слову подлинное (истинное, настоящее). 2.Определите стиль и тип речи.(художественный, повествование) 3. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж однородных членов и обобщающего слова, каким членом предложения они являются. 4.Составьте схему к предложению. | Слайд №6 |
7 | Самостоятельная работа. | -Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, сделайте схемы. - Выполнили, сдайте тетрадь на проверку. | 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь. | Слайд №7 |
8 | Подведение итогов. Оценки. | Сегодня на уроке мы все хорошо поработали, повторили понятия : обобщающие слова, однородные члены. Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. -Ваши оценки за урок: за словарную работу …. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. | | |
9 | Домашнее задание | Откройте дневники и запишите домашнее: используя компьютер, составьте тест из 5 вопросов по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения». | | Слайд №8 |