2. Мотивация и актуализация урока | Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные? - Правильно. А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное? - Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи? - Правильно. - Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро…) -Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц). - А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц. Ворона- какая она? - Сорока? А какой же воробей? - Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята. | Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета. Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие. Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета. Ответы детей: ворона, сорока, воробей. Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,………… Ответы детей: ворона- большая, черная, сильная,…… Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, ….. Ответы детей: воробей- маленький, серенький, …… |
3. Определение темы и цели урока | 1) Словарная работа. Электр.прил.к учебнику. 2)- Сейчас обратим внимание на экран вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы. -Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет - на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного. - Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит? Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие? Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие. - Откройте книгу на странице 92 и прочитайте правило про себя. - Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие? - Правильно. -Посмотрите на доску. К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу: Цветок...,......,.... Лиса....,..., Ученик...,.... Дружба...,.... (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая) - Что вы можете сказать из записанного ? - Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес). - А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. - А прилагательные могут “гулять «без существительных. И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого? - По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними, (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род. - Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич | кто-нибудь из детей прочтет текст. (дети находят эти слова и читают) Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова) Ответы детей: черная- галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый. Ответы детей: …………………………….. Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух. Учащиеся, не читая из книги, отвечают на вопрос. Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета. Ответы детей: да, могут. (дети читают прилагательные) Ответы детей: Нет, не могут. Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны. |