СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме :« Определение падежей имен существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кконспект урока русскогоязыка в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме :« Определение падежей имен существительных»»


Тема урока :« Определение падежей имен существительных»

Цели урока:

1. Обучающие

- совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже;

- углубить знания учащихся об имени существительном;

- продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

2. Развивающие:

- развивать интерес учащихся к русскому языку;

- развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;

- научить применять полученные знания на практике.

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственное отношение обучающихся к животным;

- формировать положительное отношение к учебе;

- добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учебно-материальное оснащение:

- тетради;

- карточки – задания (тест – самоконтроль);

- карточки – задания «Составь словосочетание» (разноуровневые);

- карточки – задания с деформированным текстом (разноуровневые);

- записи отрывков из песен советских композиторов;

- презентация «Физкультминутка»


Ход урока

1. Организационный этап 2 мин

- Рапорт дежурного;

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен бережному отношению человека к животным. Вы узнаете много интересного о домашних питомцах, а также покажете свои знания по изученной теме.

2. Актуализация прежних знаний. 7 мин

Индивидуальное задание: чистописание

Задание 1.

Ответьте на мои вопросы и назовите первую букву каждого ответа.

- часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? (существительное)

- главная неизменяемая часть слова (корень)

- непроизносимая согласная в слове солнце (л)

- изменяемая часть слова (окончание)

- имена существительные бывают собственные и ……. (нарицательные)

- существительные бывают множественного числа и…. (единственного числа)

- существительное река собственное или нарицательное? (нарицательное)

- гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

- существительное тетрадь стоит в каком числе? (в единственном)


Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ

- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)

- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

- Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

(определять падеж имен существительных)

Слайд 1 Тема урока «Определение падежей имен существительных»

Работа в тетрадях.

Запишите число, тему урока в тетрадях.

Задание 2. Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля

- У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. Как работать с таким тестом вы знаете. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами



Именительный падеж Кому? Чему?


Родительный падеж О ком? О чем?


Дательный падеж Кто? Что?


Винительный падеж Кем? Чем?


Творительный падеж Кого? Чего?


Предложный падеж Кого? Что?





- Обратите внимание, у нас 2 вида падежных вопросов. К каким существительным мы задаем вопрос кто? (к одушевленным )

- А к каким - вопрос что? (к неодушевленным)

Ученик читает вслух стихотворение 2мин

Кто любит собак

Или прочих животных-

Серьёзных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить и осла и козла

Тот людям вовеки не сделает зла.

- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным, ведь как сказано в стихотворении: кто может любить и осла и козла, тот людям вовеки не сделает зла.


3. Работа по теме урока 10 мин


Слайд 2 «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это сказал французский писатель, Антуан де Сент Экзюпери, автор известного романа «Маленький принц»

Слайд 3 А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».

Слайд 4

Задание 2 Словарная работа

- А сейчас мы с вами проведем словарную работу.


Продолжите выражение:

Охотничья …… собака

Ласковая ………...кошка

Косолапый медведь

Косой заяц


- Что объединяет эти слова? (животные, кто? одушевленные существительные)

- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)


Слайд 5

- С данными словами нужно составить словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив их в нужном падеже.

Открываются слова: Лает собака

Молоко для кошка

Подойти к медведь

Погоня за заяц

Дети составляют словосочетания в тетради, определяют падеж сузествительных.

Используют карточки с дифференцированным заданием.

(Беловы – списывают словосочетания с карточки)

Слайд 6 (проверка задания)

- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

(ответы детей)

- А кого еще дома живут кошки и собаки? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут совсем рядом - в одной с тобой квартире, в твоем дворе.



Слайд 7 (кошки) 5 мин

- Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев.

Коровы дают нам молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - оче6нь слабы. Кошки ловят мышей, но не из-за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, и так счастливы - их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.

- Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.

- У вас на партах лежат цветные карточки с деформированным текстом.

Вам нужно вставить в текс слово КОШКА в нужном падеже.


кошка


Домашняя _______________ с давних пор живет рядом с человеком.

Она произошла от дикой ___________.

Многие народы поклонялись домашней _____________.

В Египте __________ считали священным животным.

На Руси также дорожили _____________.

О ____________ сложили много легенд и сказок.


Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Проверка – чтение предложений.

- Вторая часть задания - Запись и определение падежей – домашнее задание.


4. Физкультминутка. 2 мин

Презентация.

5. Работа по теме урока.

- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)

- Собака - верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность.

- Многие композиторы и поэты написали песни и стихи об этом верном и преданном друге человека.

- Сейчас вы прослушаете фрагменты детских песен о собаке. Вы должны из каждого отрывка назвать словосочетание со словом собака .





8 мин

1 отрывок Человек собаке друг ….

2 отрывок Пропала собака по кличке Дружок…

3 отрывок Преданней собаки нет существа…

4 отрывок Собака бывает кусачей……

Работа на доске:

Друг собаке, пропала собака, преданней собаки, собака бывает

(определение падежа существительных)

2 мин.

- Ребята, а все ли кошки и собаки имеют хороших хозяев?

(ответы детей)

Каждый день мы можем увидеть печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов. По нашему городу бегают десятки бездомных собак и кошек.

- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Поэтому, прежде чем завести себе четвероногого друга, нужно хорошенько подумать, сможешь ли ты ему уделять столько времени и внимания , сколько потребуется для воспитания настоящего друга.

6. Рефлексия. 5 мин

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

- Что называется склонением?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите.

- Как определить падеж имени существительного?


- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили об отношении человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.

Оценка урока обучающимися. (смайлики с собаками)

Оценки

Домашнее задание.

Дополнительно:

Допиши стихотворение

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый ……….

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от……………… .

А теперь и за версту

Не приблизиться к …….. .

Крыса старая - и та,

Видя грозного ………..,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с……….. .

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о…………. .