Тема урока :« Определение падежей имен существительных»
Цели урока:
1. Обучающие
- совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже;
- углубить знания учащихся об имени существительном;
- продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.
2. Развивающие:
- развивать интерес учащихся к русскому языку;
- развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
- научить применять полученные знания на практике.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственное отношение обучающихся к животным;
- формировать положительное отношение к учебе;
- добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Учебно-материальное оснащение:
- тетради;
- карточки – задания (тест – самоконтроль);
- карточки – задания «Составь словосочетание» (разноуровневые);
- карточки – задания с деформированным текстом (разноуровневые);
- записи отрывков из песен советских композиторов;
- презентация «Физкультминутка»
Ход урока
1. Организационный этап 2 мин
- Рапорт дежурного;
- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен бережному отношению человека к животным. Вы узнаете много интересного о домашних питомцах, а также покажете свои знания по изученной теме.
2. Актуализация прежних знаний. 7 мин
Индивидуальное задание: чистописание
Задание 1.
Ответьте на мои вопросы и назовите первую букву каждого ответа.
- часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? (существительное)
- главная неизменяемая часть слова (корень)
- непроизносимая согласная в слове солнце (л)
- изменяемая часть слова (окончание)
- имена существительные бывают собственные и ……. (нарицательные)
- существительные бывают множественного числа и…. (единственного числа)
- существительное река собственное или нарицательное? (нарицательное)
- гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- существительное тетрадь стоит в каком числе? (в единственном)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
- Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?
(определять падеж имен существительных)
Слайд 1 Тема урока «Определение падежей имен существительных»
Работа в тетрадях.
Запишите число, тему урока в тетрадях.
Задание 2. Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля
- У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. Как работать с таким тестом вы знаете. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами
Именительный падеж Кому? Чему? Родительный падеж О ком? О чем? Дательный падеж Кто? Что? Винительный падеж Кем? Чем? Творительный падеж Кого? Чего? Предложный падеж Кого? Что? |
- Обратите внимание, у нас 2 вида падежных вопросов. К каким существительным мы задаем вопрос кто? (к одушевленным )
- А к каким - вопрос что? (к неодушевленным)
Ученик читает вслух стихотворение 2мин
Кто любит собак
Или прочих животных-
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и осла и козла
Тот людям вовеки не сделает зла.
- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным, ведь как сказано в стихотворении: кто может любить и осла и козла, тот людям вовеки не сделает зла.
3. Работа по теме урока 10 мин
Слайд 2 «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это сказал французский писатель, Антуан де Сент Экзюпери, автор известного романа «Маленький принц»
Слайд 3 А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
Слайд 4
Задание 2 Словарная работа
- А сейчас мы с вами проведем словарную работу.
Продолжите выражение:
Охотничья …… собака
Ласковая ………...кошка
Косолапый медведь
Косой заяц
- Что объединяет эти слова? (животные, кто? одушевленные существительные)
- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)
Слайд 5
- С данными словами нужно составить словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив их в нужном падеже.
Открываются слова: Лает собака
Молоко для кошка
Подойти к медведь
Погоня за заяц
Дети составляют словосочетания в тетради, определяют падеж сузествительных.
Используют карточки с дифференцированным заданием.
(Беловы – списывают словосочетания с карточки)
Слайд 6 (проверка задания)
- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?
(ответы детей)
- А кого еще дома живут кошки и собаки? (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут совсем рядом - в одной с тобой квартире, в твоем дворе.
Слайд 7 (кошки) 5 мин
- Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев.
Коровы дают нам молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - оче6нь слабы. Кошки ловят мышей, но не из-за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, и так счастливы - их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.
- Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.
- У вас на партах лежат цветные карточки с деформированным текстом.
Вам нужно вставить в текс слово КОШКА в нужном падеже.
кошка
Домашняя _______________ с давних пор живет рядом с человеком.
Она произошла от дикой ___________.
Многие народы поклонялись домашней _____________.
В Египте __________ считали священным животным.
На Руси также дорожили _____________.
О ____________ сложили много легенд и сказок.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Проверка – чтение предложений.
- Вторая часть задания - Запись и определение падежей – домашнее задание.
4. Физкультминутка. 2 мин
Презентация.
5. Работа по теме урока.
- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)
- Собака - верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность.
- Многие композиторы и поэты написали песни и стихи об этом верном и преданном друге человека.
- Сейчас вы прослушаете фрагменты детских песен о собаке. Вы должны из каждого отрывка назвать словосочетание со словом собака .
8 мин
1 отрывок Человек собаке друг ….
2 отрывок Пропала собака по кличке Дружок…
3 отрывок Преданней собаки нет существа…
4 отрывок Собака бывает кусачей……
Работа на доске:
Друг собаке, пропала собака, преданней собаки, собака бывает
(определение падежа существительных)
2 мин.
- Ребята, а все ли кошки и собаки имеют хороших хозяев?
(ответы детей)
Каждый день мы можем увидеть печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов. По нашему городу бегают десятки бездомных собак и кошек.
- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
(Ответы детей.)
- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Поэтому, прежде чем завести себе четвероногого друга, нужно хорошенько подумать, сможешь ли ты ему уделять столько времени и внимания , сколько потребуется для воспитания настоящего друга.
6. Рефлексия. 5 мин
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.
- Что называется склонением?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите.
- Как определить падеж имени существительного?
- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили об отношении человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.
Оценка урока обучающимися. (смайлики с собаками)
Оценки
Домашнее задание.
Дополнительно:
Допиши стихотворение
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый ……….
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от……………… .
А теперь и за версту
Не приблизиться к …….. .
Крыса старая - и та,
Видя грозного ………..,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с……….. .
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о…………. .