СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока русского языка по данной теме  – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.»





Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

  1. образовательная – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;

  2. деятельностная – формировать способность учащихся к выведению общего правила написания безударных падежных окончаний существительных, тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях, развивать самостоятельность мышления, орфографическую зоркость.

Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.



















  1. Мотивация к учебной деятельности

- Как назывался текст домашнего упражнения? (добыча полезных ископаемых)

- С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (приносят человеку пользу)

- У нас урок русского языка. Что полезного мы будем «добывать» на уроке? (знания)

- Как мы будем это делать? (выполним пробное действие)

- Что мы будем делать при возникновении затруднения? (посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)

- Как мы можем справиться с затруднением? (составим план работы по открытию нового знания)

- С какой целью будем «добывать» новое знание? (чтобы применять его в жизни, на уроках)

- Пусть девизом нашего урока станут слова «Будем знанья добывать, чтоб с успехом применять»

- Знания о какой части речи мы «добывали» на последних уроках? (об имени существительном)



  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)

- Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (склонение)

- Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.

- Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (знание словарных слов, умение определять тип склонения)

- Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

В результате повторения на смарт доске появляется таблица

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р. и М.р.

М.р. и Ср.р.

Ж.р.

- а

- о

- ь

- я

- е




На доске расположены карточки с шагами алгоритма. Карточки расположены в хаотичном порядке.

- Надо восстановить правильную последовательность наших действий по определению склонения существительного.

Задание выполняется фронтально, обсуждаем коллективно.

Зафиксировали алгоритм в знаках.

- Прочитайте, какой алгоритм у нас получился.

Алгоритм определения склонения.

1. Определить род.

2. Выдели окончание.

3. Определи склонение.

- Для чего будем пользоваться этим алгоритмом?



Учитель диктует словарные слова, Ребята распределяют их в три столбика по склонениям. (Автомобиль, тетрадь, тарелка, дорога, морковь, квартира, мебель.)

Коллективная проверка выполнения задания с проговариванием орфограмм словарных слов.

- У кого были затруднения при выполнении задания?

- Куда надо обратиться за помощью? (к шагам алгоритма)

Задание на пробное действие.

- Возьмём из каждого склонения по одному существительному.

- Запишем словосочетания (на планшетках маркером), вставьте окончания существительных

Ехал в автомобиле

Салат из моркови

- Кто смог вставить окончания у существительных?

- Кто не смог вставить окончания? Почему? Можешь объяснить? (возникло затруднение, не знаем правила написания окончаний)



  1. Выявление места и причины затруднения

- В какой части словарного слова встретилось затруднение? (в окончании)

- Почему? (слабая позиция, безударная гласная в окончании)

- Почему не смогли выбрать гласную в окончании (не знаем правила написания безударных падежных окончаний существительных)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (правописание падежных окончаний имен существительных)



  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель поставим перед собой? (узнать как пишутся безударные падежные окончания существительных)

- Вспомните правила проверки безударного гласного, который стоит в слабой позиции. (подбираем проверочное слово, чтобы ударение падало на ту часть слова, где безударный гласный)

Работа в группах

Класс делится на шесть групп. Для выполнения этого задания каждая группа получает цветовой код (желтый, зелёный, синий)

- Прочитайте задание на карточках (просклонять существительное)

- Вспомним, что значит просклонять существительное (изменить по падежам)

- Нам помогут старые эталоны.

На доске появляется эталон склонения существительных по падежам



- Продумаем план наших действий.

- Откроем надписи на доске.

- Расставим в правильной последовательности ход наших действий.

В результате обсуждения на доске зафиксировали план:

  1. Заполнить таблицу.

  2. Проанализировать и найти закономерность.

  3. Сделать вывод.

- Что составили? (план открытия нового знания)

- Будем реализовывать наш план. Работать будем в группах. Приступайте.

Пользуясь эталоном, заполни таблицу.

Карточка №1 (жёлтый код) – для 1-й и 2-й группы

Просклоняйте существительное «РУКА». Поставьте ударение. Выделите окончания.




Карточка №2 (зелёный код) – для 3-й и 4-й группы

Просклоняйте существительное «ГРУДЬ». Поставьте ударение. Выделите окончания.







Карточка №3 (зелёный код) – для 5-й и 6-й группы

Просклоняйте существительное «ПЛЕЧО». Поставьте ударение. Выделите окончания.







  1. Реализация построенного проекта

- Заполнили таблицу. Проверяем.



1 группа



- 2-я группа согласна с 1-й группой? Какая у вас получилась таблица?

Аналогично проверяем работу 3-й и 4-й группы, 5-й и 6-й. На доске появляются таблицы.





- Мы заполнили три таблицы. Что общего вы заметили в этих словах (все слова имеют ударные окончания)

- Для чего можно использовать ударные падежные окончания? (для проверки безударных падежных окончаний)

- Как можем узнать верны наши выводы или нет? (проверить по учебнику)

Читаем в учебнике правило:

Безударные окончания можно проверять ударными.

- Приемлемо ли это правило для темы нашего урока? (да)

- Подумайте, какое из существительных в таблице подойдёт для проверки окончаний у существительных 1 склонения? Почему? (рука, ж.р., -а, 1 скл.)

- Для существительных 2-склонения? (плечо, ср.р., -о, 2 скл.) 3 склонения? (грудь, ж.р., -ь, 3 скл.)

На доске зафиксировали:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

рука

плечо

грудь



- Это наши слова-помошники. Запомните их.

- Составим алгоритм действий для проверки написания безударных падежных окончаний существительных.

- Какой алгоритм использовали в начале урока? (определение склонения существительного)

- Это будет наш первый шаг. (на доске появляется табличка)

1. Определить склонение

- Какие слова помогли проверить безударные окончания? (слова-помошники)

- Какой будет наш следующий шаг? (на доске появляется табличка)

2. Подставь слово-помошник того же склонения

- На какую часть слова надо посмотреть? (на окончание)

3. Написать в окончании ту же букву, что в окончании проверочного слова

- Проверим наш эталон по учебнику.

На доске зафиксировали новый эталон.

  1. Склонение

  2. Слово-помощник

  3. Ударное окончание

- Вернёмся к началу урока. В словосочетаниях со словарными словами у нас возникли затруднения.

- Используя алгоритм, который мы вывели, вставьте нужные безударные окончания имён существительных. (дети возвращаются к работе на планшетках)

Проверка выполнения работы. В случае затруднения обращаемся к алгоритму.

Ехал в автомобиле

Салат из моркови



Физминутка.



- Если увидите существительные 1 склонения, поднимает руки (рука – слово-помощник для 1 склонения).

- Если существительное 2 склонения, руки к плечам (плечо – слово-помощник 2 склонения).

- Если существительное 3 склонения, руки перед грудью (грудь – слово-помощник 3 склонения).

Под музыку на смарт доске появляются слайды со словами. На одном слайде – одно слово. (Стол, мышь, доска, мышка, морковь, врач, глушь, облако, пшеница, гараж, картошка.)



VI. Первичное закрепление во внешней речи.

- Используя алгоритм, запишем ответы на вопросы (фронтальная работа)

1) Где восходит солнце? (на востоке, восток – 2 скл., на плече, окончание е)

2) А где заходит? (на западе)

3) Где находятся два полюса Земли? (на севере, на юге)

4) На чём весной висят серёжки? (на берёзе)

5) На каких кустах сиреневые цветы? (на сирени)

- Что общего у этих существительных? (у всех безударные окончания)

- Как мы проверим безударную гласную в окончании существительного? (пользовались алгоритмом)

Работа в парах.

-Пользуясь алгоритмом, вставьте окончания у существительных.

По полянк., к черёмух., у ежих., на медал., в пол., по травинк..

-Проверим, что получилось.

На смарт -доске появляются ответы.

По полянке, к черёмухе, у ежихи, на медали, в поле.



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Закрепим наши умения на практике.

На топол., от бол., в деревн., по комнат., от радост., в библиотек., у речк.,по дорог., в рек..

-Проверим работу .

Эталон для самопроверки.

На тополе, от боли, в деревне, по комнате, от радости. в библиотеке, у речки,

по дороге.

- Найдите слова, которые имеют окончание – Е.

- Найдите слова, которые имеют окончание – И.

-Кто ошибся? Почему? (в определении склонения, в использовании нового алгоритма)

-Повторим, как определить склонение существительного. (шаги алгоритма)

-Вспомним новый эталон, который создали сегодня.



- Оцените свои знания. Если вы были правы в выборе буквы, поставьте « +» ВЫ МОЛОДЦЫ!





VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных? (чтобы грамотно писать)

- Где могут встретиться безударные окончания существительных? (диктант, изложение, сочинение и т.д.)

- Обозначь окончания слов в поговорках буквой. Окончание - очень изменяемая часть слова. Для выбора верного ответа, используй новый эталон. ( Задание выполняем фронтально).

Собирай по ягодк…- наберёшь кузовок.

Без букваря и грамматик… не учатся математик… .

Капля по капл… и камень точит.

Букварь- к мудрост… ступенька.

-Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания у существительного?

-Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях кружок, а кому трудно- квадратик.



IX. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель на уроке мы ставили? (узнать правила написания правила написания безударных падежных окончаний существительных)

- Удалось ли достичь цели?

- Чем можете доказать? (составили алгоритм, учились применять его на практике)

Наш урок подошёл к концу.



Оцените свою работу.

Я сегодня на уроке учился ________________________________ .

Я работал с ____________________ настроением.

Я ____________________________ доволен собой.

Я испытал затруднения, когда _____________________________ .



Ученики заполняют карточки. Обсуждаем ответы.

- Чтобы не испытывать затруднений, потренируемся работать по алгоритму в домашнем задании.

Измени существительные по вопросам. Напиши словосочетания. Укажи склонение, выдели окончания.



1.Сшили (для кого?) для (сестра).

2.Связали ( из чего?) из ( шерсть).

3. Жил ( у кого?) у (бабушка). и т.д.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!