Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
образовательная – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;
деятельностная – формировать способность учащихся к выведению общего правила написания безударных падежных окончаний существительных, тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях, развивать самостоятельность мышления, орфографическую зоркость.
Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.
Мотивация к учебной деятельности
- Как назывался текст домашнего упражнения? (добыча полезных ископаемых)
- С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (приносят человеку пользу)
- У нас урок русского языка. Что полезного мы будем «добывать» на уроке? (знания)
- Как мы будем это делать? (выполним пробное действие)
- Что мы будем делать при возникновении затруднения? (посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)
- Как мы можем справиться с затруднением? (составим план работы по открытию нового знания)
- С какой целью будем «добывать» новое знание? (чтобы применять его в жизни, на уроках)
- Пусть девизом нашего урока станут слова «Будем знанья добывать, чтоб с успехом применять»
- Знания о какой части речи мы «добывали» на последних уроках? (об имени существительном)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)
- Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (склонение)
- Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.
- Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (знание словарных слов, умение определять тип склонения)
- Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.
В результате повторения на смарт доске появляется таблица
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Ж.р. и М.р. | М.р. и Ср.р. | Ж.р. |
- а | - о | - ь |
- я | - е | |
На доске расположены карточки с шагами алгоритма. Карточки расположены в хаотичном порядке.
- Надо восстановить правильную последовательность наших действий по определению склонения существительного.
Задание выполняется фронтально, обсуждаем коллективно.
Зафиксировали алгоритм в знаках.
- Прочитайте, какой алгоритм у нас получился.
Алгоритм определения склонения.
1. Определить род.
2. Выдели окончание.
3. Определи склонение.
- Для чего будем пользоваться этим алгоритмом?
Учитель диктует словарные слова, Ребята распределяют их в три столбика по склонениям. (Автомобиль, тетрадь, тарелка, дорога, морковь, квартира, мебель.)
Коллективная проверка выполнения задания с проговариванием орфограмм словарных слов.
- У кого были затруднения при выполнении задания?
- Куда надо обратиться за помощью? (к шагам алгоритма)
Задание на пробное действие.
- Возьмём из каждого склонения по одному существительному.
- Запишем словосочетания (на планшетках маркером), вставьте окончания существительных
Ехал в автомобиле
Салат из моркови
- Кто смог вставить окончания у существительных?
- Кто не смог вставить окончания? Почему? Можешь объяснить? (возникло затруднение, не знаем правила написания окончаний)
Выявление места и причины затруднения
- В какой части словарного слова встретилось затруднение? (в окончании)
- Почему? (слабая позиция, безударная гласная в окончании)
- Почему не смогли выбрать гласную в окончании (не знаем правила написания безударных падежных окончаний существительных)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (правописание падежных окончаний имен существительных)
Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель поставим перед собой? (узнать как пишутся безударные падежные окончания существительных)
- Вспомните правила проверки безударного гласного, который стоит в слабой позиции. (подбираем проверочное слово, чтобы ударение падало на ту часть слова, где безударный гласный)
Работа в группах
Класс делится на шесть групп. Для выполнения этого задания каждая группа получает цветовой код (желтый, зелёный, синий)
- Прочитайте задание на карточках (просклонять существительное)
- Вспомним, что значит просклонять существительное (изменить по падежам)
- Нам помогут старые эталоны.
На доске появляется эталон склонения существительных по падежам
- Продумаем план наших действий.
- Откроем надписи на доске.
- Расставим в правильной последовательности ход наших действий.
В результате обсуждения на доске зафиксировали план:
Заполнить таблицу.
Проанализировать и найти закономерность.
Сделать вывод.
- Что составили? (план открытия нового знания)
- Будем реализовывать наш план. Работать будем в группах. Приступайте.
Пользуясь эталоном, заполни таблицу.
Карточка №1 (жёлтый код) – для 1-й и 2-й группы
Просклоняйте существительное «РУКА». Поставьте ударение. Выделите окончания.
Карточка №2 (зелёный код) – для 3-й и 4-й группы
Просклоняйте существительное «ГРУДЬ». Поставьте ударение. Выделите окончания.
Карточка №3 (зелёный код) – для 5-й и 6-й группы
Просклоняйте существительное «ПЛЕЧО». Поставьте ударение. Выделите окончания.
Реализация построенного проекта
- Заполнили таблицу. Проверяем.
1 группа
- 2-я группа согласна с 1-й группой? Какая у вас получилась таблица?
Аналогично проверяем работу 3-й и 4-й группы, 5-й и 6-й. На доске появляются таблицы.
- Мы заполнили три таблицы. Что общего вы заметили в этих словах (все слова имеют ударные окончания)
- Для чего можно использовать ударные падежные окончания? (для проверки безударных падежных окончаний)
- Как можем узнать верны наши выводы или нет? (проверить по учебнику)
Читаем в учебнике правило:
Безударные окончания можно проверять ударными.
- Приемлемо ли это правило для темы нашего урока? (да)
- Подумайте, какое из существительных в таблице подойдёт для проверки окончаний у существительных 1 склонения? Почему? (рука, ж.р., -а, 1 скл.)
- Для существительных 2-склонения? (плечо, ср.р., -о, 2 скл.) 3 склонения? (грудь, ж.р., -ь, 3 скл.)
На доске зафиксировали:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
рука | плечо | грудь |
- Это наши слова-помошники. Запомните их.
- Составим алгоритм действий для проверки написания безударных падежных окончаний существительных.
- Какой алгоритм использовали в начале урока? (определение склонения существительного)
- Это будет наш первый шаг. (на доске появляется табличка)
1. Определить склонение
- Какие слова помогли проверить безударные окончания? (слова-помошники)
- Какой будет наш следующий шаг? (на доске появляется табличка)
2. Подставь слово-помошник того же склонения
- На какую часть слова надо посмотреть? (на окончание)
3. Написать в окончании ту же букву, что в окончании проверочного слова
- Проверим наш эталон по учебнику.
На доске зафиксировали новый эталон.
Склонение
Слово-помощник
Ударное окончание
- Вернёмся к началу урока. В словосочетаниях со словарными словами у нас возникли затруднения.
- Используя алгоритм, который мы вывели, вставьте нужные безударные окончания имён существительных. (дети возвращаются к работе на планшетках)
Проверка выполнения работы. В случае затруднения обращаемся к алгоритму.
Ехал в автомобиле
Салат из моркови
Физминутка.
- Если увидите существительные 1 склонения, поднимает руки (рука – слово-помощник для 1 склонения).
- Если существительное 2 склонения, руки к плечам (плечо – слово-помощник 2 склонения).
- Если существительное 3 склонения, руки перед грудью (грудь – слово-помощник 3 склонения).
Под музыку на смарт доске появляются слайды со словами. На одном слайде – одно слово. (Стол, мышь, доска, мышка, морковь, врач, глушь, облако, пшеница, гараж, картошка.)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
- Используя алгоритм, запишем ответы на вопросы (фронтальная работа)
1) Где восходит солнце? (на востоке, восток – 2 скл., на плече, окончание е)
2) А где заходит? (на западе)
3) Где находятся два полюса Земли? (на севере, на юге)
4) На чём весной висят серёжки? (на берёзе)
5) На каких кустах сиреневые цветы? (на сирени)
- Что общего у этих существительных? (у всех безударные окончания)
- Как мы проверим безударную гласную в окончании существительного? (пользовались алгоритмом)
Работа в парах.
-Пользуясь алгоритмом, вставьте окончания у существительных.
По полянк., к черёмух., у ежих., на медал., в пол., по травинк..
-Проверим, что получилось.
На смарт -доске появляются ответы.
По полянке, к черёмухе, у ежихи, на медали, в поле.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Закрепим наши умения на практике.
На топол., от бол., в деревн., по комнат., от радост., в библиотек., у речк.,по дорог., в рек..
-Проверим работу .
Эталон для самопроверки.
На тополе, от боли, в деревне, по комнате, от радости. в библиотеке, у речки,
по дороге.
- Найдите слова, которые имеют окончание – Е.
- Найдите слова, которые имеют окончание – И.
-Кто ошибся? Почему? (в определении склонения, в использовании нового алгоритма)
-Повторим, как определить склонение существительного. (шаги алгоритма)
-Вспомним новый эталон, который создали сегодня.
- Оцените свои знания. Если вы были правы в выборе буквы, поставьте « +» ВЫ МОЛОДЦЫ!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных? (чтобы грамотно писать)
- Где могут встретиться безударные окончания существительных? (диктант, изложение, сочинение и т.д.)
- Обозначь окончания слов в поговорках буквой. Окончание - очень изменяемая часть слова. Для выбора верного ответа, используй новый эталон. ( Задание выполняем фронтально).
Собирай по ягодк…- наберёшь кузовок.
Без букваря и грамматик… не учатся математик… .
Капля по капл… и камень точит.
Букварь- к мудрост… ступенька.
-Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания у существительного?
-Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях кружок, а кому трудно- квадратик.
IX. Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель на уроке мы ставили? (узнать правила написания правила написания безударных падежных окончаний существительных)
- Удалось ли достичь цели?
- Чем можете доказать? (составили алгоритм, учились применять его на практике)
Наш урок подошёл к концу.
Оцените свою работу.
Я сегодня на уроке учился ________________________________ .
Я работал с ____________________ настроением.
Я ____________________________ доволен собой.
Я испытал затруднения, когда _____________________________ .
Ученики заполняют карточки. Обсуждаем ответы.
- Чтобы не испытывать затруднений, потренируемся работать по алгоритму в домашнем задании.
Измени существительные по вопросам. Напиши словосочетания. Укажи склонение, выдели окончания.
1.Сшили (для кого?) для (сестра).
2.Связали ( из чего?) из ( шерсть).
3. Жил ( у кого?) у (бабушка). и т.д.
11