СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Сложные слова". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-изучение нового материала - знакомство со сложными словами. Работа в парах сменного состава.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Сложные слова". 3 класс»

МБОУ Новоназимовская СОШ №4






















Учитель: Тарбакова Л.В.






2016г






Цель: Формировать у учащихся представление о сложных словах.



Задачи: 1. Формировать умение распознавать сложные слова в речи.

2. Формировать умение разбирать сложные слова по составу.

3. Развивать речь, внимание, логическое мышление.


4. Воспитывать дружелюбие, ответственное отношение к учебному труду через навыки учебного сотрудничества.


Планируемые результаты:


Предметные:

  • Научатся распознавать сложные слова и разбирать их по составу.

  • Научатся образовывать сложные слова.

Познавательные:

  • Сформируют перед собой тему урока и учебные задачи.

Регулятивные:

Научатся планировать свои учебные действия, исходя из требований задания.

Коммуникативные:

  • Научатся договариваться, распределять роли, работая в парах сменного состава.




Ход.


I. Мобилизующая часть.

II. Орфографическая минутка.

Учащиеся проводят работу над своими ошибками, допущенными в предыдущей классной или домашней работах. В случае отсутствия ошибок – работают со словами с непроверяемыми написаниями ( с личными словариками) - записывают по собственному выбору 5 слов из словарика и обозначают непроверяемую орфограмму.



III. Изучение нового материала.


На доске слова: сорока опытный

сталевар новая

хлеборезка белобокая

Разделите данные слова на 2 группы.

По каким признакам вы разделили эти слова на две группы?


I вариант деления - деление по смыслу


сорока белобокая

сталевар опытный

хлеборезка новая


II вариант деления – на имена существ. и прилагательные:


сорока опытный

сталевар новая

хлеборезка белобокая


III вариант деления - простые слова ( слова из одного корня) сложные слова


сорока сталевар

опытный белобокая

новая хлеборезка


Выберите один вариант деления слов и запишите их в тетрадь. Разберите слова каждого столбика по составу.

В разборе, каких слов по составу, у вас возникли затруднения?


Почему?

Какие слова вам было проще разобрать по составу? Почему?

Можем мы сказать, что это простые слова?


А что вы можете сказать о словах сталевар, хлеборезка, белобокая?

Какие они по составу ?

Учитель: - Простые?

(Ответ учащиеся дают – сложные)


- Значит, на уроке мы сегодня будем говорить, о каких словах?


Сформулируйте тему нашего урока.

Учащиеся: Сложные слова.


- Что вы уже узнали о сложных словах? ( В сложных словах несколько корней)


- Как соединяются корни сложного слова между собой?


- Значит, как мы можем назвать эти гласные? (Ответ учащихся – соединительные).


Работа в парах постоянного состава по учебнику с.39 – заучивание правила о сложных словах.


Правило: В составе слова может быть несколько корней. Это сложные слова. В них используется соединительная гласная О или Е.


- А сейчас вам предстоит закрепить ваши знания о сложных словах в парах сменного состава, а поможет нам в этом игра «Светофор».


- Вы знаете, что такое светофор? Светофор – это сигнальный электрический фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

- Сегодня он будет регулировать вашу работу в парах. Как вы думаете, на нашем светофоре сегодня горит зелёный свет для каких слов?

- Правильно, сложных.

- Но чтобы, этот свет зажёгся, вам нужно сначала собрать каждому свой светофор.


Работа в парах сменного состава.

Каждый учащийся получает три кружка от светофора одного цвета и карточку с индивидуальной загадкой. Ученик должен прочитать загадку, отгадать её, записать слово-отгадку в свою тетрадь, разобрать данное слово по составу. ( После разбора учащимся своего слова учитель даёт ему карточку с правильным разбором его слова для проверки выполненного задания.) Далее учащийся учится читать текст своей загадки выразительно, чтобы загадать её своему напарнику, сидящему рядом. После того, как ученики обмениваются устно своими загадками, отгадывают их, они должны обменяться тетрадями и записать своё слово- отгадку в тетрадь напарника, разобрав при этом его по составу и устно объяснив свой разбор напарнику. При этом дети обмениваются своими кружками. Далее они находят себе пару, чтобы в такой же работе получить недостающий кружок светофора. Работа, считается, закончена, когда каждый учащийся соберёт свой светофор.


Если одни учащиеся справились с заданиями, а другие нет, им даются дополнительные загадки для самостоятельной работы. Слова-отгадки учащиеся будут записывать на другой строчке в тетради и производить их разбор.

Слова-отгадки в карточках: САМОЛЁТ, СПОРТЗАЛ, МЯСОРУБКА, ПЫЛЕСОС, ВОДОПРОВОД, ЭЛЕКТРОБРИТВА, ФОТОАППАРАТ, ВОДОЛАЗ, РЫБОЛОВ, ЛИСТОПАД, ПОДОСИНОВИК, ХОЛОДИЛЬНИК, СНЕЖИНКА, КУКУШКА, ПОДСНЕЖНИК.


Какие слова мы сегодня изучаем? (Сложные)

Найдите в записанных в вашей тетради словах лишнее слово. Почему оно лишнее? (Данное слово не является сложным по составу.)

Как образованы сложные слова? ( С помощью слияния двух корней или основ)

Как образуются все остальные слова? ( При помощи суффиксов и приставок).


Скажите, пожалуйста, как соединяются основы записанных вами сложных слов?

Сделайте вывод. ( Ответ: При помощи соединительных гласных О или Е, без соединительной гласной, например: спортзал, фотоаппарат. Расскажите данный вывод своему напарнику.

Сделайте вывод, как могут образовываться новые слова? (Ответ: при помощи суффиксов, приставок, сложением двух основ.)

Прочитайте вывод на с. 40, запомните и расскажите напарнику.


Вывод: Новые слова могут быть образованы не только при помощи приставок и суффиксов, но и сложением двух основ.


Например: фотобумага, водопроводчик.


Найдите слово, в котором два одинаковых корня. ( водопровод)

Скажите, корни данных слов являются однокоренными?

Почему?


IV. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельно выполните упражнение №88.

Проверьте по доске. Объясните значения данных слов в парах.

2. Аналогично выполните упражнение 89.

Выполнение упражнения №90.


V. Домашнее задание упражнение №93 с.41


VI. Рефлексия.



- Что нового узнали сегодня на уроке?


- Чему научились?




















ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку «Сложные слова»


Карточка №1


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? ....................












Карточка №2


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Есть лужайка в нашей школе,

А на ней – козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе - кони и лужайка?!

Что за чудо угадай-ка!






Карточка №3


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Ей набили мясом рот,

И она его жуёт.

Жуёт, жуёт и не глотает-

В тарелку отправляет.













Карточка №4


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Мойдодыру я родня.

Отверни, открой меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.








Карточка №5


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


На полу – крошка – слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет.






Карточка №6


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Прилетела электрическая муха-

Жёсткое брюхо,

К бороде прижалась,

Её не осталось.


Карточка №7


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.








Карточка №8


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Его работа –

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос:

Не космонавт,

А ходит среди звёзд.





Карточка №9


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель ....................... .





Карточка №10


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Листья падают, кружатся,

Тихо под ноги ложатся.

Наблюдать за ними рад-

Потому что ................. .




Карточка №11


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.




Карточка №12


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.





Карточка №13


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.






Карточка №14


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.




Карточка №15


Отгадай загадку.

Запаши слово-отгадку в свою тетрадь. Разбери слово по составу.

Научись читать загадку выразительно.

Загадай её своему напарнику. Обменяйтесь тетрадями с напарником.

Запишите отгаданные слова в тетрадь своего напарника, обозначьте части данного слова.


У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.