Урок русского языка в 5 классе.
Тема. Восклицательные и невосклицательные предложения.
Цели: раскрыть понятие «восклицательное предложение», показать, где, как и для чего такие предложения употребляются в речи;
Научить распознавать эти предложения по интонации, выразительно читать их и характеризовать ;
Формировать осознание ценности языка, потребность изучать его.
Ход урока
1.Актуализация учебных действий. Фронт. опрос:
Что такое предложение? Какими они бывают по наличию грамматических основ?
По цели высказывания? Приводим примеры по домашнему заданию.
2. Запишем и охарактеризуем предложения См. на экран)
Береги честь смолоду.
Учиться никогда не поздно.
Любите ли вы театр?
Как хороши, как свежи были розы!
Спросим уч-ся, чем отличается последнее предложение и попросим сформулировать тему урока.
Подберем и запишем однокоренные слова к слову «восклицательный»: восклицать, кликать, клич.
Все эти слова имеют отношение к выражению чувств. В грамматике 17-18 вв. восклицательный знак назывался «удивным», «удивительным». Сегодня нам и предстоит разобраться, что такое восклицательное предложение, в чем его особенности, когда и где оно употребляется.
3. Введение в суть понятия. Раскрытие значения слова «чувства». Анализ материала учебника- пар.16. работа по упр. 213. Выделяем те предложения, в которых выражены чувства. Составляем словарь слов, называющих чувства.
Подчеркиваю, что чувства бывают разные и мы можем выразить их не только с помощью слов, но и с помощью особой интонации. Так у нас возникают восклицательные предложения, в которых мы выражаем какие-либо сильные чувства
4. Сфера употребления восклицательных предложений
Где мы часто встречаем предложения с восклицательным знаком?
(В призывах, лозунгах, в начале писем и т.п. Дети приводят примеры : Миру- мир! Добрый день, дорогие! и др.)5
5. Углубление понятия. Выполняем упр. 216 по условию, затем смотрим на экран. Дети читают предложения и определяют на слух, какие чувства в них выражаются:
-Хорошо живет на свете Винни-Пух!
Оттого поет он эти
Песни вслух!
-Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
-Что за диво! Всё так чисто и красиво!
Описание своей интонации: какие чувства вы передаёте при чтении стихотворения, в котором повторяется слово «мимоза»?
Не ландыш, не лотос, не кактус, не роза,-
Морозной зимой появилась мимоза.
Повсюду мимоза! Мимоза? Мимоза!
Она не боится пурги и мороза.
6 .Графический диктант. Каждое предложение нумеруется, обозначается прямоугольником, ставится конечный знак препинания. В скобках характеристика предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Дополнительное задание: текст озаглавить.
А летнее июльское утро? Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало… Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался, воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет, туча ли надвигается? Э, да это гроза… Скорей! Вон, кажется , виднеется сарай… Скорее! Каков дождик! Каковы молнии!
7. Задание по группам. Составление восклицательных предложений на основе данных ситуаций
а) Младшая сестра хорошо нарисовала осенний пейзаж. Её нужно похвалить. Что и как вы скажете?
а) Ваш друг долго болел, наконец пришел в школу. Как вы его встретите, что скажете?
Чтение предложений с учетом речевой ситуации:
1 Я завтра уезжаю в деревню? Этот вопрос я задаю вечером, накануне отъезда.
2 Меня родители долго не отпускали в деревню, куда я мечтаю поехать, наконец дали согласие. Обрадованный, я говорю…
3 Я собирался ехать в деревню через неделю. Но вдруг выясняется, что билет куплен на завтра. И я говорю…
(какие из предложений являются восклицательными?
8.Диктант с продолжением на основе музыкальных впечатлений. Задача: передать впечатления, выразить чувства.
Начало текста: Мы на уроке русского языка. Тихо звучит музыка. Что это?
(Дети слушают музыку, пишут о тех чувствах, мыслях, настроении, которые у них возникли под влиянием музыки. 5-6 предложений.).
Потом читаем, обмениваемся мнением. Выясняем, что понравилось на уроке, все ли было понятно.( рефлексия)
Обобщаем и даем задание на дом : пар.16, найти в знакомых произведениях 5-6 восклицательных предложений , уметь объяснить чувства, в них выраженные .