СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Восклицательные предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка даёт разнообразный материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Восклицательные предложения".»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Цели: раскрыть понятие «восклицательное предложение», показать, где, как и для чего такие предложения употребляются в речи;

Научить распознавать эти предложения по интонации, выразительно читать их и характеризовать ;

Формировать осознание ценности языка, потребность изучать его.

Ход урока

1.Актуализация учебных действий. Фронт. опрос:

Что такое предложение? Какими они бывают по наличию грамматических основ?

По цели высказывания? Приводим примеры по домашнему заданию.

2. Запишем и охарактеризуем предложения См. на экран)

Береги честь смолоду.

Учиться никогда не поздно.

Любите ли вы театр?

Как хороши, как свежи были розы!

Спросим уч-ся, чем отличается последнее предложение и попросим сформулировать тему урока.

Подберем и запишем однокоренные слова к слову «восклицательный»: восклицать, кликать, клич.

Все эти слова имеют отношение к выражению чувств. В грамматике 17-18 вв. восклицательный знак назывался «удивным», «удивительным». Сегодня нам и предстоит разобраться, что такое восклицательное предложение, в чем его особенности, когда и где оно употребляется.

3. Введение в суть понятия. Раскрытие значения слова «чувства». Анализ материала учебника- пар.16. работа по упр. 213. Выделяем те предложения, в которых выражены чувства. Составляем словарь слов, называющих чувства.

Подчеркиваю, что чувства бывают разные и мы можем выразить их не только с помощью слов, но и с помощью особой интонации. Так у нас возникают восклицательные предложения, в которых мы выражаем какие-либо сильные чувства

4. Сфера употребления восклицательных предложений

Где мы часто встречаем предложения с восклицательным знаком?

(В призывах, лозунгах, в начале писем и т.п. Дети приводят примеры : Миру- мир! Добрый день, дорогие! и др.)5

5. Углубление понятия. Выполняем упр. 216 по условию, затем смотрим на экран. Дети читают предложения и определяют на слух, какие чувства в них выражаются:

-Хорошо живет на свете Винни-Пух!

Оттого поет он эти

Песни вслух!

-Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

-Что за диво! Всё так чисто и красиво!

Описание своей интонации: какие чувства вы передаёте при чтении стихотворения, в котором повторяется слово «мимоза»?

Не ландыш, не лотос, не кактус, не роза,-

Морозной зимой появилась мимоза.

Повсюду мимоза! Мимоза? Мимоза!

Она не боится пурги и мороза.

6 .Графический диктант. Каждое предложение нумеруется, обозначается прямоугольником, ставится конечный знак препинания. В скобках характеристика предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Дополнительное задание: текст озаглавить.

А летнее июльское утро? Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало… Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался, воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет, туча ли надвигается? Э, да это гроза… Скорей! Вон, кажется , виднеется сарай… Скорее! Каков дождик! Каковы молнии!

7. Задание по группам. Составление восклицательных предложений на основе данных ситуаций

а) Младшая сестра хорошо нарисовала осенний пейзаж. Её нужно похвалить. Что и как вы скажете?

а) Ваш друг долго болел, наконец пришел в школу. Как вы его встретите, что скажете?

Чтение предложений с учетом речевой ситуации:

1 Я завтра уезжаю в деревню? Этот вопрос я задаю вечером, накануне отъезда.

2 Меня родители долго не отпускали в деревню, куда я мечтаю поехать, наконец дали согласие. Обрадованный, я говорю…

3 Я собирался ехать в деревню через неделю. Но вдруг выясняется, что билет куплен на завтра. И я говорю…

(какие из предложений являются восклицательными?

8.Диктант с продолжением на основе музыкальных впечатлений. Задача: передать впечатления, выразить чувства.

Начало текста: Мы на уроке русского языка. Тихо звучит музыка. Что это?

(Дети слушают музыку, пишут о тех чувствах, мыслях, настроении, которые у них возникли под влиянием музыки. 5-6 предложений.).

Потом читаем, обмениваемся мнением. Выясняем, что понравилось на уроке, все ли было понятно.( рефлексия)

Обобщаем и даем задание на дом : пар.16, найти в знакомых произведениях 5-6 восклицательных предложений , уметь объяснить чувства, в них выраженные .










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс