14 часов на изучение темы «Имя существительное».
12-ый урок в теме.
Класс: 6.
Дидактическая цель урока: систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, определять стилистическую роль имени существительного в тексте.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Предметные
знать:
- правила (что обозначает имя существительное), морфологические признаки существительных, синтаксическую роль существительных в предложении;
- способы выражения сравнения;
- знаки препинания при сравнительных оборотах.
уметь:
- определять роль существительных в речи;
- создавать тексты с использованием имен существительных;
- интонационно правильно произносить предложения со сравнениями;
- выделять сравнительные обороты на письме знаками препинания.
использовать:
- для анализа чужих и создания собственных текстов;
- в разных ситуациях общения.
Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (регулятивные); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (коммуникативные); осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (познавательные).
-личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
-познавательные: постановка и решение проблем, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, строить речевое высказывание, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля речи.
- регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей
-коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение диалогической и монологической формами речи, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Обучающая цель: создать условия для освоения разнообразных способов выражения сравнения.
Развивающая цель: создать условия для развития УУД учащихся.
Воспитательная цель: создать условия для формирования культуры речи и культуры общения.
Методы обучения: проблемные и поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник С.И.Львовой «Русский язык», 6 класс, электронная презентация.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме
«Роль имени существительного в тексте»
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в этот зимний день. Проверьте, все ли готово к уроку.
(тетрадь, учебник, приложение №3, лист с таблицей, лист с текстом)
– Все готово! Садитесь.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
- Какой раздел лингвистики мы изучаем? (ответ должен быть полным) (Морфологию)
- Что такое морфология? (Это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи).
- На какие группы делятся части речи в русском языке? (Самостоятельные и служебные)
- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)
- Мы повторили с вами общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические признаки, синтаксическую роль. А сегодня посмотрим на имя существительное с другой стороны.
- Эпиграфом нашего урока будут слова Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка». (слайд №1)
- Прочитайте эпиграф.
- Объясните постановку тире в этом предложении.
- Тире требует особой интонации. Объясните ее.(голос повышается перед тире, после - понижается) (слайд №2)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Имя существительное – самая главная часть речи, без имени существительного речь не мыслима)
И это действительно так. Знаете, в любом тексте на 100 слов приходится 40 имен существительных.
- Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Об имени существительном, его роли в речи, в тексте). (если не смогут ответить – сказать, что уже знаем, обратиться к эпиграфу)
- Открываем тетради, записываем число, тему урока, классная работа. - Какую цель мы поставим перед собой? (Какова роль имен существительных в тексте)
- А для того, чтобы понять роль существительных в тексте, мы
изучим новый материал;
будем работать с художественными текстами;
конструировать предложения.
- Итак, начинаем работу. Прочитайте текст, который вы видите на слайде и определите, о ком идет речь. (текст на слайде №3)
- О ком говорится в тексте? Почему вы так решили? Может быть…, а твое мнение, Саша? (текст на слайде №4)
- А вот и не о кошке, а о сове.
- Почему вы не угадали, что в нем говорится о сове? (потому что не было существительных, которые называют предмет)
- Итак, одна из ролей имени существительного - называть предмет.
- Вернемся к тексту. Давайте его прочитаем.
- Посмотрите, с кем сравнивается сова? Найдите сравнения в тексте (мяукают, как кошки, пищит, как крыса) – сущ-ые со сравнительными союзами
- Чем выражено сравнение? (сравнительным оборотом)
- Правильно, это сравнительные обороты.
- Итак, мы с вами знаем, что сравнение бывает выражено сравнительным оборотом.
Усвоение новых знаний.
- Но существуют и другие способы выражения сравнений. Какие, вы узнаете из параграфа на странице 133 вашего учебника. (слайд №5)
- Работаем в парах.
1) прочитайте теоретический материал (как его найти – информация на желтом фоне)
2) заполните первый и второй столбик таблицы. (почему три строчки пронумеровано?)
- Это опорная таблица. Заполним ее в следующих классах. (3 минуты)
- Итак, какие существуют способы выражения сравнений? (слайд №6)
- Когда сравнение выделяется запятыми?
- А легко ли было переработать этот текст? Почему? (Слова выделены жирным шрифтом).
- Мне кажется, что не вся главная информация выделена жирным шрифтом. Что нам необходимо выделить в первом абзаце? (Сравнение – это образное сопоставление двух предметов, которым присущи общие признаки)
- В сравнении участвуют 2 существительных.
- Итак, чем сравнительный оборот отличается от других способов выражения сравнения? (Выделяется запятыми на письме)
Первичное закрепление изученного.
- Закрепляем материал. Упражнение 256.
- Прочитайте задание. Всем ли оно понятно?
- Работаем с 1,2,5 упражнением.
- Выполним первое предложение у доски.
- Прочитай предложение, объясни с точки зрения строения (простое предложение, осложненное сравнительным оборотом)
- Выборочно объясним орфограммы.
- 2 и 5 предложения выполняете самостоятельно.
- Проверьте знаки препинания по схемам (слайд №7)
- Читаем с правильной интонацией.
- Какое непонятное слово встретилось вам в предложениях. Объясните его значение.
- Итак, что мы с вами делали? (Объясняли постановку знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами)
- Переходим к работе над текстом, распечатка которого лежит у вас на партах. (слайд №7)
- Прочитайте текст (прочитали)
- Узнали, откуда этот отрывок? (И.С.Тургенев «Бежин луг»)
- К какому стилю относится текст? (к художественному) Даете полный ответ.
- Послушайте выразительное чтение, попытайтесь представить картину, понять тему и идею текста. (читают)
- Какова тема текста? (описание июльского дня)
- Идея (восхищение красотой июльского дня)
- К какому типу речи относится текст? (описание)
- С помощью чего Тургенев описывает облака? (с помощью сравнений)
- Найдите сравнения в этом тексте и подчеркните их.
- 1 ряд находит сравнительные обороты.
- 2 – сравнения со словами похож на …, подобен …, кажется …, напоминает ….
- 3 ряд – сравнения в творительном падеже.
(спросить)
- Молодцы
- А сейчас вернемся к нашей таблице.
- Давайте запишем сравнения под диктовку.
- В какую строку пишите?
(слайд №9)
- 1. Блеск облаков / подобен блеску / кованого серебра.
2. Облака, / как дым, ложатся/ розовыми клубами / напротив солнца.
3. Утренняя заря / не пылает пожаром.
Проверьте, все ли записали?
- Итак, зачем нужны существительные в этом тексте, что они делают? (С помощью сравнений автор описывает облака июльского дня)
- Значит существительные не только называют предметы, но и описывают.
Усвоение материала.
- Молодцы, хорошо поработали. А сейчас посмотрите на слайд. (слайд №10) Давайте подумаем, с чем можно сравнить?
капельки росы (похожи на алмазы, драгоценные камни, бриллианты),
закат (словно кровь),
подсолнух (желтое солнышко)
- Выберите одну из картинок и составьте предложение, чтобы в нем было сравнение.
- Прочитайте (Читают)
- Спасибо, молодцы.
Рефлексия.
- Давайте вернемся к теме нашего урока. Прочитайте ее.
- Что бы вы добавили в тему? (Записать на доске – Сравнение.)
- Вернемся к нашему эпиграфу. (слайд №11) Почему же Л.В.Успенский сравнил имя существительное с хлебом? (Имя существительное занимает главное место в нашей речи. Оно необходимо нам как хлеб. Поэтому Л.В.Успенский сравнил имя существительное с хлебом языка).
- Молодцы, плодотворно поработали, а сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд №11)
Домашнее задание.
§ 26 (пересказ с опорой на таблицу).
Упражнение 256 (доделать).
Упражнение 257 (по желанию).