СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Роль имени существительного в тексте»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан на основе УМК под ред.С.И.Львовой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Роль имени существительного в тексте»»

14 часов на изучение темы «Имя существительное».

12-ый урок в теме.

Класс: 6.

Дидактическая цель урока: систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, определять стилистическую роль имени существительного в тексте.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты:

Предметные

знать:

- правила (что обозначает имя существительное), морфологические признаки существительных, синтаксическую роль существительных в предложении;

- способы выражения сравнения;

- знаки препинания при сравнительных оборотах.

уметь:

- определять роль существительных в речи;

- создавать тексты с использованием имен существительных;

- интонационно правильно произносить предложения со сравнениями;

- выделять сравнительные обороты на письме знаками препинания.

использовать:

- для анализа чужих и создания собственных текстов;

- в разных ситуациях общения.

Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (регулятивные); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (коммуникативные); осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (познавательные).

-личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

-познавательные: постановка и решение проблем, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, строить речевое высказывание, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля речи.

- регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей

-коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение диалогической и монологической формами речи, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Обучающая цель: создать условия для освоения разнообразных способов выражения сравнения.

Развивающая цель: создать условия для развития УУД учащихся.

Воспитательная цель: создать условия для формирования культуры речи и культуры общения.

Методы обучения: проблемные и поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник С.И.Львовой «Русский язык», 6 класс, электронная презентация.



Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Роль имени существительного в тексте»

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в этот зимний день. Проверьте, все ли готово к уроку.

(тетрадь, учебник, приложение №3, лист с таблицей, лист с текстом)

– Все готово! Садитесь.

  1. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

- Какой раздел лингвистики мы изучаем? (ответ должен быть полным) (Морфологию)

- Что такое морфология? (Это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи).

- На какие группы делятся части речи в русском языке? (Самостоятельные и служебные)

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)

- Мы повторили с вами общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические признаки, синтаксическую роль. А сегодня посмотрим на имя существительное с другой стороны.

- Эпиграфом нашего урока будут слова Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка». (слайд №1)

- Прочитайте эпиграф.

- Объясните постановку тире в этом предложении.

- Тире требует особой интонации. Объясните ее.(голос повышается перед тире, после - понижается) (слайд №2)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Имя существительное – самая главная часть речи, без имени существительного речь не мыслима)

И это действительно так. Знаете, в любом тексте на 100 слов приходится 40 имен существительных.

- Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Об имени существительном, его роли в речи, в тексте). (если не смогут ответить – сказать, что уже знаем, обратиться к эпиграфу)

- Открываем тетради, записываем число, тему урока, классная работа. - Какую цель мы поставим перед собой? (Какова роль имен существительных в тексте)

- А для того, чтобы понять роль существительных в тексте, мы

изучим новый материал;

будем работать с художественными текстами;

конструировать предложения.

- Итак, начинаем работу. Прочитайте текст, который вы видите на слайде и определите, о ком идет речь. (текст на слайде №3)

- О ком говорится в тексте? Почему вы так решили? Может быть…, а твое мнение, Саша? (текст на слайде №4)

- А вот и не о кошке, а о сове.

- Почему вы не угадали, что в нем говорится о сове? (потому что не было существительных, которые называют предмет)

- Итак, одна из ролей имени существительного - называть предмет.

- Вернемся к тексту. Давайте его прочитаем.

- Посмотрите, с кем сравнивается сова? Найдите сравнения в тексте (мяукают, как кошки, пищит, как крыса) – сущ-ые со сравнительными союзами

- Чем выражено сравнение? (сравнительным оборотом)

- Правильно, это сравнительные обороты.

- Итак, мы с вами знаем, что сравнение бывает выражено сравнительным оборотом.

  1. Усвоение новых знаний.

- Но существуют и другие способы выражения сравнений. Какие, вы узнаете из параграфа на странице 133 вашего учебника. (слайд №5)

- Работаем в парах.

1) прочитайте теоретический материал (как его найти – информация на желтом фоне)

2) заполните первый и второй столбик таблицы. (почему три строчки пронумеровано?)

- Это опорная таблица. Заполним ее в следующих классах. (3 минуты)

- Итак, какие существуют способы выражения сравнений? (слайд №6)

- Когда сравнение выделяется запятыми?

- А легко ли было переработать этот текст? Почему? (Слова выделены жирным шрифтом).

- Мне кажется, что не вся главная информация выделена жирным шрифтом. Что нам необходимо выделить в первом абзаце? (Сравнение – это образное сопоставление двух предметов, которым присущи общие признаки)

- В сравнении участвуют 2 существительных.

- Итак, чем сравнительный оборот отличается от других способов выражения сравнения? (Выделяется запятыми на письме)

  1. Первичное закрепление изученного.

- Закрепляем материал. Упражнение 256.

- Прочитайте задание. Всем ли оно понятно?

- Работаем с 1,2,5 упражнением.

- Выполним первое предложение у доски.

- Прочитай предложение, объясни с точки зрения строения (простое предложение, осложненное сравнительным оборотом)

- Выборочно объясним орфограммы.

- 2 и 5 предложения выполняете самостоятельно.

- Проверьте знаки препинания по схемам (слайд №7)

- Читаем с правильной интонацией.

- Какое непонятное слово встретилось вам в предложениях. Объясните его значение.

- Итак, что мы с вами делали? (Объясняли постановку знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами)

- Переходим к работе над текстом, распечатка которого лежит у вас на партах. (слайд №7)

- Прочитайте текст (прочитали)

- Узнали, откуда этот отрывок? (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

- К какому стилю относится текст? (к художественному) Даете полный ответ.

- Послушайте выразительное чтение, попытайтесь представить картину, понять тему и идею текста. (читают)

- Какова тема текста? (описание июльского дня)

- Идея (восхищение красотой июльского дня)

- К какому типу речи относится текст? (описание)

- С помощью чего Тургенев описывает облака? (с помощью сравнений)

- Найдите сравнения в этом тексте и подчеркните их.

- 1 ряд находит сравнительные обороты.

- 2 – сравнения со словами похож на …, подобен …, кажется …, напоминает ….

- 3 ряд – сравнения в творительном падеже.

(спросить)

- Молодцы

- А сейчас вернемся к нашей таблице.

- Давайте запишем сравнения под диктовку.

- В какую строку пишите?

(слайд №9)

- 1. Блеск облаков / подобен блеску / кованого серебра.

2. Облака, / как дым, ложатся/ розовыми клубами / напротив солнца.

3. Утренняя заря / не пылает пожаром.

Проверьте, все ли записали?

- Итак, зачем нужны существительные в этом тексте, что они делают? (С помощью сравнений автор описывает облака июльского дня)

- Значит существительные не только называют предметы, но и описывают.

  1. Усвоение материала.

- Молодцы, хорошо поработали. А сейчас посмотрите на слайд. (слайд №10) Давайте подумаем, с чем можно сравнить?

капельки росы (похожи на алмазы, драгоценные камни, бриллианты),

закат (словно кровь),

подсолнух (желтое солнышко)

- Выберите одну из картинок и составьте предложение, чтобы в нем было сравнение.

- Прочитайте (Читают)

- Спасибо, молодцы.

  1. Рефлексия.

- Давайте вернемся к теме нашего урока. Прочитайте ее.

- Что бы вы добавили в тему? (Записать на доске – Сравнение.)

- Вернемся к нашему эпиграфу. (слайд №11) Почему же Л.В.Успенский сравнил имя существительное с хлебом? (Имя существительное занимает главное место в нашей речи. Оно необходимо нам как хлеб. Поэтому Л.В.Успенский сравнил имя существительное с хлебом языка).

- Молодцы, плодотворно поработали, а сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд №11)

  1. Домашнее задание.

  1. § 26 (пересказ с опорой на таблицу).

  2. Упражнение 256 (доделать).

  3. Упражнение 257 (по желанию).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!