Конспект урока русского языка в 8-м классе.
Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение».
Автор: Ющук Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 р.п.Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Цели:
Образовательная:
Систематизировать и обобщать знания учащихся об обращении;
Вспомнить способы выражения обращения, его стилистические особенности;
Закрепить умение находить в предложении обращение, применять правила выделения обращения в устной и письменной речи.
Развивающая:
Развивать пунктуационные навыки;
Развивать монологическую речь учащихся, умение читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
Развивать культуру речи.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки самостоятельной и коллективной работы.
Оборудование урока: ПК, интерактивная доска, карточки с индивидуальными заданиями (для ребят, быстро справившихся с предложенными заданиями); учебник русского языка 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М., «Дрофа», 2009г.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день, ребята!
Прочтите, пожалуйста, замечательное стихотворение известной русской поэтессы- Анны Андреевны Ахматовой «Мужество» (выведено на слайд).
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Работа с художественным текстом.
- Ребята, как выдумаете, почему вам сегодня предложен для работы именно этот текст?
- Это стихотворение Ахматовой проникнуто безграничной любовью к родному слову. Звучит также мысль о сохранении чистоты русского языка. В тексте присутствует обращение поэтессы к «русской речи», «великому русскому слову».
Целеполагание.
- Прочитайте внимательно тему урока. Какие цели на уроке мы должны поставить перед собой сегодня?
- Вспомнить понятие «обращение», способы его выражения, постановку знаков препинания в предложениях с обращениями.
- Конечно, ребята, ведь наши предыдущие уроки были посвящены теме «Обращение».
Работа по теме урока.
Актуализация полученных знаний.
- Что такое обращение?
- Слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь.
- Для каких целей используют обращение в речи?
- Основная роль обращения в речи- звательная- привлечь внимание собеседника. Также важна и оценочная роль- обращения, с помощью которых можно выразить определенное отношение к собеседнику; для поэтической речи характерна изобразительная роль (риторическое обращение, обращение-олицетворение)-используется для усиления выразительности речи.
- Какие бывают обращения по своему составу?
- Распространенными и нераспространенными.
- Как мы можем это определить?
- Нераспространенные обращения состоят из одного слова, распространенные- имеют зависимые слова.
- Где может стоять обращение в предложении?
- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
- Каковы знаки препинания в предложениях с обращениями?
- Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком; но чаще всего обращения выделяются запятыми.
- В чем состоит грамматическая особенность обращения?
- Обращения не являются членом предложения.
Закрепление полученных знаний.
а) Выборочный диктант.
- Записать в тетрадь только обращения. Знаки препинания не расставлены.
Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин)
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса! (А.Твардовский)
И песню эту понесем, друзья, по свету. (А.Жаров)
(Осуществляем взаимопроверку: обмен тетрадями с соседом по парте; в ходе устного опроса объясняют постановку знаков препинания).
б) Графический диктант.
(К доске вызываем по одному ученику на каждое предложение)
- Прочитайте выразительно предложение. На интерактивной доске в квадрат нужно поставить + или - (+ распространенное обращение, - нераспространенное обращение).
Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою. (С. Михалков)
Тебе, Москва, пережитое за полстолетья отдаю. (П. Антокольский)
Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий)
О мысль, тебе удел цветка! (Е. Баратынский)
Прощай, дом! (А. Чехов)
Прощай, старая жизнь! (А. Чехов)
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет? (А. Твардовский)
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ. (М.Лермонтов)
в) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 122, выполните самостоятельно упражнение 196 (по заданным схемам составить и записать предложения с обращениями).
г) Работа с литературными примерами
(удобно провести это задание в виде игры «Кто быстрее?»).
- В данных предложениях необходимо определить, какую роль выполняет обращение? (звательную, оценочную, изобразительную)
Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою… (А. С. Пушкин) –оценочн.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А.С.Пушкин) - изобразит.
Ваше благородие! Отдайте мне бедную мою Дуню. (А. С. Пушкин) – зват.(этик.слова)
«Посылаю тебе, мой милый друг, тысячу четыреста рублей ассигнациями»,-
писала бабушка Лермонтову. –оценочн.
Старик! Я слышал много раз.
Что ты меня от смерти спас. (М. Ю. Лермонтов). –зват.
Ты жива ещё, моя старушка? (С. А. Есенин). –оценочн.
Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. (М. Ю. Лермонтов) - зват.
Что вы, милостивый государь, не знаете, куда зашли? (М. Ю. Лермонтов) - оценочн.
Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин) –изобраз.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу. (С. А. Есенин) – оценочн.
Оксана, позволь поцеловать тебя! (Н. В. Гоголь) – зват.
г) Творческая работа в группах.
- Каждая группа должна составить 7-8 предложений с распространенными и нераспространенными обращениями, в том числе и с обращениями, выражающими различную роль (звательную, оценочную, изобразительную).
Рефлексия.
- Каково значение обращения в речи?
- Как обращения выделяются на письме и в устной речи?
- Каким членом предложения является обращение?
- Какова роль обращений в поэтических текстах?
- Возвращаясь к стихотворению Анны Ахматовой, ответьте на вопрос: Почему она дает обещание сохранить русскую речь? ( Несмотря на ужасные испытания войной, важно хранить родной язык, иначе канет в лето одна из величайших сокровищниц мира).
Оценивание учащихся.
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учитель предлагает выписать 5-6 отрывков из стихотворений русских поэтов, содержащих обращения к образам из мира природы, к возлюбленным, друзьям и т.д.