СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8-м классе: "Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Цели: 

Образовательная:

1) Систематизировать и обобщать знания учащихся об обращении;

2) Вспомнить способы выражения обращения, его стилистические особенности;

3) Закрепить умение находить в предложении обращение, применять правила выделения обращения в устной и письменной речи.

 

Развивающая:

1) Развивать пунктуационные навыки;

2) Развивать монологическую речь учащихся, умение читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

3) Развивать культуру речи.

 

Воспитательная:

1) Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки самостоятельной и коллективной работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8-м классе: "Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение»"»

Конспект урока русского языка в 8-м классе.

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Обращение».

Автор: Ющук Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 р.п.Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.


 Цели:

Образовательная:

  1. Систематизировать и обобщать знания учащихся об обращении;

  2. Вспомнить способы выражения обращения, его стилистические особенности;

  3. Закрепить умение находить в предложении обращение, применять правила выделения обращения в устной и письменной речи.


Развивающая:

  1. Развивать пунктуационные навыки;

  2. Развивать монологическую речь учащихся, умение читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

  3. Развивать культуру речи.


Воспитательная:

  1. Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки самостоятельной и коллективной работы.

Оборудование урока: ПК, интерактивная доска, карточки с индивидуальными заданиями (для ребят, быстро справившихся с предложенными заданиями); учебник русского языка 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М., «Дрофа», 2009г.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.


Учитель: Добрый день, ребята!

Прочтите, пожалуйста, замечательное стихотворение известной русской поэтессы- Анны Андреевны Ахматовой «Мужество» (выведено на слайд).


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.


Работа с художественным текстом.


- Ребята, как выдумаете, почему вам сегодня предложен для работы именно этот текст?

- Это стихотворение Ахматовой проникнуто безграничной любовью к родному слову. Звучит также мысль о сохранении чистоты русского языка. В тексте присутствует обращение поэтессы к «русской речи», «великому русскому слову».


Целеполагание.

- Прочитайте внимательно тему урока. Какие цели на уроке мы должны поставить перед собой сегодня?

- Вспомнить понятие «обращение», способы его выражения, постановку знаков препинания в предложениях с обращениями.

- Конечно, ребята, ведь наши предыдущие уроки были посвящены теме «Обращение».


  1. Работа по теме урока.

Актуализация полученных знаний.


- Что такое обращение?

- Слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь.


- Для каких целей используют обращение в речи?

- Основная роль обращения в речи- звательная- привлечь внимание собеседника. Также важна и оценочная роль- обращения, с помощью которых можно выразить определенное отношение к собеседнику; для поэтической речи характерна изобразительная роль (риторическое обращение, обращение-олицетворение)-используется для усиления выразительности речи.


- Какие бывают обращения по своему составу?

- Распространенными и нераспространенными.


- Как мы можем это определить?

- Нераспространенные обращения состоят из одного слова, распространенные- имеют зависимые слова.


- Где может стоять обращение в предложении?

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.


- Каковы знаки препинания в предложениях с обращениями?

- Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком; но чаще всего обращения выделяются запятыми.


- В чем состоит грамматическая особенность обращения?

- Обращения не являются членом предложения.


  1. Закрепление полученных знаний.


а) Выборочный диктант.

- Записать в тетрадь только обращения. Знаки препинания не расставлены.


  1. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин)

  2. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

  3. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса! (А.Твардовский)

  4. И песню эту понесем, друзья, по свету. (А.Жаров)


(Осуществляем взаимопроверку: обмен тетрадями с соседом по парте; в ходе устного опроса объясняют постановку знаков препинания).


б) Графический диктант.

(К доске вызываем по одному ученику на каждое предложение)

- Прочитайте выразительно предложение. На интерактивной доске в квадрат нужно поставить + или - (+ распространенное обращение, - нераспространенное обращение).


  • Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою. (С. Михалков)

  • Тебе, Москва, пережитое за полстолетья отдаю. (П. Антокольский)

  • Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий)

  • О мысль, тебе удел цветка! (Е. Баратынский)

  • Прощай, дом! (А. Чехов)

  • Прощай, старая жизнь! (А. Чехов)

  • Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет? (А. Твардовский)

  • Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ. (М.Лермонтов)


в) Работа по учебнику.


- Откройте учебник на странице 122, выполните самостоятельно упражнение 196 (по заданным схемам составить и записать предложения с обращениями).


г) Работа с литературными примерами

(удобно провести это задание в виде игры «Кто быстрее?»).


- В данных предложениях необходимо определить, какую роль выполняет обращение? (звательную, оценочную, изобразительную)


Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою… (А. С. Пушкин) –оценочн.

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А.С.Пушкин) - изобразит.

Ваше благородие! Отдайте мне бедную мою Дуню. (А. С. Пушкин) – зват.(этик.слова)

«Посылаю тебе, мой милый друг, тысячу четыреста рублей ассигнациями»,-

писала бабушка Лермонтову. –оценочн.

Старик! Я слышал много раз.
Что ты меня от смерти спас. (М. Ю. Лермонтов). –зват.


Ты жива ещё, моя старушка? (С. А. Есенин). –оценочн.

Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. (М. Ю. Лермонтов) - зват.

Что вы, милостивый государь, не знаете, куда зашли? (М. Ю. Лермонтов) - оценочн.

Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин) –изобраз.

Дорогая, сядем рядом, 
Поглядим в глаза друг другу. (С. А. Есенин) – оценочн.

Оксана, позволь поцеловать тебя! (Н. В. Гоголь) – зват.


г) Творческая работа в группах.


- Каждая группа должна составить 7-8 предложений с распространенными и нераспространенными обращениями, в том числе и с обращениями, выражающими различную роль (звательную, оценочную, изобразительную).


  1. Рефлексия.

- Каково значение обращения в речи?

- Как обращения выделяются на письме и в устной речи?

- Каким членом предложения является обращение?

- Какова роль обращений в поэтических текстах?

- Возвращаясь к стихотворению Анны Ахматовой, ответьте на вопрос: Почему она дает обещание сохранить русскую речь? ( Несмотря на ужасные испытания войной, важно хранить родной язык, иначе канет в лето одна из величайших сокровищниц мира).


  1. Оценивание учащихся.


  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учитель предлагает выписать 5-6 отрывков из стихотворений русских поэтов, содержащих обращения к образам из мира природы, к возлюбленным, друзьям и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!