Конспект урока с использованием метода проектной деятельности
Разработка интегрированного урока (история и физика) в 7 классе
Тема: О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…
Цели урока. Образовательные — ознакомиться с личностью Ломоносова, с его значением для российской науки ; развивающие — создание условий для развития творческих способностей учащихся; воспитательные — размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.( воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.)
Форма урока.
Оборудование. Оформление доски — тема, портрет, эпиграф «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник…» А. С. Пушкин
Выставка книг о М.В. Ломоносове.
Иллюстративный материал о научной деятельности Ломоносова.
Фрагменты документального фильма о Ломоносове «Петр Великий русской литературы»
Музыкальное оформление «Рахманинов» симфония №2
Мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или другие технические средства обучения).
Урок строится на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций материалов о М.В.Ломоносове
Задачи:
1. Раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества.
2. Показать значение просветительской и научной деятельности М. В. Ломоносова всех сторон жизни России XVIII века. Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.
3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
Образовательные и воспитательные технологии: информационно-коммуникационные, традиционные.
План урока
Вступление.
1. Поморье - родина великого ученого.(презентация, выступление учащихся)
2. Становление будущего академика. .(презентация, выступление учащихся)
3. Летопись научных достижений .(презентация, выступление учащихся)
4. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии. (учитель физики)
5. М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа. (учитель истории)
6. Стекольное дело и мозаичное искусство.(презентация, выступление учащихся)
Заключение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова в истории отечественной и мировой науки и культуры занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Сегодняшний урок мы назовем «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» и посвятим этому великому ученому.
Урок начинаем с маршрута Отправная точка – Архангельская губерния
Тематика выступлений:
1.
Поморье - родина великого ученого.
Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В.Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги - «врата учености» М.В.Ломоносова. Север и формирование личности М.В.Ломоносова.
2. Становление будущего академика.
Годы учебы М.В.Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В.Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В.Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В.Ломоносова.
4. Летопись научных достижений
Достижения М.В.Ломоносова в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук.
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
Естественнонаучные взгляды М.В.Ломоносова. Корпускулярная теория материи.
Достижения М.В.Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания - физической химии. М.В.Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В.Ломоносова в развитие метеорологии.
5.
М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа.
Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В.Ломоносов о роли ПетраI в истории России. Понимание русской истории как героической (25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории). Основание Московского университета
6. Стекольное дело и мозаичное искусство
Выведение рецептуры стекла в химической лаборатории. Открытие стекольной фабрики в Усть-Руде. Мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге. Работы по мозаике.
II. Викторина “О Ломоносове»
III. Общая рефлексия
- Какие трудности возникли у вас на протяжении работы?
- Что нового узнали на этом уроке?
- Согласны ли вы с высказыванием из отрывка А. С. Пушкина о М.В.Ломоносове, взятым в качестве эпиграфа?
IV. Заключительное слово учителя. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
“Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы отрывком из стих.В.Гайдукова «Век восемнадцатый…»
(Подготовленный ученик читает отрывок из В. Гайдукова «Век восемнадцатый…».)
V. Домашнее задание.
Выполнить задание по теме «Ломоносов и физика».