СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с презентацией "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания обучающихся о частях речи, их признаках. Сформировать представление о самостоятельных и служебных частях речи.

Просмотр содержимого документа
«Р.ЯЗ. Части речи. 21 век»

Тема урока: Части речи.

Цель урока. Обобщить знания обучающихся о частях речи, их признаках. Сформировать представление о самостоятельных и служебных частях речи.


Организационный момент. Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями, садитесь.


Мотивация

Учитель:

Наш урок я предлагаю начать с игры: я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч и называете вопрос, который можно задать к этому слову.

Игра началась:

- Маша – пирог (что?)

- Роман – фруктовый (какой?)

- Миша – кондитер (кто?)

- Егор – выпекает (что делает?)

Догадайтесь, почему я предложила вам сыграть в эту игру, какие слова я использовала?

(вы использовали слова, которые отвечают на разные вопросы и обозначают предмет, признак предмета и действие предмета)

О чем же пойдет речь на уроке? (О частях речи)

Учитель:

Сегодня мы узнаем:

  • Что такое части речи;

  • По каким признакам они определяются;

  • Чем различаются части речи между собой.

А поможет нам в этом фруктовый пирог! (Группы получают макет пирога без кусочка: 1 группа (имя сущ.), 2 группа – (прил.), 3 группа (глагол), 4 группа (предлог).


Групповая работа со словарными словами:

Учитель: Каждая группа получит набор карточек со словами.

Первая группа выберет карточки со словами, обозначающими предмет. На какие вопросы отвечают эти слова?

Вторая группа – признак предмета. На какие вопросы отвечают эти слова?

Третья группа – действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова?

Четвертая группа – слова, которые не отвечают ни на один из названных вопросов.

При выполнении задания можете пользоваться таблицей в учебнике.


1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Болото

Горячий

Охраняет

У

Газета

Северный

Сверкает

на

Петух

Морковный

Учит

По


Первая группа, назовите ваши слова. К какой части речи они относятся? (имя сущ.)

Вторая группа - … (имя прилагательное)

Третья группа - … (глагол)

Итак, мы назвали с вами три части речи. Что же такое части речи, прочитаем в учебнике в рубрике «Тайны языка». К какому роду относятся названные имена существительные, поставьте их в множественное число. Это признаки имени существительного как части речи. Существительные ещё изменяются и по падежам. Об этом мы узнаем на других уроках. У других частей речи другие признаки.



Учитель:

Используя эти слова в речи мы, должны помнить их написание, почему? (Это словарные слова) Выполним словарную работу.


А четвертая группа какие слова отобрала? (у, по, на). Обратите внимание на упражнение № 2. Составьте предложение с этими словами (упражнение № 2) Какие же строчки вы выберите для выполнения этого задания? Что нужно сделать, чтобы составить предложение? (изменить форму некоторых слов). Кто уже составил? Прочитайте! Подумайте, какую роль они играют в нашей речи? (Они служат для связи слов в предложении)

Учитель: Эти слова относят к части речи, которая называется предлог.


Вывод учителя: итак, мы рассмотрели слова, которые являются самостоятельными частями речи (на слайде появляются названия частей речи) и часть речи, которая служит для связи слов в предложении (на слайде служебные части речи – предлог).


Учитель:

- В учебнике на пироге найдите, какие ещё есть самостоятельные части речи в русском языке, назовите их (наречие, местоимение, числительное).

- Какие служебные части речи? (союз, междометие, частица).

- Сколько всего частей речи в русском языке? (10 частей речи).

- Обратите внимание на пирог, его первый слой. Какую роль играют другие служебные части речи, кроме предлога? (союзы - связывают слова в предложении; частицы – дополняют смысл в предложении; междометия – выражают различные чувства).

Какой вывод на основе пирога мы можем сделать о нашей речи? (В нашей речи много слов, частей речи. Это делает нашу речь богатой)


Физкультминутка.

Учитель: Предлагаю поиграть.

Я предметы называю,

На вопросы отвечаю,

Кто идет - … Дед Мороз

Что плывет - …

Что ….


Учитель: наш пирог нам поможет при выполнении следующего задания.

Упражнение № 4. Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «Небылица». Почему так названо стихотворение? Обсудите в группе и выпишите 5 слов, которые относятся к разным частям речи.


Контрольный тест «Рецепт фруктового торта»

(В тексте рецепта есть пропуски, куда надо вставить названия частей речи: сущ., прил., глаг., предлог, союз).

На (………..) два (……………..) стакана (…………….) муки (…………..) – 150 г сливочного (…………) масла (………..), 3 столовых (………………..) ложки (………….) сахара (………….), 2 яйца (………..), 500 г клубники (…………..). Для (………….) мармелада (………….) – 250 г яблок (…………), 200 г сахара (……………). Тесто (…………..) выпекать (…………) в (…………) духовке (………….) 5-7 минут. Пирог (…………..) охладить (…………), украсить (………..) мармеладом (…………..) и (…………) свежими (…………..) фруктами (…………).



Рефлексия.

На слайде «Продолжи предложение:

На уроке я узнал(а) …

Мы делали …

Мне понравилось …

Я понял(а) …

Мне это пригодиться …

Домашнее задание: вместе с мамой испечь пирог и повторить части речи.



Просмотр содержимого презентации
«Части речи открытый урок»

о в о л с С л о в о    тема:  «Части речи»    Цели урока:  повторим известные части речи и научимся их различать;  узнаем, что такое части речи;  познакомимся с системой частей речи русского языка.

о в о л с

С л о в о

тема: «Части речи»

Цели урока:

  • повторим известные части речи и научимся их различать;
  • узнаем, что такое части речи;
  • познакомимся с системой частей речи русского языка.

Название предмета — кто? что? — имя существительное Действие предмета — что делать? что сде лать? — глагол Признак предмета — какой? какая? какое? какие? – имя прилагательное
  • Название предмета — кто? что? — имя существительное
  • Действие предметачто делать? что сде лать? — глагол
  • Признак предметакакой? какая? какое? какие? – имя прилагательное
Упражнение 1 стр. 122 Москва, осень, дождь, ребёнок, дерево, дятел, лететь  красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской, деревянный прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел

Упражнение 1 стр. 122

Москва, осень, дождь, ребёнок, дерево, дятел, лететь

красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской, деревянный

прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел

Части речи назовем, И немножко отдохнем. Письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка, жаркий.

Части речи назовем,

И немножко отдохнем.

Письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка, жаркий.

Упражнение 2 стр.123 Название предмета (кто? что?)   Признак предмета (какой? какая? какое? какие?) Действие предмета (что делать? что сделать?) 1. по улица мчаться быстрый автомобиль у краб десять нога 2. 3. друг иметь хорошо небо светить яркий солнце на 4. Вера быстро выполнить задание 5.

Упражнение 2 стр.123

Название предмета (кто? что?)

Признак предмета (какой? какая? какое? какие?)

Действие предмета

(что делать? что сделать?)

1.

по

улица

мчаться

быстрый

автомобиль

у

краб

десять

нога

2.

3.

друг

иметь

хорошо

небо

светить

яркий

солнце

на

4.

Вера

быстро

выполнить

задание

5.

Проверь себя! По улице мчится быстрый автомобиль. У краба десять ног. Хорошо иметь друга. На небе светит яркое солнце. Вера быстро выполнила задание.

Проверь себя!

По улице мчится быстрый автомобиль.

У краба десять ног.

Хорошо иметь друга.

На небе светит яркое солнце.

Вера быстро выполнила задание.

Продолжи предложение.   На уроке я узнал(а)…  Мы делали…  Мне понравилось…  Я понял(а)…  Мне это пригодиться…

Продолжи предложение. На уроке я узнал(а)… Мы делали… Мне понравилось… Я понял(а)… Мне это пригодиться…


Скачать

© 2017 2794 79

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!