Тема урока: Части речи.
Цель урока. Обобщить знания обучающихся о частях речи, их признаках. Сформировать представление о самостоятельных и служебных частях речи.
Организационный момент. Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями, садитесь.
Мотивация
Учитель:
Наш урок я предлагаю начать с игры: я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч и называете вопрос, который можно задать к этому слову.
Игра началась:
- Маша – пирог (что?)
- Роман – фруктовый (какой?)
- Миша – кондитер (кто?)
- Егор – выпекает (что делает?)
Догадайтесь, почему я предложила вам сыграть в эту игру, какие слова я использовала?
(вы использовали слова, которые отвечают на разные вопросы и обозначают предмет, признак предмета и действие предмета)
О чем же пойдет речь на уроке? (О частях речи)
Учитель:
Сегодня мы узнаем:
А поможет нам в этом фруктовый пирог! (Группы получают макет пирога без кусочка: 1 группа (имя сущ.), 2 группа – (прил.), 3 группа (глагол), 4 группа (предлог).
Групповая работа со словарными словами:
Учитель: Каждая группа получит набор карточек со словами.
Первая группа выберет карточки со словами, обозначающими предмет. На какие вопросы отвечают эти слова?
Вторая группа – признак предмета. На какие вопросы отвечают эти слова?
Третья группа – действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова?
Четвертая группа – слова, которые не отвечают ни на один из названных вопросов.
При выполнении задания можете пользоваться таблицей в учебнике.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Болото | Горячий | Охраняет | У |
Газета | Северный | Сверкает | на |
Петух | Морковный | Учит | По |
Первая группа, назовите ваши слова. К какой части речи они относятся? (имя сущ.)
Вторая группа - … (имя прилагательное)
Третья группа - … (глагол)
Итак, мы назвали с вами три части речи. Что же такое части речи, прочитаем в учебнике в рубрике «Тайны языка». К какому роду относятся названные имена существительные, поставьте их в множественное число. Это признаки имени существительного как части речи. Существительные ещё изменяются и по падежам. Об этом мы узнаем на других уроках. У других частей речи другие признаки.
Учитель:
Используя эти слова в речи мы, должны помнить их написание, почему? (Это словарные слова) Выполним словарную работу.
А четвертая группа какие слова отобрала? (у, по, на). Обратите внимание на упражнение № 2. Составьте предложение с этими словами (упражнение № 2) Какие же строчки вы выберите для выполнения этого задания? Что нужно сделать, чтобы составить предложение? (изменить форму некоторых слов). Кто уже составил? Прочитайте! Подумайте, какую роль они играют в нашей речи? (Они служат для связи слов в предложении)
Учитель: Эти слова относят к части речи, которая называется предлог.
Вывод учителя: итак, мы рассмотрели слова, которые являются самостоятельными частями речи (на слайде появляются названия частей речи) и часть речи, которая служит для связи слов в предложении (на слайде служебные части речи – предлог).
Учитель:
- В учебнике на пироге найдите, какие ещё есть самостоятельные части речи в русском языке, назовите их (наречие, местоимение, числительное).
- Какие служебные части речи? (союз, междометие, частица).
- Сколько всего частей речи в русском языке? (10 частей речи).
- Обратите внимание на пирог, его первый слой. Какую роль играют другие служебные части речи, кроме предлога? (союзы - связывают слова в предложении; частицы – дополняют смысл в предложении; междометия – выражают различные чувства).
Какой вывод на основе пирога мы можем сделать о нашей речи? (В нашей речи много слов, частей речи. Это делает нашу речь богатой)
Физкультминутка.
Учитель: Предлагаю поиграть.
Я предметы называю,
На вопросы отвечаю,
Кто идет - … Дед Мороз
Что плывет - …
Что ….
Учитель: наш пирог нам поможет при выполнении следующего задания.
Упражнение № 4. Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «Небылица». Почему так названо стихотворение? Обсудите в группе и выпишите 5 слов, которые относятся к разным частям речи.
Контрольный тест «Рецепт фруктового торта»
(В тексте рецепта есть пропуски, куда надо вставить названия частей речи: сущ., прил., глаг., предлог, союз).
На (………..) два (……………..) стакана (…………….) муки (…………..) – 150 г сливочного (…………) масла (………..), 3 столовых (………………..) ложки (………….) сахара (………….), 2 яйца (………..), 500 г клубники (…………..). Для (………….) мармелада (………….) – 250 г яблок (…………), 200 г сахара (……………). Тесто (…………..) выпекать (…………) в (…………) духовке (………….) 5-7 минут. Пирог (…………..) охладить (…………), украсить (………..) мармеладом (…………..) и (…………) свежими (…………..) фруктами (…………).
Рефлексия.
На слайде «Продолжи предложение:
На уроке я узнал(а) …
Мы делали …
Мне понравилось …
Я понял(а) …
Мне это пригодиться …
Домашнее задание: вместе с мамой испечь пирог и повторить части речи.