Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Проверка домашней работы Вызывает одного ученика к доске Опрос по теме « Общая характеристика Африки». Актуализирует опорные знания, задает вопросы. Записывает тему урока на доске. | - Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке вы начали изучать новый материк – Африку. Давайте начнем наш урок с проверки домашнего задания. Вам было задано сообщение про историю открытия Африки и ее путешественников. Есть желающие выйти к доске? А сейчас давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке 1.Назовите крайние точки Африки 2.Какие климатические пояса Африки вы знаете? 3.Какие внутренние воды Африки вы знаете? 4.Какой рельеф у Африки? - Молодцы ребята. А сегодня мы с вами разберем более подробно Северную часть Африки. Запишите в тетрадь тему урока «Северная Африка» | Приветствуют учителя. Один ученик у доски рассказывает подготовленное сообщение про историю открытия Африки. Отвечают на вопросы учителя. 1.м. Бен-Секка (северная точка), м. Игольный (южная), м. Альмади (западная), м. Рас-Хафун (восточная) 2.Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический 3.Нил, Конго, Нигер, Лимпопо, Замбези, Оранжевая 4.преимущественно пустынный (равнинный), горы: Атлас, Капские, Драконовы горы; нагорья: Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье; Восточно-Африканское плоскогорье; обширное плато Сахары; впадина Конго; высокие равнины Калахари. вулканы: Килиманджаро, Камерун Записывают тему урока в тетрадь. | Проверка усвоенных знаний на прошлом уроке Целеполагание. |
Географическое положение Северной Африки Вызывает одного ученика к доске. Дает задание Рельеф Северной Африки Климат Северной Африки Животный и растительный мир Северной Африки Хозяйственная деятельность человека | - Ребята, откройте параграф 41 (39 по старому учебнику) на странице 206 учебника и обратите внимание на рисунок 158 (Северная Африка). Покажи на карте границы Северной Африки, и выпиши на доске страны входящие в северную часть Африки. А сейчас задание для всего класса. - Ребята, вам нужно разделить тетрадь мысленно на 2 части, и в одной половине записать страны Северной Африки, а в другой половине столицы этих стран. - Ребята, из прошлого урока вы уже знаете, что рельеф Африки преимущественно пустынный и на карте мы с вами видим, что Северная часть Африки не исключение. Но давайте обратимся к карте и скажем более подробно про рельеф Северной Африки. - Молодцы. А теперь откройте климатическую карту Африки и скажите, какие есть климатические пояса на территории Северной Африки. - Действительно, и из-за того что большую часть площади Северной Африки занимает тропический пояс, здесь находится самая жаркая область не только Африки, но и всей Земли – это пустыня Сахара. Лето в Сахаре очень жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 700C и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются, поэтому суточные колебания температур очень большие. - Ребята, в своих тетрадях начертите таблицу - Растительность Сахары чрезвычайно скудная. Местами растут отдельные пучки трав и колючие кустарники, по большей части это ксерофиты и эфемеры. (Ксерофи́ты — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»). Ксерофиты составляют типичную флору пустынь и полупустынь, обычны на морском побережье и в песчаных дюнах. Эфеме́ры — экологическая группа травянистых однолетних растений с очень коротким вегетационным периодом (некоторые заканчивают полный цикл своего развития всего за несколько недель). Это, как правило, очень маленькие растения пустынь и полупустынь или степей.) Животные Сахары приспособились к условиям пустынного климата. Например, антилопы в поисках воды и пищи способны пробегать огромные расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды. Встречаются многочисленные различные жуки, саранчовые, скорпионы. Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы. -Ребята, откройте учебник на странице 209 и прочитайте о занятости населения стран Северной Африки. перьев». | Работа с учебником. Один ученик показывает на карте у доски границы Северной Африки. Оформляют таблицу «Столицы стран Северной Африки» Страны | Столицы | Мавритания | Нуакшот | Марокко | Рабат | Алжир | Алжир | Тунис | Тунис | Ливия | Триполи | Египет | Каир | Отвечают на вопрос учителя, работая с картой. Рельеф: пустынный, присутствует нагорье Ахаггар, и гора Атлас Отвечают на вопрос учителя На территории Северной Африки преобладает тропический пояс, так же присутствует субтропический. Оформляют таблицу «Животный и растительный мир Северной Африки» Растения | Животные | Ксерофиты Эфемеры | Антилопы Ящерицы Черепахи Змеи Жуки Саранчовые Скорпионы Гиены Шакалы Лисицы | Один ученик читает текст вслух. Выделяют в тексте что: 1.Выращивают цитрусовые, оливки и т.д; 2.Из листьев финиковой пальмы плетут корзины, из сока делают вино, спиленные деревья используют для постройки жилищ; 3.Выращивают виноград, гранаты, инжир и т.д; 4.Выращивают длинноволокнистый хлопчатник, рис, сахарный тростник и т.д; 5.Добывают нефть и природный газ; 6.Добывают фосфориты и минеральные соли. | Умение работать с картой, поиск ответов на вопросы с помощью карты. Умение выделять в тексте главную мысль |