Конспект урока "Северная Африка"

Категория: География

Подходит для изучения темы: Северная Африка, так же в конспекте добавлен материал для проверки прерыдущей темы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Северная Африка"»

Урок географии в 7 классе (по УМК под ред. О. А. Климановой)

Тема урока: Северная Африка

Тип урока: традиционный урок

Средства обучения (оборудование): учебник «География. Страноведение. 7 класс» (О. А. Климанова), политическая карта Африки.

Основное содержание: Географическое положение, рельеф, климат, животный и растительный мир, хозяйственная деятельность человека, страны входящие в состав Северной Африки

Цели урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся представлений о Северной Африке;

  2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, устанавливать причинно-следственные связи); специальных умений (работать с картой);

  3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, любознательности и интереса к изучению стран Северной Африки.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению стран Северной Африки;

  2. Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом и иллюстрациями учебника, структурировать материал и систематизировать информацию;

- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;

  1. Предметные: учащиеся должны иметь представление о странах Северной Африки, ее географическом положении, рельефе, климате, о животном и растительном мире и хозяйственной деятельности человека.



Технологическая карта урока

Базовое содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Деятельность учителя

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

I. Организационно-мотивационный этап урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Проверка домашней работы




Вызывает одного ученика к доске



Опрос по теме « Общая характеристика Африки».

Актуализирует опорные знания, задает вопросы.













Записывает тему урока на доске.


- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке вы начали изучать новый материк – Африку.

Давайте начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Вам было задано сообщение про историю открытия Африки и ее путешественников.

Есть желающие выйти к доске?



А сейчас давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке

1.Назовите крайние точки Африки

2.Какие климатические пояса Африки вы знаете?

3.Какие внутренние воды Африки вы знаете?

4.Какой рельеф у Африки?











- Молодцы ребята. А сегодня мы с вами разберем более подробно Северную часть Африки. Запишите в тетрадь тему урока «Северная Африка»

Приветствуют учителя.






Один ученик у доски рассказывает подготовленное сообщение про историю открытия Африки.


Отвечают на вопросы учителя.

1.м. Бен-Секка (северная точка), м. Игольный (южная), м. Альмади (западная), м. Рас-Хафун (восточная)

2.Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический

3.Нил, Конго, Нигер, Лимпопо, Замбези, Оранжевая

4.преимущественно пустынный (равнинный), горы: Атлас, Капские, Драконовы горы; нагорья: Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье; Восточно-Африканское плоскогорье; обширное плато Сахары; впадина Конго; высокие равнины Калахари.

вулканы: Килиманджаро, Камерун


Записывают тему урока в тетрадь.













Проверка усвоенных знаний на прошлом уроке












Целеполагание.



II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала)

Географическое положение Северной Африки


Вызывает одного ученика к доске.



Дает задание











Рельеф Северной Африки






Климат Северной Африки














Животный и растительный мир Северной Африки




















Хозяйственная деятельность человека


- Ребята, откройте параграф 41 (39 по старому учебнику) на странице 206 учебника и обратите внимание на рисунок 158 (Северная Африка).

Покажи на карте границы Северной Африки, и выпиши на доске страны входящие в северную часть Африки.

А сейчас задание для всего класса.

- Ребята, вам нужно разделить тетрадь мысленно на 2 части, и в одной половине записать страны Северной Африки, а в другой половине столицы этих стран.







- Ребята, из прошлого урока вы уже знаете, что рельеф Африки преимущественно пустынный и на карте мы с вами видим, что Северная часть Африки не исключение. Но давайте обратимся к карте и скажем более подробно про рельеф Северной Африки.


- Молодцы. А теперь откройте климатическую карту Африки и скажите, какие есть климатические пояса на территории Северной Африки.

- Действительно, и из-за того что большую часть площади Северной Африки занимает тропический пояс, здесь находится самая жаркая область не только Африки, но и всей Земли – это пустыня Сахара. Лето в Сахаре очень жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 700C и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются, поэтому суточные колебания температур очень большие.


- Ребята, в своих тетрадях начертите таблицу

- Растительность Сахары чрезвычайно скудная. Местами растут отдельные пучки трав и колючие кустарники, по большей части это ксерофиты и эфемеры.

(Ксерофи́ты — растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые»). Ксерофиты составляют типичную флору пустынь и полупустынь, обычны на морском побережье и в песчаных дюнах.

Эфеме́ры — экологическая группа травянистых однолетних растений с очень коротким вегетационным периодом (некоторые заканчивают полный цикл своего развития всего за несколько недель). Это, как правило, очень маленькие растения пустынь и полупустынь или степей.)

Животные Сахары приспособились к условиям пустынного климата. Например, антилопы в поисках воды и пищи способны пробегать огромные расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды. Встречаются многочисленные различные жуки, саранчовые, скорпионы. Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы.


-Ребята, откройте учебник на странице 209 и прочитайте о занятости населения стран Северной Африки.

перьев».

Работа с учебником.



Один ученик показывает на карте у доски границы Северной Африки.



Оформляют таблицу

«Столицы стран Северной Африки»

Страны

Столицы

Мавритания

Нуакшот

Марокко

Рабат

Алжир

Алжир

Тунис

Тунис

Ливия

Триполи

Египет

Каир


Отвечают на вопрос учителя, работая с картой.

Рельеф: пустынный, присутствует нагорье Ахаггар, и гора Атлас




Отвечают на вопрос учителя

На территории Северной Африки преобладает тропический пояс, так же присутствует субтропический.











Оформляют таблицу «Животный и растительный мир Северной Африки»

Растения

Животные

Ксерофиты

Эфемеры

Антилопы

Ящерицы

Черепахи

Змеи

Жуки

Саранчовые

Скорпионы

Гиены

Шакалы

Лисицы









Один ученик читает текст вслух.

Выделяют в тексте что:

1.Выращивают цитрусовые, оливки и т.д;

2.Из листьев финиковой пальмы плетут корзины, из сока делают вино, спиленные деревья используют для постройки жилищ;

3.Выращивают виноград, гранаты, инжир и т.д;

4.Выращивают длинноволокнистый хлопчатник, рис, сахарный тростник и т.д;

5.Добывают нефть и природный газ;

6.Добывают фосфориты и минеральные соли.




Умение работать с картой, поиск ответов на вопросы с помощью карты.




















































Умение выделять в тексте главную мысль


III. Этап первичного закрепления материала

Дает задание

- Ребята, на контурной карте обозначьте географические объекты Северной Африки (страны, столицы, пустыни, реку, гору, нагорье).

Выполняют работу в контурной карте

Работа с картой

IV. Объяснение домашнего задания

Объясняет домашнее задание.

- Выучить страны и столицы. Знать параграф 41 (39 по старому учебнику). Доделать задания в контурной карте.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы


V. Рефлексивный этап урока

Задает вопросы.

- Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели?

Подводят итоги урока.

Рефлексия.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей