Сценарий занятия
по дисциплине «Основы организации ЭВМ и вычислительных систем»
Тема занятия: «Синтез логических устройств. Минимизация логических функций. Построение логических устройств»
Группа: Д2Т1
Цель урока: : закрепить, обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Синтез логических устройств. Минимизация логических функций. Построение логических устройств», в том числе с использованием нестандартных и творческих заданий.
Задачи урока: образовательные:
изучить логические элементов, их таблицы истинности;
продолжение формирования навыков по использованию законов алгебры логики при минимизации логических функций;
продолжение формирования навыков по составлению таблиц истинности логических функций;
закрепление межпредметных связей (развитие математического кругозора студентов, повышение их готовности к последующему восприятию идей организации вычислительных процессов;
- стимулирование интереса к изучаемой теме через решение нестандартных задач;
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме «Совершенные нормальные формы логических функций. Минимизация логических функций. Построение логических устройств»;
развивающие:
- развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания студентов;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у студентов, умений оценивать результаты выполняемых действий, применять полученные знания при решении задач;
воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу;
- воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению другого, достойного восприятия критики в свой адрес;
- создать условия для реальной самооценки студентов;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы;
- воспитание чувства целеустремлённости, настойчивости к достижению цели..
Вид занятия: комбинированное занятие
Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков, систематизация и закрепление изученного материала.
Межпредметные связи: «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», « Прикладная электроника».
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный; индивидуальная работа студентов, решение задач; групповая работа (работа в команде), решение творческих задач; игровые технологии – решение логических задач .
Место занятия в рабочей программе: занятие проводится после изучения теоретического материала по теме «Основной базис алгебры логики. Законы алгебры логики».
Требования к знаниям студентов:
Студенты должны иметь представлении:
- о цифровых электронных схемах.:
Студенты должны знать:
- основные логические функции, способы задания логических функций таблицей истинности;
- основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, совершенные нормальные формы, правила минимизации логических функций;
- реализация логических функций на логических элементах заданного базиса;
- особенности применения логических элементов в вычислительной технике.
Студенты должны уметь:
- использовать законы алгебры логики при минимизации логических функций;
- составлять таблицы истинности исходных и минимизированных логических функций;
- производить синтез и анализ цифровых схем;
- определять логическое состояние на выходе цифровой схемы по известным состояниям на её входе.
Общее время занятия: 90 минут.
Оснащение урока: программа презентаций Microsoft PowerPoint, компьютеры с установленной на них программой Microsoft PowerPoint, компьютерная презентация «Совершенные нормальные формы логических функций. Минимизация логических функций. Построение логических устройств», мультимедийный проектор, экран, колонки, дидактический раздаточный материал, листы контроля.
Рекомендации по изучению темы:
Тема «Совершенные нормальные формы логических функций. Минимизация логических функций. Построение логических устройств» несет большую методическую и познавательную нагрузку. Обучение студентов основам вычислительной техники невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символами математической логики владения практическими приемами применения логических элементов..
На занятии необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- формирование совершенных нормальных форм логических функций по таблицам истинности;
- минимизация логических функций;
- решение логических содержательных задач;
- реализация логических функций в заданных базисах элементов;
- построение логических устройств по сложным логическим функциям.
Рекомендации к занятию:
Фронтальный вопрос производится в форме устных ответов по материалам предыдущего занятия по вопросам, которые демонстрируют на слайдах презентации.
В ходе урока по ходу объяснения материала студенты делают записи в конспектах, приводят собственные примеры.
Теоретическая часть урока построена на основе слайд-лекции.
Практическая часть урока построена на основе индивидуальной работы и выполнения практических заданий по листам контроля .
План урока
- Оргмомент – 1 мин.
- Вводное слово – 2 мин.
- Систематизация и актуализация теоретических знаний: фронтальный опрос – 15 мин.
- Теоретическая часть: мультимедийная лекция «Совершенные нормальные формы логических функций. Минимизация логических функций. Построение логических устройств» – 35мин.
- Практикум решения задач: работа студентов под руководством преподавателя – 30 мин.
- Рефлексия –3 мин.
- Заключение – 2 мин.
- Задание на дом – 2 мин.